Обзор наиболее значимых событий в странах Аравийского п-ва (февраль 2015)

Опубликовано: 04.03.2015

Портал Muslim Politic предлагает Вашему вниманию обзор наиболее важных событий, произошедших за последнее время в странах Аравийского полуострова.

5

***

Начать данный обзор, вероятно, следует с главного государства Аравийского полуострова – Саудовской Аравии. Одним из важных, с геополитической точки зрения, событий стало назначение сына короля Салмана заместителем министра нефти страны. Дело в том, что контроль над этой важнейшей для Эр-Рияда отраслью предоставляет возможность влиять на нефтяную политику страны. А это, в свою очередь, может привести к серьезным геополитическим изменениям для самых различных государств, включая крупнейшие мировые державы. Однако такие предположения не оправдались, и политика Эр-Рияда продолжает течь в прежнем направлении – увеличении предложения на рынке «черного золота», что приводит нефтяные цены к снижению.

Важным для мусульманского мира стало заявление муфтия Саудовской Аравии Абдель Азиза аш-Шейха, подчеркнувшего, что «совершаемые группировкой ИГИЛ убийства невинных людей, является мерзким, преступным и греховным деянием», указав на то, что «действия боевиков искажают саму суть ислама».

Другим важным событием в политической жизни Саудовской Аравии стала резкая критика со стороны некоторых членов королевской семьи политики прежнего короля и его окружения в международных отношениях. Прежде всего, досталось главе «дивана» (канцелярии) покойного короля Абдаллы – Халиду ат-Тувейджри, которого обвинили в «поддержке контрреволюционеров и пустой трате народных денег».

На этом фоне далеко не случайным выглядит отказ Саудовской Аравии и ОАЭ профинансировать контракт по поставке Египту российского вооружения. Хотя при этом взамен саудовцы и предложили профинансировать покупку Каиром французских истребителей и других видов вооружения.

Отношения КСА с Египтом вообще становятся предметом интересных дискуссий и экспертных оценок. Так, в ответ на предложение со стороны Каира о военном сотрудничестве, представители экспертного сообщества Саудовской Аравии заявили, что их страна «не нуждается в Египте и его вооруженных силах». При этом, однако, Эр-Рияд вполне может прибегнуть к военной помощи со стороны Пакистана и даже использовать 100.000 пакистанских солдат для «защиты страны как от внешних, так и от внутренних угроз». По крайней мере, на встрече с побывавшей в КСА делегацией из Пакистана этот вопрос, так или иначе, обсуждался.

Какие же «внешние угрозы» беспокоят Эр-Рияд? Судя по всему, одной из основных саудовские власти продолжают считать распространение влияния Ирана. Дело дошло до того, что руководство КСА начало контакты с силами, идеологически ориентированными на движение «Ихван аль-Муслимун» («Братья-мусульмане»). Вероятно, именно в этом ключе следует рассматривать начавшийся в конце февраля визит в Саудовскую Аравию президента Турции Р. Эрдогана, известного своими симпатиями к «ихванам».

А до этого такие контакты были зафиксированы в Йемене, где представители одной из местных партий – «Ислах» (близкой к «ихванам») были приглашены Эр-Риядом на совместную встречу. И это вызывает особый интерес, учитывая, что в самой Саудовской Аравии «Братья-мусульмане» объявлены террористической организацией. Всё это говорит о том, насколько сильно обеспокоена Саудовская Аравия ситуацией в Йемене.

***

В Йемене же положение продолжает оставаться достаточно напряженным. Сторонники движения «хуси», пришедшие к власти в результате массовых акций протеста йеменцев против «антисоциальных» реформ, не оставляют попыток создать новые органы власти. Так, к примеру, было объявлено о создании временного президентского совета, который должен управлять страной на переходный период. После этого была провозглашена «конституционная декларация», в соответствии с которой в Йемене создаются президентский и национальный советы, а также переходное правительство. Однако данный процесс проходит на фоне постоянных споров между партиями и политическими движениями, которые периодически приостанавливают свое участие в национальном диалоге, «тормозя» создание новых институтов власти.

К тому же, на фоне ослабления центральной власти в стране активизировались племенные союзы, которые, по сообщениям арабских СМИ, стали получать финансовую и даже военную поддержку от той же Саудовской Аравии. Последняя, после долгого молчания, видимо, все же приняла решение проявить активность и попытаться перехватить инициативу в этой стране.

Новый виток развития ситуации в Йемене произошел после отъезда ушедшего в отставку президента А. Хади в Аден, где он тут же заявил об отказе от отставки, настаивая на том, что является законным президентом страны. Хади получил полную поддержку от стран Персидского залива, а также со стороны США и Великобритании, которые даже перенесли резиденции своих послов в Аден.

Таким образом, ситуация в Йемене крайне неоднозначна и взрывоопасна, и несмотря на все усилия заинтересованных сторон, вполне может скатиться к полномасштабной гражданской войне. Этим, в свою очередь, наверняка воспользуется еще одна значимая сила в стране – «неуловимая “Аль-Каида”». Такой термин по отношению к этой группировке далеко не случаен, ведь против экстремистов столько времени «усиленно боролись» самые различные спецслужбы, включая, ЦРУ, однако, как говорится, «воз и ныне там». Более того, боевики сумели настолько укрепиться в том же Йемене, что в чем-то даже могут сравниться с ИГИЛ, вводящей в оцепенение все аравийские монархии.

