Обзор наиболее значительных событий в странах Шама-Леванта (февраль-март 2015)

Опубликовано: 02.04.2015

Портал Muslim Politic предлагает Вашему вниманию обзор наиболее важных событий, произошедших за последнее время в странах Леванта – региона, который известен в мусульманском мире под названием Шам. При этом в рамках данного региона рассматриваются также Турция и Ирак.

35

***

Пожалуй, что начать данный обзор имеет смысл с Турции – государства, которое по праву считается региональной державой, имеющей немалый вес и влияние в вопросах своего региона.

Последние новости из Турции в какой-то степени можно считать сенсационными, т.к. впервые за время правления Р. Эрдогана среди его сторонников начались разногласия, связанные с курдским вопросом. Президент полагает, что этот вопрос находится в его компетенции. Правительство же устами вице-премьера Б. Арынча заявило, что этим вопросом занимается именно оно, и что все должны помнить, что «в стране кроме президента есть еще и правительство». В ответ на эти заявления мэр Анкары призвал отправить вице-премьера в отставку, обвинив того в принадлежности к сторонникам Гюлена, которого обвиняют в разжигании смуты, создании «параллельного государства» и попытке захвата власти.

Последние события показывают, что внутри Турции действительно существуют большие проблемы: захват в заложники прокурора в Стамбуле; перестрелка возле полицейского участка; нападение вооруженных людей на офис правящей партии; наконец, крупнейшее за последнее время аварийное отключение электроэнергии, в результате чего многие жители не только остались без электричества, но и попали в сложные ситуации по причине остановок метро, трамваев, светофоров и даже лифтов. Создается полное впечатление, что все эти события являются звеньями одной цепи. Причем, произошли они на фоне предложения Турции российской стороне перейти на взаимные расчеты в национальных валютах.

Интересные события происходили в Турции и на фоне борьбы с ИГИЛ. Так, турецкий министр по делам ЕС В. Бокзыр попросил предоставлять Турции списки тех, кого европейские власти подозревают в намерении поехать в Сирию и Ирак для присоединения к экстремистам. Министр отметил, что «его страна, куда приезжают почти 40 млн. туристов не может спрашивать каждого, террорист он или нет». Турецкие власти также сообщили, что «за последнее время из страны были высланы 1.170 иностранных граждан, собиравшихся примкнуть к террористической группировке ИГИЛ». А президент Турции отметил, что они «задерживают и отправляют их обратно, и что они будут делать это и впредь, если с ними будут сотрудничать и оповещать».

Показательными являются и сообщения о том, что Анкара все же дала согласие Вашингтону на размещение на базе Инджирлик беспилотных летательных аппаратов. При этом турецкие власти неохотно освещают это событие, стараясь не распространяться на данную тему. Примечательно, что многие аналитики связали согласие Анкары на размещение американских дронов с подписанным с Саудовской Аравией соглашением, согласно которому саудовцы готовы вложить в турецкую экономику почти $ 600 млрд. в течение 20 лет.

Однако, оказывая логистическую и разведывательную поддержку коалиции, возглавляемой США, Анкара, тем не менее, отказывается от прямого участия в кампании против ИГИЛ. В частности, это было подтверждено премьер-министром Турции А. Давутоглу, который во время своего визита в США заявил, что «Турция не станет участвовать в “горячих” стадиях конфликта в Ираке или Сирии; мы окажем помощь Мосулу, но непосредственно драться там не станем. Если же на нас будет совершено прямое нападение, мы ответим немедленно».

Несмотря на важность всех упомянутых событий, наиболее значительной новостью, пожалуй, следует считать сближение Анкары с Эр-Риядом, куда Эрдоган совершил официальный визит и где встретился с королем Салманом. На встрече обсуждались вопросы укрепления двусторонних отношений и торгового сотрудничества. Но главным вопросом, по мнению многих аналитиков, стал вопрос борьбы с ИГИЛ, которая превратилась в явную угрозу для аравийских монархий.

В то же время, последние события позволяют предположить, что Эр-Рияд и Анкара не просто сблизили свои позиции в каких-то отдельных вопросах, а фактически договорились о создании военно-политического альянса, направленного против Ирана и его союзников. Именно под этим углом можно рассматривать заключение военного соглашения Турции с Катаром, согласно которому Анкара в любой момент может направить свои войска в эту страну. А поддержка турецкими властями начавшейся 26 марта военной операции в Йемене полностью подтверждает данную версию. Таким образом, альянс КСА-Турция-Катар, фактически, вступил в конфронтацию с иранским блоком.

***

Другой страной региона, которая привлекает пристальное внимание всего мирового сообщества, является Ирак, где проходят ожесточенные бои иракской армии (включающей в себя также шиитских и курдских ополченцев) против боевиков ИГИЛ.

В начале марта иракская армия начала подготовку к операции по освобождению г. Тикрит, контролировавшегося экстремистами. С самого начала боев за этот город, в борьбу, по сути, включился Иран, оказывая иракцам неофициальную военную поддержку. Американцы вроде как были не против участия иранцев в данной кампании, однако, вероятнее всего, эта мера была вынужденной, т.к. «чаша терпения» Багдада была явно «переполненной». Да и уничтожить проблему ИГИЛ «чужими руками» (как это уже не раз происходило в истории) для Вашингтона совсем неплохой вариант.

Впрочем, действительно ли в Белом доме хотят уничтожения радикалов? Ведь из Ирака все время приходили сообщения о том, что самолеты международной коалиции практически не бомбят позиции боевиков, а сбрасывают бомбы в пустынных местах, хотя позиции экстремистов слабо замаскированы и прекрасно видны с воздуха. Более того, в результате более чем «странных ошибок» пилотов коалиции погибают и вовсе иракские военнослужащие. Как, например, в провинции Анбар, когда более 20 иракских солдат погибло в результате авианалета, хотя командование коалиции всячески это опровергает.

