Стратегическая роль Азербайджана в мировой политике

Опубликовано: 06.01.2014

5Сегодня, когда внимание общественности практически всего мира приковано к событиям на Украине, интеграционные процессы, затрагивающие республики Южного Кавказа (Азербайджан, Армения, Грузия), остаются немного в тени. Однако, развитие ситуации, а также последствия, к которым может привести сближение этих государств с Европейским Союзом (или, наоборот, с Россией), представляется очень важным и актуальным в геополитическом плане.

***

Не является секретом, что исламский фактор в наши дни представляет собой серьезную силу, с которым нельзя не считаться, причем, как в Европе, так и в России. Да, на сегодняшний день число мусульман в Европе не так уж и велико – менее 50 миллионов человек (около 6% от общего населения региона). Но мусульмане являются самой молодой религиозной группой, средний возраст которой составляет приблизительно 23 года. Это молодые и энергичные люди, которые делают последователей ислама самой активной частью населения Европы. Следует также принять во внимание тот факт, что число мусульман в переживающей уже не первый год демографический кризис Европе неуклонно растет.

В этой связи особый интерес представляет ситуация вокруг Азербайджана – одной из крупнейших республик бывшего СССР. Страна площадью в 86.600 квадратных километров и населением более 9 миллионов человек, обладающая гигантскими запасами нефти и газа (второй показатель в регионе после России) и расположенная на пересечении торговых и транспортных путей, не может не вызывать интерес, как стран Запада, так и стран Востока. А если учесть тот факт, что более 99% населения Азербайджана исповедует ислам, то становится очевидным, что ввиду современных процессов, происходящих в мусульманском мире, и ввиду соседства Азербайджана с Турцией и Ираном, это государство является одной из ключевых точек, как в своем регионе, так и во всем мире, в целом. И роль Азербайджана на мировой арене, вероятно, будет только расти. Таким образом, Азербайджанская Республика фокусирует на себе взоры всех крупнейших игроков на политической карте мира, причем, как западных, так и восточных. Следовательно, Азербайджан не менее интересен для изучения в геополитическом плане, чем та же Украина.

***

Если Россия претендует на влияние в Азербайджане исходя из географических и исторических мотивов, а Турция и Иран – еще и исходя из общности религиозных интересов, то стремление Европейского Союза и стран Запада в целом, носит более завуалированный характер. В свете этого не будет лишним провести краткий экскурс в историю и эволюцию интеграционного процесса Азербайджана в ЕС.

Основы политики ЕС на Южном Кавказе, в целом, и в Республике Азербайджан, в частности, закладывались начиная с 1993 года, когда в Брюсселе было положено начало программы транспортного коридора «Европа-Кавказ-Азия» (TRACECA, т.е. Transport Corridor Europe Caucasus Asia). Таким образом, уже тогда было зафиксировано главное направление транспортной (а впоследствии и энергетической) стратегии ЕС на Кавказе – создание коридора в обход России, «чтобы разнообразить традиционные централизованные потоки торговли и транспорта и открыть новые (альтернативные) торговые маршруты в западные страны», – как это постулируется на официальном сайте программы TRACECA. В 1996 году в Люксембурге с Азербайджаном (а также и с другими государствами Южного Кавказа) было заключено «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве» (СПС), вступившее в силу в 1999 году. В 2004 году было принято постановление о включении Азербайджанской республики в «Европейскую политику соседства» (ЕПС).

Роль ЕС на Южном Кавказе до 2008 года находилась в контексте общей политики Запада по вытеснению из региона России за счет поддержки стран ГУАМ[1] (особенно Грузии). Августовская «пятидневная война» 2008 года на Кавказе поставила ЕС перед необходимостью быстрых и эффективных действий, так как военная гуманитарная акция России по отражению агрессии Грузии против Южной Осетии резко ослабила позиции США как основного союзника М. Саакашвили и усилила позиции России. Администрация Дж. Буша была лишена свободы маневра и оказалась отстранена от возможной роли миротворца.

Эта ситуация позволила активизироваться дипломатии Европейского Союза. Н. Саркози и Б. Кушнер (министр иностранных дел Франции), выступая от имени ЕС, провели ряд переговоров, результатом которых явился план «Медведева-Саркози». Так Евросоюз занял новую политическую нишу, возникшую в результате кризиса 2008 года. Уже в мае 2009 года совместная декларация Пражского саммита ЕС запустила реализацию программы «Восточного партнерства». А с мая 2010 года было принято решение о начале переговоров об ассоциации с государствами Южного Кавказа.