***

Одной из таких монархий является и Бахрейн, король которого в середине февраля объявил об отправке сил бахрейнской армии в Иорданию для оказания помощи Амману в борьбе против ИГИЛ.

Внутриполитическую же ситуацию в Бахрейне пока можно охарактеризовать как относительно стабильную: шиитская оппозиция, пытающаяся добиться признания своих прав, продолжает протестовать, но делает это, в основном, посредством мирных акций и митингов. Хотя в четвертую годовщину «бахрейнской революции» в Манаме и произошли небольшие стычки демонстрантов с полицией.

При этом лидер главной оппозиционной силы – движения «Аль-Вафак» – А. Салман все еще остается в тюрьме, ожидая суда по обвинению в «попытке свержения власти». А попытки предоставить слово оппозиционеру, что хотел осуществить открывшийся в Манаме новый телеканал, сразу натолкнулись на активное противодействие со стороны властей Бахрейна. Что же касается реакции Запада, то, по мнению жителей этой аравийской страны, западные СМИ, прежде всего, американские с их «двойными стандартами» действуют исключительно в своих интересах и абсолютно игнорируют то, что происходит в Бахрейне.

***

На этом фоне в соседнем с Бахрейном Катаре внутри страны полный «штиль» – никаких серьезных внутриполитических конфликтов в этом государстве за последние месяцы пока не наблюдается.

Зато на внешнеполитическом поприще Катар продолжает играть немалую роль, проявляя заметную активность, особенно на ближневосточной арене. При этом наиболее значимым событием для Катара стал визит эмира Тамима ат-Тани в Вашингтон, и его встреча с американским президентом Б. Обамой, который заявил, что «считает Катар серьезным партнером в борьбе против терроризма», очевидно, имея в виду борьбу против группировки ИГИЛ.

Не менее заметным событием стал и фактический срыв наметившегося было перемирия Катара с Египтом, свидетельством чему стала настоящая информационная война, развернувшаяся между двумя странами. Пиком конфликта стал отзыв катарского посла из Каира после обвинений, высказанных в адрес Дохи и связанных с «поддержкой терроризма».

***

А вот власти ОАЭ, напротив, занимают относительно Египта совсем иную позицию. Абу-Даби в последнее время вообще развернул весьма активную внешнеполитическую деятельность. И, прежде всего, это проявляется в безоговорочной поддержке нынешнего египетского режима в лице Абдель Фаттаха ас-Сиси, а также в помощи, оказываемой со стороны ОАЭ ливийским властям в Тобруке и их вооруженным силам во главе с генералом Хафтаром.

По этой причине у Эмиратов даже немного испортились отношения с их, казалось бы, ближайшим союзником – Саудовской Аравией. В частности, это проявилось в некоторых публикациях эмиратских СМИ, где была подвергнута сомнению законность назначения саудовского принца Мухаммеда бин Наефа заместителем наследного принца Мукрина.

Что же касается внутриполитической ситуации в ОАЭ, то она достаточно стабильная, если не считать усиления преследования инакомыслящих, что проявилось, например, в аресте трех сестер, осмелившихся нелицеприятно высказаться о наследном принце Мухаммеде бин Заеде.

***

Из заметных событий, произошедших в Кувейте, можно отметить 54-ую годовщину независимости страны и раздающихся на этом фоне голосов экспертов о том, что Кувейт так и не смог сыграть роль сильного регионального игрока. При этом отмечается, что государство имеет для этого экономические и геополитические возможности, учитывая выгодное географическое расположение – страна, фактически, находится на стыке таких важных государств региона как: Иран, Ирак и Саудовская Аравия.

Также в стране растет недовольство ростом коррупции в органах власти и усилившейся в последнее время ограничительной политикой. Многие бывшие депутаты даже призвали к отставке правительства и роспуску парламента, критикуя ограничение свобод и запрет на деятельность некоторых СМИ.

Не забывают про Кувейт и американские чиновники – в конце месяца с главой Кувейта встретился новый руководитель Пентагона Э. Картер, обсудивший с эмиром развитие ситуации в регионе, сотрудничество в области обороны и безопасности, а также борьбу с терроризмом, особенно, с группировкой ИГИЛ.

А вот проблему цен на нефть Белый дом с аравийскими нефтяными монархиями почему-то не обсуждает, что наводит на серьезные размышления. Ведь, как сообщают СМИ, от этого вроде как страдают нефтяные промышленности как самих США, так и аравийских государств. Тому же Кувейту даже пришлось вслед за Эр-Риядом снизить цены для своих азиатских потребителей.

Впрочем, Кувейту еще есть, что предложить – его нефтяные запасы достаточно велики. А вот Оману следует всерьез обеспокоиться, ибо, по данным Королевского института международных отношений Великобритании, добыча «черного золота» в этой стране может продолжиться, максимум, 15 лет, что, с точки зрения истории, является совсем небольшим сроком. Такая же ситуация и в Бахрейне, и как будут наполнять свои бюджеты эти государства, когда нефть закончится, остается большим вопросом…

Али Алиев, политический обозреватель портала

Muslim Politic

Tags: ,

Comments are closed.