Бразильские мусульмане: становление общины и ее развитие

Опубликовано: 20.02.2015

Говоря о развитии ислама в традиционно немусульманских регионах, большинство СМИ, как правило, ограничиваются лишь территорией Европы, активно взаимодействующей в настоящее время с мигрантскими мусульманскими сообществами. Иногда подразумевают и Россию с ее 20-миллионной уммой (при том, что большинство российских мусульман являются коренными жителями своих регионов). В меньшей степени вспоминают о Северной Америке, в целом, и Соединенных Штатах, в частности.

Вместе с тем, в мире имеется немало обойденных вниманием регионов, где количество мусульман также растет. И один из них – Южная Америка, самая крупная страна которой, Бразилия, насчитывает уже немалое число мечетей, а количество мусульман в ней оценивается цифрой от 200.000 до 2.000.000 человек.

6

***

Официальная история ислама в Бразилии берет свое начало приблизительно с 1550-х годов, когда на эту землю впервые вступили первые мусульмане, ввезенные португальскими колонизаторами. При этом однако современные археологические раскопки показали, что существуют и более ранние доказательства присутствия мусульман в этом регионе: были обнаружены надписи на арабском языке, датируемые еще до 1550 года. Теоретически появление мусульман на бразильской земле до появления там европейцев может соотноситься с информацией об отправленных в XV веке через Атлантику африканских кораблях, принадлежавших одному из правителей государства Мали. Историю об этом поведали известные арабские историки.

Важной вехой мусульманской истории Бразилии стало т.н. «восстание мале», произошедшее в 1835 году в провинции Баия, когда несколько сотен рабов-мусульман несколько дней сражались на улицах столицы штата, города Салвадор, с армейскими частями и взявшимися за оружие местными колонизаторами. Это восстание считается крупнейшим на всем континенте выступлением рабов. Оно стало знаковым событием для бразильского мусульманского сообщества, консолидировав его. А форсированные попытки наследников инквизиции отвратить приверженцев ислама от своей религии в целом потерпели неудачу. В итоге, к 1910 году в стране насчитывалось не менее 100 тысяч мусульман-африканцев.

***

В настоящее время основную часть мусульманской общины Бразилии составляют потомки мигрантов из Ливана и Сирии, большинство которых попали в страну в 40-е годы прошлого века. Кроме того, в последние годы на бразильскую землю приехало некоторое количество мигрантов из Ирака и ряда других арабских государств.

Первая мусульманская организация Бразилии образовалась в 1929 году – это было «Мусульманское благотворительное общество Сан-Паулу». Именно этот город стал своеобразной столицей бразильских мусульман. А в 1956 году там была открыта первая не только в стране, но и во всей Южной Америке мечеть (По некоторым данным, первая мечеть была построена в 1929 году). Несколько позже мусульманские благотворительные общества стали появляться и в других городах Бразилии.

***

На протяжении всей своей истории мусульманское сообщество Бразилии испытывало острый недостаток в религиозной литературе, которая лишь в малом количестве переводилась на португальский язык. Большой проблемой было и отсутствие значительного количества португалоязычных религиозных деятелей.

Поначалу некоторую помощь оказывали ученые из Марокко и Маврикия, часть которых владели португальским языком. В 1980-х гг. берет начало обучение религиозным наукам собственно самих бразильских мусульман. Тогда группа студентов из Сан-Паулу, при помощи Исламского центра дипломатов из мусульманских стран, была направлена в Исламский университет Саудовской Аравии. Закончившие его стали первыми бразильскими алимами. Наиболее значимые на данный момент мусульманские организации Бразилии – Международный центр развития ислама Латинской Америки, Мировая ассамблея молодежи и Союз мусульманских студентов Бразилии обязаны своим появлением их стараниям.

В настоящее время Сан-Паулу остается неофициальной столицей бразильских мусульман. И это не случайно, поскольку там проживает около половины мусульман страны. В городе действуют десятки мечетей. Там же действует и крупнейший в регионе Международный центр развития ислама Латинской Америки.

В Сан-Паулу имеется и значительная группа мусульманских проповедников, занимающихся дааватом – исламским призывом. К примеру, в 2006 году к ней примкнул бывший католический священник, принявший ислам. Группа старается внимательно работать с новообратившимися мусульманами, публикуя их рассказы о своем духовном опыте. К примеру, один из таких новых мусульман отметил, что принять ислам его сподвиг просмотр программы, в которой рассказывалось, что это – не чисто арабская, а общемировая религия, открытая для всех и каждого. Еще один мусульманин пришел к исламу, находясь на грани суицида. Весьма популярен среди бразильских мусульман и рассказ одного из известных спортсменов о его духовном опыте.

***

Развитию ислама на территории Бразилии способствовало и появление Интернета. Так, Садик Османи, руководитель департамента даавата Международного центра развития ислама Латинской Америки назвал его одним из самых успешных современных средств исламского призыва. И действительно, проблемы с транспортом и удаленность некоторых храмов заставляют проповедников добираться до мечетей своего города в течение долгого периода времени. А в случае расположения молельных помещений в других городах, такой путь может составлять до 12 часов. Учитывая, что многие из активистов – волонтеры, столь нерациональное расходование их сил было бы неразумным.

Материалы же об исламе, размещенные в Интернете, зачастую имеют огромную популярность среди бразильского населения. Так, проповедь того же Османи, «Ислам – освобождение рабов», выложенная в сеть, набрала более 800-от тысяч просмотров только за первую неделю, и стала причиной множества писем и обращений. Многие их авторы впоследствии приняли ислам. Сам господин Османи взял эту идею на вооружение и презентовал мусульманский Интернет-журнал, который имеет достаточно неплохую посещаемость. Впрочем, не забыты и более традиционные подходы к призыву, в частности, в рамках проекта «Познай ислам» активисты раздают специальную литературу на улицах бразильских городов.

***

Вопрос численности мусульман Бразилии является на сегодняшний день довольно неоднозначным. Перепись 2001 года свидетельствует о 27 тысячах последователей ислама. А по данным исследователей, в 2011 году в стране насчитывалось более 200 тысяч мусульман. Однако бразильские мусульмане доводят это число едва ли не до двух миллионов, что ведет к некоторой путанице.

Тем не менее, очевидно, что на данный момент ислам на территории этой южноамериканской страны успешно развивается не только в среде этнических мусульман – ряды последователей исламского вероучения пополняются и новыми мусульманами, в том числе, вчерашними атеистами. При этом одним из наиболее ключевых путей распространения ислама в Бразилии стал Интернет. И мусульманам, конечно же, следует внимательно проанализировать этот факт, постаравшись извлечь из него как можно больше полезных уроков.

Антон Евстратов, политолог

Muslim Politic

Comments are closed.