Малайзия как пример победы дальновидности и стратегического мышления

Опубликовано: 27.05.2014

8Малайзия – государство в Юго-Восточной Азии с населением около 30 миллионов человек. Примерно 65% от общей численности населения страны составляют бумипутра («сыны земли») – малайцы и родственные им народы, считающиеся коренными, 26% – составляют китайцы, 8% – индийцы и другие южно-азиатские народы. За недолгую историю независимого существования эта страна добилась серьезных успехов в своем развитии, демонстрируя быстрые темпы экономического роста и достаточно высокий уровень жизни населения.

***

Малайзия исторически является полиэтничным государством, на формирование этнической структуры которого оказали влияние миграционные процессы, торговля, миссионерская деятельность, а также колониальная политика западных стран. Как и для многих полиэтничных стран, для Малайзии остается актуальной проблема этноконфессиональных противоречий, хотя они не протекают столь остро как у соседей – Индонезии, Филиппин или Таиланда. Напротив, на протяжении 40 лет в стране не наблюдалось жестких столкновений на национальной почве.

И это означает, что, фактически, Малайзия вполне может рассматриваться в качестве поучительного примера в области межэтнического взаимодействия, основная ставка при котором делается на бесконфликтное существование и компромиссы. И ввиду сложности современных этноконфессиональных отношений, имеющих место в мире, малазийский опыт мирного взаимодействия на относительно небольшой территории таких отличных в языковом, религиозном и культурном планах групп населения представляет большую значимость и актуальность.

***

В момент становления Малайзии в 1950-х годах XX века страна находилась в достаточно сложном положении, причем как в экономическом, так и в этно-религиозном аспектах. При этом малазийские китайцы, по сути, переживали свой «золотой век». И действительно, в свое время китайцы смогли стать связующим звеном между британцами, малазийскими правителями и населением. К тому же многие из них заработали приличные состояния и приобрели в собственность крупные земельные участки. Очевидно, что рано или поздно такое положение привело бы к острейшим этническим столкновениям, что означало бы гражданскую войну и скорый развал только обретшей независимость Малайзии. В связи с этим между основными этнополитическими силами Малайзии необходимо было найти компромисс.

Ведущую роль в политической жизни Малайзии после обретения независимости принадлежала Объединенной Малайской Национальной Организации (ОМНО), возникшей в 1946 году из различных ассоциаций и объединений малайской общины.

Малазийская Китайская Ассоциация (МКА) появилась в 1949 году и изначально планировалась как организация, призванная уменьшить влияние коммунистического Китая среди китайской диаспоры Малайзии. Постепенно став партией, МКА начала представлять и интересы экономически влиятельной китайской общины.

Помимо этих двух ведущих политических сил с 1945 года в стране действовал и Малазийский Индийский Конгресс (МИК), представлявший интересы этнических индийцев Малайзии, в т.ч. средних и крупных предпринимателей индийского происхождения.

Еще в преддверии независимости политические элиты Малайзии признали, что страна принадлежит к числу «глубоко разделенных обществ». В этой связи было принято решение преодолеть межэтнические проблемы посредством создания Национального Фронта. Поиск формулы, обеспечивающей союз мусульманской общины малайцев с другими этническими и религиозными группами Малайзии, был изначально предложен первыми лидерами ОМНО, которые внесли предложение включить в состав партии представителей МКА и МИК, полагая при этом, что руководящая роль в организации останется за малайцами. Однако эта идея не получила поддержки ни у одной из сторон, так как верх взяли межнациональные и межрелигиозные противоречия всех национальных общин страны. И все же объединяться было необходимо, и эта необходимость обуславливалась не только внутренними противоречиями, но и факторами внешних угроз. Ибо хотя Малайзия и добилась независимости практически без вооруженной борьбы, существование внешних угроз и вероятность развала страны на почве межэтнических противоречий действительно имели место быть.

***

В 1952 году Объединенная Малайская Национальная Организация и Малазийская Китайская Ассоциация подписали пакт о сотрудничестве на местных выборах, и уже в следующем году вместе пошли на национальные выборы. А к 1955 году к этой коалиции примкнул и Малазийский Индийский Конгресс. Это стало началом создания новой политической силы, получившей название Союзной партии.

По сути, это означало, что три разные (в этническом, религиозном и даже политическом плане) движения создали единый альянс, который и стал правящим в новом государстве. Китайцам и индийцам было предоставлено признание их экономических прав, права на гражданство и место жительства, свобода сохранять, практиковать и распространять свою религию, культуру и язык. Известнейший политический и государственный деятель Малайзии Махатхир Мухаммад в своей книге «Путь вперед» отметил:

«Уникальная коалиция главных этнических групп Малайзии оказалась настолько удачной, что из 57 мандатов, оспаривавшихся в ходе выборов, лишь один достался оппозиционной Панмалайской Исламской Партии (ПМИП), которая состояла исключительно из малайцев. Кандидаты Альянса победили, потому что они опирались на поддержку представителей всех рас, а другие партии, участвовавшие в выборах, рассчитывали на поддержку только одной этнической группы».

