Национально-освободительное движение суданцев против колонизаторов: извлекут ли мусульмане урок из своего исторического наследия?

Опубликовано: 23.04.2015

Борьба суданцев за свою свободу в XIX веке приобрела настолько широкий размах, что, в конечном итоге, привела к созданию собственного независимого государства. Государства, в котором пытались создать общество, основанное на справедливых и гуманистических принципах исламской религии. И эта борьба стала одним из ярчайших примеров героического сопротивления иностранным завоевателям за всю мусульманскую историю…

7

***

Порядки, которые насаждались в Судане англичанами и их союзниками из числа египтян, вызывали среди местного населения серьезное недовольство. И в итоге, это вылилось в широкое и массовое восстание. Движение народных масс возглавил проповедник Мухаммед Ахмед, который отличался великолепными ораторскими способностями и обладал сильной харизмой.

В августе 1881 года Мухаммед Ахмед выдвинул подготовленную им и его помощниками программу действий, включившую в себе такие важные пункты как:

— освобождение Судана от иностранных поработителей;

— объединение всех суданцев для борьбы с англичанами и их союзниками;

— борьба за возрождение исламских ценностей;

— отмена тяжелых для населения налогов;

— и другие необходимые для восстановления суданской независимости действия.

Вскоре движение восставших стало таким массовым, что в центральной провинции Судана (Кардофане) в руках у колонизаторов остались лишь два города – Бара и Эль-Обейд, который вскоре также оказался под контролем суданцев.

Англичане, обеспокоенные успехами восставших, снарядили против них экспедиционный корпус во главе с генералом Хиксом. Эта военная кампания закончилась в ноябре 1883 года разгромным поражением Хикса и блестящей победой суданцев, чьи отряды практически полностью разгромили и уничтожили корпус колонизаторов.

***

Воодушевленные успехами повстанцев, к ним стали присоединяться все больше и больше суданских племен. Постепенно восставшие стали продвигаться к Хартуму, который оборонял генерал-губернатор Судана Гордон. Последний планировал «разыграть свою партию», намереваясь в противовес египтянам создать «независимое» суданское государство с проанглийским правительством. Для этого он попытался договориться с лидером восстания, предложив ему стать главой султаната в Северном Судане, взамен чего южный Судан передать англичанам. К чести руководителя повстанцев, он отверг предложение Гордона и принял решение начать штурм Хартума.

В январе 1885 года под контролем восставших оказался располагавшийся в Омдурмане английский гарнизон, что открыло путь на столицу. И уже к концу января повстанцы заняли Хартум. Эта победа стала яркой страницей в национально-освободительном движении суданцев и вынудила англичан отказаться от попыток подавить восстание собственными силами.

***

При Мухаммеде Ахмеде Судан был практически полностью освобожден от войск колонизаторов. А после его смерти в 1885 году во главе освободительного движения встал его ближайший ученик Абдуллах.

Суданцы создали свое собственное, действительно независимое государство, обладавшее всеми необходимыми атрибутами. Глава государства управлял при помощи своих советников и главных эмиров, которым, в свою очередь, подчинялись эмиры провинций. Хозяйственная часть была в руках «байт аль-мал» – казначейства, которое управляло финансами и сельским хозяйством. Также в стране начали чеканить собственные монеты.

Военная организация у освободившихся от колониального гнета суданцев тоже была на высоте: были созданы регулярные войска, которые состояли из различных местных племен и даже некоторых египтян, перешедших на сторону повстанцев. Структура армии состояла из «сотен», затем шел отряд из пятисот человек, а потом уже отряд от двух до четырех тысяч человек. Регулярные войска имели денежное довольствие и снабжались продуктами из государственной казны.

***

Двенадцать лет суданцы жили независимой и мирной жизнью, развивая свое государство, пока англичане не решили возобновить попытки захвата Судана. В 1896 году колонизаторы предприняли наступление на Донголу, которая считалась плацдармом для дальнейшего наступления. Операцию было решено проводить силами египтян и за египетские деньги. И это еще раз подтверждает тот факт, что политика Запада за прошедший век ничуть не изменилась: как и в прежние времена, западные державы продолжают осуществлять свои планы, стравливая мусульман друг с другом, и используя при этом их же собственные ресурсы.

Отличительной особенностью наступления колонизаторов на Донголу было то, что армия под руководством англичанина Герберта Китченера была вооружена не только скорострельными винтовками, но и пулеметами. В то время как суданцы имели на руках лишь винтовки старого образца, и то таковые имелись только у половины солдат из 50-тыс. армии (остальные и вовсе были вооружены только копьями). Впоследствии этот аспект сыграл решающую роль в поражении повстанцев, которые, можно сказать, воевали голыми руками против хорошо вооруженной армии.

И все же завладеть столицей повстанцев Китченеру удалось только в сентябре 1898 года, и только после ожесточенных и кровопролитных сражений. При этом лидер национально-освободительного движения еще больше года вел партизанскую войну против войск колонизаторов, скрываясь от них в пустыне Кордофана.

Окончательно Судан перешел под управление Англии после того, как было подписано так называемое «соглашение о совместном управлении Суданом». 19 января 1899 года его подписали премьер-министр Египта и генконсул Великобритании. И хотя документ формально передавал право назначать генерал-губернатора Судана египетскому «хедиву», реально это делалось по рекомендации англичан. И это означало, что хозяином положения в Судане остался на тот период именно Лондон.

***

Таким образом, многолетняя борьба суданцев за свои права и свободу завершилась трагически. Долгие годы Судан продолжал оставаться колонией Великобритании. Однако история суданского национально-освободительного движения показала, что мусульманские народы, сплоченные единой идеей, способны создавать сильные государственные структуры и противостоять внешним угрозам. Также стало ясным, что в борьбе за реальную независимость именно объединение может принести столь долгожданные и прекрасные «плоды свободы».

История суданских повстанцев должна служить и уроком для тех, кто до сих пор не осознает того факта, что в своей политике по отношению к мусульманским народам Запад всегда думает только о своих интересах. К большому сожалению, мусульмане пока так и не извлекли из своей многолетней истории подобного рода уроки, что показала и война Ирака с Ираном, и вторжение американцев в Афганистан и Ирак, и разрушение Ливии. В этом же ряду стоит и новый (хотелось бы надеяться, последний) пример – военная операция аравийских монархий против Йемена. Название которой – «Буря решимости» – почему-то так сильно напоминает американскую военную кампанию против Ирака – «Буря в пустыне».

Руслан Раминов, специально для портала

Muslim Politic

Tags: 

Comments are closed.