***

В конце ноября 2013 года в Вильнюсе прошел очередной саммит «Восточного партнерства». И если Грузия «Договор об ассоциации с ЕС» ожидаемо парафировала, а Армения осталась «висеть в воздухе» с непонятным будущим в отношениях с ЕС (но, скорее всего, будущее Армении будет связано с Таможенным Союзом, который строит Россия), то Азербайджан вообще не стал подписывать никаких документов. Зато в результате переговоров, азербайджанцы получили облегченный визовый режим со странами ЕС. На первый взгляд – ничего экстраординарного, особенно, в свете того, что Украина вовсе отказалась от парафирования «Договора с ЕС», что так взорвало СМИ всего мира. Но на самом деле, Азербайджан получил чуть ли не все, чего желал от сотрудничества с ЕС. Ведь ясно, что Азербайджан сегодня нужен переживающему кризис Евросоюзу больше, чем Евросоюз нужен Азербайджану. Азербайджан (также как и Украина, Молдавия и другие страны бывшего СССР) рассматривается ЕС в качестве рынка сбыта, причем, в качестве довольно крупного рынка. К тому же Азербайджан еще обладает и немалыми запасами энергоресурсов, которые, в добавление ко всему, можно провести в обход России.

Очевидно, что Азербайджан жизненно необходим Евросоюзу и, естественно, ЕС так просто от него не откажется. Более того, на Кавказе уже осуществляются проекты по формированию многовариантной системы трубопроводов. Так, изначально рассматривалось несколько направлений основного трубопровода. Первое из них – северное – предусматривало маршрут Баку-Новороссийск. Второе – западное – прокладку трубопровода по маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан (порт в Турции). И третье – южное – по территории Ирана. В итоге, выиграл вариант Баку-Джейхан. Кроме того, уже действует нефтепровод Баку-Сапса (Грузия); а с 1994 года Азербайджан заключил более 20 контрактов с 33 консорциумами из 14 стран мира по эксплуатации своих нефтяных месторождений на Каспии.

Подключение же к этой системе нефтегазопроводов Центральной Азии даст возможность поставлять углеводороды на мировые рынки в обход России. Следовательно, несложно определить, что одной из важнейших задач западных держав становится предотвращение монопольного внешнего контроля со стороны какой-либо региональной силы (прежде всего, со стороны России) над формирующейся здесь системой нефтегазовых трубопроводов. Как отмечает шведский политолог С. Корнелл, «нефтепровод через Турцию был активно поддержан администрацией США… это вытекает из того, что… трубопровод, не проходящий ни через территорию Ирана, ни через территорию России, представляет жизненно важную связь с западным миром».

Естественно, для стран ЕС и США крайне невыгодно, если трубопроводы, транспортирующие нефть и газ из Азербайджана в Европу, будут пролегать через территорию России. Как отмечает специалист в области международных отношений А. Уткин, «предметом спора американских и российских фирм, в конечном счете США и России, становится путь транспортировки нефти. Речь идет об огромных материальных ценностях и степени контроля России над прикаспийскими республиками».

Таким образом, интересы Европейского Союза в Азербайджане фокусируются, прежде всего, на двух аспектах: окончательно лишить Россию роли доминирующего игрока на рынке транспортировки азербайджанских энергоресурсов в Европу; и обрести в лице Азербайджана новый рынок сбыта товаров европейских производителей, что, возможно, облегчит нынешнее экономическое положение в странах ЕС.

***

Что касается самого Азербайджана, то страна, судя по всему, предпочитает придерживаться некоего нейтралитета, балансируя между Евросоюзом и Россией. Видно, что Азербайджан не стремится сломя голову в ЕС, но и особых пророссийских акций со стороны азербайджанского правительства не наблюдается. Об этом говорит и само членство Азербайджана в организации ГУАМ (по сути, являющейся антироссийским блоком, или как ее иногда называют – «организацией оранжевых наций»), и выход страны в 1999 году из «Договора о коллективной безопасности СНГ».

И все же говорить об охлаждении отношений между Москвой и Баку было бы неправильно. Один лишь факт визита в августе 2013 года В. Путина в Азербайджан, где он встретился с И. Алиевым в неформальной обстановке, говорит сам за себя. При том, что одним из официальных итогов встречи стало подписание соглашения между «Роснефтью» и «Государственной нефтяной компанией» Азербайджана. И несмотря на то, что данное событие не требовало участия первых лиц государств, все же, нельзя не отметить, что это является тем шагом, который может определить будущий вектор развития межгосударственных отношений.

***

Подводя небольшой итог всему сказанному, можно констатировать, что Республика Азербайджан представляет собой государство: имеющее довольно выгодное географическое положение; обладающее недюжинными запасами сырьевых ресурсов; имеющая в своем распоряжении энергичных и молодых людей, численность которых будет только расти и развиваться. И вся борьба за влияние в этой стране еще впереди.

Сегодня Азербайджан умело лавирует среди «акул» мировой геополитики и пытается выжать для себя максимум из симбиоза с каждым из крупнейших представителей «фауны» мирового «океана». И, в немалой степени, от шагов сегодняшнего руководства Азербайджана будет зависеть будущее не только их родной страны и такого сложного и неоднозначного региона, как Южный Кавказ, но, учитывая нынешнюю мировую тенденцию к глобализации, возможно, и всего мира, в целом.

Ильмутдин Гасанов, аналитический обозреватель портала

Muslim Politic



[1] ГУАМ представляет собой организацию, выступающую под лозунгами «демократии и экономического развития», в которую входят такие страны как Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова.

Tags: 

Comments are closed.