Трудные времена Саудовской Аравии

Опубликовано: 25.08.2014

Саудовская Аравия, которая всеми возможными способами поддерживала различные группы, воющие в Сирии, оказалась перед трудноразрешимой задачей после военных успехов организации «Исламское государство Ирака и Леванте» (ИГИЛ).

***

6С одной стороны именно на такого рода группировки была сделана ставка в свержении сирийского режима. (Едва ли для кого является секретом, что саудовцы финансировали и оказывали материальную и военно-техническую помощь этим и другим боевым отрядам, действующим в Сирии). Но с другой стороны, после успехов Дамаска в противостоянии оппозиции появилась опасность того, что саудовские граждане вернутся на родину, где смогут представлять серьезную опасность королевскому режиму. Тем более, на фоне того значительного продвижения, которого добилась ИГИЛ в Ираке.

Данная группировка каким-то парадоксальным образом объединила, казалось бы, такие идеологически разные силы как такфиристы, салафиты, сторонники тарикатов, остатки саддамовской армии… Этот разноликий альянс захватил контроль над несколькими иракскими провинциями, в том числе приграничными пунктами на границе Сирии и Иордании, и даже продвинулся к саудовской границе. Все эти события сильно обеспокоили правящую в Саудовской Аравии семью. В своих выступлениях по официальному телевидению король, которому уже почти 90 лет и который достаточно редко появляется на публике, заявил об «угрозе террористических организаций, выступающих от имени ислама». Также он жестко раскритиковал деятельность религиозных деятелей и проповедников, обвинив их в «лени и замалчивании преступных действий вооруженных террористических групп, что приводит к возрастанию их влияния среди саудовской молодежи».

***

Чем же обусловлены такие заявления короля Саудовской Аравии? Причин этому несколько. Недавние успехи саудовских спецслужб, которым удалось разоблачить террористическую ячейку, дали неопровержимые доказательства того, что ИГИЛ стремится распространить свое влияние на КСА и может угрожать его режиму. Стало ясно, что большое количество саудовской молодежи принимает экстремистскую идеологию ИГИЛ и присоединяется к его отрядам, и что эта идея уже тайно распространяется среди саудовского общества.

Шоком для спецслужб стало то, что среди тех, кто был задержан, оказались даже члены правящей королевской семьи. В связи с этой угрозой король Абдалла издал несколько указов, запрещающих деятельность экстремистских организаций и наказывающих за принадлежность к ним и пропаганду их идей 15 годами лишения свободы. Также в королевстве создали список террористических организаций, деятельность которых была запрещена.

***

Захват отрядами ИГИЛ иракских провинций аль-Анбар и Ниневия, городов Тикрит и Мосул, установление контроля над большинством пограничных пунктов на границе Сирии и Иордании, усиление влияния в сирийских городах Дейр аз-Зор и Ракка, приближение к саудовской границе – все это вызвало, мягко говоря, сильное беспокойство у правящей элиты королевства. При этом количество саудовских граждан, воюющих на стороне ИГИЛ, уже достигло 5 тысяч человек, особенно молодежи в возрасте 20-25 лет, и эта цифра имеет тенденцию к возрастанию.

Беспокойство также вызвало то, как легко боевики справились с регулярной иракской армией и курдскими отрядами «пешмерга», которые считались одними из наиболее обученных и оснащенных в Ираке. И в случае проникновения боевиков ИГИЛ на территорию королевства положение саудовских войск едва ли может быть лучше, учитывая отсутствие у армейских подразделений КСА какого-либо опыта ведения боевых действий, особенно уличных боев.

***

Не вызывает сомнений тот факт, что на данном этапе ИГИЛ со своей идеологией такфиризма представляет для Саудовской Аравии самую серьезную угрозу. А то, что игиловцы исповедуют такфиристские идеи, объявляя всех, кто не согласен с ними, неверными или отступниками, и расправляясь с ними самым жестоким образом, подтверждают уже не только ученые аль-Азхара или официальные религиозные деятели КСА, но даже и главные идеологи современного т.н. «неофициального салафизма», в частности, иорданский подданный Абу Мухаммад аль-Макдиси.

Однако методы противостояния ИГИЛ нуждаются в принятии серьезных долгосрочных мер, а не той устаревшей тактики, которой следуют власти Саудовской Аравии по старинке. Ослаблению роли королевства в борьбе против экстремизма способствует также позиция руководства страны по отношению к событиям в арабском мире, когда нет ярко выраженной реакции, например, на агрессию Израиля против Газы. Ведь только через месяц после начала агрессии король Абдалла выступил с заявлением, в котором осудил убийства мирных палестинцев. Все это, конечно же, дает козыри в руки противников режима КСА, которые заявляют, что королевство не защищает мусульман хотя бы словами, не говоря уже о действиях. Данные факторы еще больше озлобляют и настраивают против Эр-Рияда как население самой Саудовской Аравии, так и мусульман в других государствах. Которые, не находя другого способа борьбы с несправедливостью, пополняют ряды экстремистских организаций.

***

Таким образом, старая методика саудовского руководства, заключающаяся в том, чтобы опираться лишь на религиозных деятелей, уже не действует. В сегодняшних реалиях она просто неэффективна, даже если в своих проповедях против сторонников ИГИЛ и других террористических организаций муфтии и будут выступать более активно (как это сделал недавно верховный муфтий Саудовской Аравии, назвав группировку ИГИЛ «врагами ислама»).

1Теперь для борьбы с экстремизмом необходимы новые, самые передовые меры как идеологического, так и политического характера, которые соответствовали бы современной эпохе. Но, прежде всего, следует перестать играть в «двойные стандарты», когда сначала для решения своих политических задач «осиные гнезда» усиленно взращиваются, а затем так же усиленно их пытаются уничтожить.

«Не рой другому яму, а не то сам в нее попадешь» — эта пословица сегодня не только не устарела, но и является актуальной, как никогда.

Али Алиев, эксперт портала

Muslim Politic

Comments are closed.