Мусульманская автономия на Филиппинах: дипломатия в действии (часть I)

Опубликовано: 09.03.2015

Конфликт на Филиппинах между центральными властями и мусульманскими повстанцами на юге страны длится уже более 40 лет. При этом в течение всего данного периода времени обе стороны пытаются найти возможность для мирного урегулирования столь длительного и сложного кризиса. И в последнее время наметились серьезные благоприятные тенденции в пользу того, что конфликт все же удастся завершить заключением полноценного мирного соглашения.

31

***

Одной из сторон филиппинского конфликта являются местные мусульмане, и потому имеет смысл немного окунуться в историю этого островного государства… Распространение ислама на Филиппинах (прежде всего, на островах Сулу и Минданао) началось приблизительно в XIII-XIX веках, когда на территории этих островов стали оседать арабские купцы и торговцы. Из этих мест ислам стал распространяться и в другие районы Филиппин, проникая в центральные и северные регионы страны. Испанцы, впоследствии появившиеся на этих землях, по своей традиции называли мусульман термином «мавры», и впоследствии наименование «моро» так и закрепилось за местной общиной. Хотя, конечно же, к маврам как к жителям Северной Африки филиппинские мусульмане никакого отношения не имеют.

В XV веке (а по некоторым данным даже раньше) на юге Филиппин образовались первые мусульманские государства – султанаты Сулу, Магинданао, Буайян. Однако в виду появления в 1521 г. на Филиппинах испанцев, государственность султанатов стала находиться под постоянной угрозой. На протяжении трех с половиной столетий испанские конкистадоры пытались завоевать южные районы страны. В итоге, они сумели добиться формального признания протектората Испании, но окончательно завоевать местных мусульман так и не смогли. При этом колонизаторы не оставляли попыток обратить мусульманское население в свою религию, однако их попытки не только не достигли необходимого для них результата, но и, наоборот, лишь укрепили роль ислама в регионе.

К концу XIX века на Филиппинах появились американцы, которые в отличие от испанцев действовали в отношении мусульман более осторожно и гибко. В 1899 г. Соединенные Штаты заключили договор с султаном Сулу, дав гарантии невмешательства во внутренние дела султаната. Однако то было лишь «видимой частью айсберга», де-факто же началась известная политика «разделяй и властвуй». В результате всего этого, «моро» постепенно стали терять контроль над своей территорией.

***

В 1946 г. Филиппины получают независимость. Но дискриминация мусульман на этом не прекращается. А в конце 60-х в стране начинается военное противостояние, в некоторых районах длящееся и по сей день

Событием, послужившим началу собственно вооруженного конфликта, считается убийство нескольких десятков военнослужащих из числа «моро», произошедшее в 1968 г. на о. Коррегидор. Согласно некоторым данным, режим правящего тогда на Филиппинах Ф. Маркоса задумал провести в соседней Малайзии военную операцию, конечной целью которой являлось включение в состав Филиппин малазийского штата Сабах. Новобранцы из числа «моро» должны были выступить в качестве «пушечного мяса», однако вовремя узнали об уготованной им роли и потребовали вернуть их с тренировочной базы к себе на родину. В итоге, все они, за исключением одного человека, были расстреляны, и все это вызвало бурю негодования на юге страны. Среди местного населения стали появляться политические организации, пытавшиеся отстаивать свои ущемленные права. Самой крупной из них стал «Национальный освободительный фронт Моро» (НОФМ), который был создан в 1970-х годах на базе «Движения за независимость Минданао». Во главе движения встал Н. Мисуари, уроженец острова Сулу.

В 1972 г. на Филиппинах объявляется чрезвычайное положение, и в мусульманские регионы перебрасываются воинские части. Но это приводит лишь к дальнейшей эскалации конфликта. Сепаратистское движение становится массовым, что можно считать вполне закономерным явлением: мусульмане были разочарованы в легальных способах защиты своих прав, и все большее количество людей стали считать вооруженную борьбу «единственным методом борьбы против дискриминации».

Столкновения между повстанцами и регулярными войсками были настолько массовыми, что порой в боевых действиях участие принимало до 70% личного состава правительственной армии. И, как это часто бывает в ходе боев, экономика на юге Филиппин оказалась в состоянии разрухи. Многие города были полностью разрушены. Тысячи людей оказались лишены крова, и безработица стала обычным явлением. И это не говоря уже о погибших и раненых, число которых за все время конфликта даже сложно себе представить.

***

И все же, несколько лет вооруженного противостояния привели в итоге к первым мирным переговорам, результатом которых стало заключение соглашения, которое было подписано в 1976 г. в ливийской столице г. Триполи при посредничестве М. Каддафи. Одним из главных пунктов договора было создание «Автономного региона Минданао», губернатором которого стал Мисуари. Однако, во-первых, через некоторое время власти частично отказались от соглашения; во-вторых, далеко не все мусульманские районы согласились войти в состав автономии; в-третьих, некоторые из фракций уже внутри автономии захотели полной независимости.

В итоге, «Национальный освободительный фронт» стал постепенно дробиться, а в 1981 г. от него откололась группа полевых командиров во главе с Х. Саламатом, создав собственный «Исламский освободительный фронт Моро» (ИОФМ). Эта организация поставила перед собой цель создать на территории Южных Филиппин независимое государство Бангсаморо…

Продолжение в части II

Руслан Раминов, специально для портала

Muslim Politic

Tags: 

Comments are closed.