Таким образом, в Малайзии сложилась так называемая «сообщественная демократия», если воспринимать термин «демократия» в нормальном значении этого слова. Эта особая форма устроения предполагает такое организационное взаимодействие этнических, религиозных и культурных общностей, при котором ни одна из них не оказывается надолго в состоянии изоляции. Она соединяет в одном государстве людей, разделенных разным происхождением и, следовательно, разным мировоззрением. Важнейшая черта такого государственного устройства состоит в том, что политические лидеры всех значительных сегментов многосоставного общества сотрудничают в управлении страной в рамках большой коалиции. Достижение и поддержание такого правления в многосоставных обществах является трудной, но вполне выполнимой задачей. А в условиях возможности раскола эта идея становится едва ли не наилучшим решением, что и подтверждает пример Малайзии.

Стратегическое мышление и мудрость малазийского политического руководства ОМНО не позволили скатиться стране в пучину этноконфессиональных конфликтов и сохранили целостность страны. Также, фактически, был заложен прочный фундамент, благодаря которому Малайзия как целостное государство впоследствии смогло провести ряд важнейших экономических реформ, превративших эту мусульманскую страну в одну из успешных стран мира.

***

Конечно, наивно было бы полагать, что в истории Малайзии все проходило гладко, без каких-либо шероховатостей и потрясений. Так, например, в 2013 году в одной из малазийских провинций высадился целый десант сепаратистов, прибывших из соседних Филиппин и ратовавших за возрождение Султаната Сулу. Такое нападение религиозных экстремистов, вдруг «вспомнивших» о канувшем в лету султанате, было далеко не случайным, ведь произошли эти события как раз накануне парламентских выборов. Отрадно, что малазийское общество не повелось на посулы радикалов, и заинтересованным силам не удалось привести к власти рядящуюся в «происламские» одежды оппозицию.

Не удалась дестабилизация Малайзии и во время трагических событий 13 мая 1969 года, когда в результате межэтнических столкновений погибло несколько сотен человек. Именно благодаря принятию в свое время единственно верного решения по объединению малайцев, китайцев и индийцев в рамках Союзной партии, стало возможным сравнительно легкое устранение такого рода проблем. Практически незамедлительно была провозглашена и так называемая Новая экономическая политика, которая предусматривала проведение реструктуризации экономики с целью достижения более равномерного распределения национального богатства. Идея состояла в том, чтобы сделать малайцев богаче, не делая представителей других этносов беднее.

Логичным итогом стало и создание в 1970 году новой официальной идеологической схемы страны – Рукунегара («Договор о верности государству»), которая провозгласила стремление к укреплению единства полиэтничного и социально справедливого общества, уважению к культурным традициям и развитию страны.

Настоящим воплощением единства нации стал принятый в 2010 году официальный государственный девиз «Сату Малайзия» («Единая Малайзия»), подчеркивающий единство нации, не взирая на этническую принадлежность и вероисповедание. Красно-синюю единицу (по цветам малазийского флага), подразумевающую единение, можно увидеть в самых различных местах – на автобусных остановках, фасадах зданий и даже на почтовых марках.

Все это стало возможным только благодаря своевременному осознанию политическим руководством страны важности единства этнически, религиозно и культурно разнородных сегментов общества. Мудрость, проявленная малазийскими властями полвека назад, сегодня создала условия для появления сильного среднего класса, причем как среди малайцев, так и среди других народов, что привело к созданию образованного и толерантного общества, способного идти на контакты с представителями самых различных этнических групп.

Свои мудрые решения были приняты и в области экономики. Так, новое жилищное строительство во всех крупных городах страны, ставшее возможным благодаря экономическому росту, привело к размыванию этнически однородных районов. А поскольку для горожан большое значение в процессах социальной мобильности получили с этого времени их группы интересов, а не традиционные связи, то, таким образом, в городах начало формироваться новое поколение малазийцев, ежедневно сталкивающееся с проявлениями реального, а не виртуального мультикультурализма.

Реформа образования также улучшила положение, теперь уже на информационном поле. Малазийское общество становилось все более грамотным, ибо школы перестали быть привилегией для богатых. Школьники и студенты из разных этнических групп стали получать образование независимо от этнического происхождения. И все эти факторы способствовали формированию новых настроений внутри малазийского общества, пониманию социального единства населения страны, несмотря на религиозные и этнические различия.

***

Сегодняшняя Малайзия служит для всего мира ярким примером того, как своевременное понимание происходящих в стране процессов и адекватная реакция на них руководства может не только спасти государство и его народ, но и поднять его до небывалых высот. Таким образом, Малайзию смело можно назвать примером победы стратегического мышления и над политической наивностью, и над бескопромиссным фанатизмом.

Свои уроки из данного примера может извлечь и российское общество, причем не только в масштабах всей страны, но и в рамках отдельных регионов, где до сих пор существуют проблемы, подобные тем, что были в Малайзии, и которые так удачно решились в этой стране, благодаря дальновидности и стратегическому мышлению малазийского руководства.

Ильмутдин Гасанов, аналитический обозреватель портала

Muslim Politic

Tags: 

Comments are closed.