Повышение цен на бензин в Казахстане – нонсенс: эксперты

Опубликовано: 02.12.2014

На фоне резкого снижения цен на нефть подорожание бензина и дизельного топлива в Казахстане – крупном экспортере нефти – выглядит нелогичным, пишет Deutsche Welle.

При этом некоторые казахстанские политики, в частности, Л. Киинов, делают заявления, согласно которым бензин будет дорожать и далее. Хотя многие эксперты и аналитики уверены, что такие заявления являются абсолютно необоснованными.

Издание отмечает, что каждый раз поднятие цен на бензин власти Казахстана объясняли одними и теми же причинами – ростом мировых цен на нефть, увеличением тарифов на транспортировку «черного золота» и колебанием курса валют. Однако сейчас в мире наблюдается обратная тенденция – цена на нефть резко снижается, бензин же все равно продолжает дорожать.

В связи с этим, по мнению экспертов, одной из главных причин подорожания топлива является то обстоятельство, что мало кто знает, какова же сегодня стоимость бензина на выходе из казахстанских НПЗ (нефтеперерабатывающих заводов). «Говорят, что стоимость нефтепродукта составляет 57% от стоимости сырой нефти. Но сегодня действует т.н. «давальческая» схема, когда компания поставщик-нефти, забирая топливо с НПЗ, оставляет какую-то его часть заводу в качестве оплаты. И на всей этой цепочке «сидят» близкие высокопоставленным чиновникам частные компании, которые не могут не остаться без определенной маржи. Вся схема абсолютно не прозрачна. В результате бензин и дорожает», — объясняют эксперты, добавляя, что «пока данная схема будет действовать, контролировать цены на ГСМ не представляется возможным».

В целом, по данным издания, в Казахстане ежегодно добывается около 82 млн. тонн нефти. Из них на трех действующих НПЗ перерабатывается лишь 14 млн. тонн, при этом 7 млн. тонн из них являются местными, а 7 млн. тонн – российскими. И в целях избежать дефицита около 40% топлива завозится из-за рубежа. «Нефтедобытчикам гораздо выгоднее и проще гнать «черное золото» на экспорт. Модернизация заводов тоже никому не выгодна, потому что гораздо удобнее при имеющемся дефиците продавать по высокой цене некачественный бензин. Если и так спрос высок, зачем еще вкладывать деньги в какую-то модернизацию», — задается риторический вопрос на страницах издания.

Казахстан до сих пор не вышел даже на уровень России, где глубина переработки нефти превышает 90%, а продукция НПЗ соответствует стандартам «Евро-5». Казахстанские же НПЗ имеют глубину переработки лишь в 65-85% и выпускают ГСМ, соответствующие стандарту «Евро-2». При этом модернизация НПЗ в Казахстане ежегодно переносится. Сейчас, к примеру, такие планы передвинуты на 2018 год.

Сенатор Л. Киинов, отмечает издание, видит решение проблемы дефицита топлива и снижения цены на него в увеличении добычи нефти. Тогда как, вероятнее всего, проблема лежит в отсутствии продуманной внутренней экономической политики. Ведь даже один факт того, что почти половина бензина и дизтоплива завозится из-за рубежа, тогда как Казахстан является одним из крупнейших добытчиков нефти, заставляет задуматься об истинных причинах повышения цены на топливо.

Tags: ,

Comments are closed.