Но еще более вопиющими случаями стали неоднократные «случайные» сбросы оружия с воздуха прямо на позиции боевиков. Армия Ирака даже сбила два таких самолета, на которых оказалась маркировка …Великобритании. Однако этот скандальный инцидент мировые СМИ просто проигнорировали. В случае же с другими замеченными случаями поставок оружия экстремистам, командование коалиции, мило улыбаясь, сообщает о «непреднамеренных ошибках». Видимо так же, как в случае с вторжением в Ирак в 2003 г., ведь, согласно американскому президенту Б. Обаме, «ИГИЛ разрослась из-за этого вторжения». Правда, по мнению главы Белого дома, усиление этой группировки всего лишь «непреднамеренное последствие». Ошиблись, с кем не бывает…

Иракцы же, тем временем, практически полностью вернули контроль над Тикритом, однако выбить оттуда всех боевиков им пока не удалось. И, учитывая все обстоятельства, в Багдаде приняли решение сменить озвученную ранее тактику борьбы с ИГИЛ – отложить запланированное наступление на Мосул.

***

Ситуация в Ираке самым тесным образом связана и с Сирией, в которой вот уже четвертый год идет гражданская война. И конца края ей пока, к сожалению, не видно. Тем более, что в начале марта появились сообщения о том, что США намерены защищать бойцов сирийской оппозиции, которых Вашингтон готовит на территории соседней Турции. Причем, готовят оппозиционеров вроде как для борьбы с ИГИЛ. И ради их защиты США не исключают даже введения в Сирии беспилотных зон. Только как оно там всё обернется, когда бойцы оппозиции столкнутся уже с правительственными войсками? Неужели разойдутся с миром? В такой исход верится с большим трудом. А это означает, что война в Сирии может разгореться с еще большей силой. Такой вот весьма искусный план задумали американские аналитики.

Но и это еще не все – поскольку в рядах сирийской оппозиции (которую условно можно разделить на светскую, «ихвановскую» и радикальную) нет единства, появились сообщения о том, что некоторые страны Персидского залива намерены создать из группировки «Джабхат ан-Нусра» отдельную организацию. Осуществить это планируется, объединив с ней более мелкие группы. Однако при этом все они должны разорвать отношения с «Аль-Каидой», филиалом которого в Сирии и считается «Джабхат ан-Нусра». Но вдруг те не захотят пойти на такой вариант? Тут на помощь всегда может придти «неожиданный случай»… Как, например, это произошло с некоторыми полевыми командирами «Ан-Нусры», которые собрались на встречу, а в итоге попали на кладбище, поскольку там, где они находились, случился мощный взрыв. Причем, так до конца и не понятно – то ли их разбомбил какой-то «случайно» залетевший туда самолет, то ли в здание была заложена бомба. Впрочем, кого это сейчас интересует…

И все же попытки урегулировать сирийский кризис время от времени случаются. Особенно заметным, в этой связи, стало заявление главы госдепартамента США Дж. Керри «о возможности переговоров с Дамаском». Однако это вызвало бурную реакцию у всех вовлеченных в сирийский конфликт сторон. Великобритания, Франция и Турция сразу же выразили свое решительное несогласие. Хотя, следует отметить, что не все европейские страны заняли такую позицию, например, ФРГ также допустила возможность переговоров.

Впоследствии Белый Дом все же дезавуировал заявления Керри. И данные противоречия среди главных союзников в борьбе против Дамаска указывают на смятение, царящее в их лагере. Возможно, это вызвано угрозой ИГИЛ и отсутствием четкого понимания того, кого же надо считать главным врагом – Дамаск или ИГИЛ?

Одним из последних заявлений, которое может пролить свет на намерения Запада в отношении Сирии, стали слова начальника штаба сухопутных войск США, генерала Р. Одиерно который допустил, что «некоторые союзники США по борьбе с ИГИЛ в Сирии могут направить своих солдат для сопровождения и поддержки сил сирийской оппозиции». Очевидно, что это может стать первым шагом к прямому вмешательству в сирийский конфликт, что, в свою очередь, приведет к дальнейшей эскалации ситуации во всем регионе. Тем более, что правительственные силы недавно были вынуждены оставить г. Идлиб – центр одноименной провинции, который заняли боевики нескольких группировок, в т.ч. «Джабхат ан-Нусра».

***

А ведь помимо Сирии есть еще и Ливан, который с трудом удерживает столь ценную в наше сложное время стабильность. Сирийский кризис, безусловно, оказывает свое негативное влияние на эту многоконфессиональную страну. Помимо того, что ливанская армия находится в постоянном напряжении, отражая набеги боевиков с территории Сирии и гася то и дело возникающие конфликты внутри страны, свои последствия оказывает и непрекращающийся поток сирийских беженцев. Их количество в Ливане достигло уже почти 1,5 млн. человек, что для такой небольшой страны является сильным испытанием. Но ливанцы все понимают, и, конечно же, не могут отказать своим собратьям, спасающимся от военных действий.

А тут еще главные политические силы никак не могут достичь компромисса и выбрать нового президента. Мало того, определенные силы постоянно «подливают масло в огонь». Одним из таких случаев стало заявление главы фракции движения «Мустакбаль» Ф. Синьоры о том, что бывший премьер Ливана Р. Харири якобы «неоднократно говорил ему о планах движения “Хизбуллах” совершить на него покушение». Многие ливанцы посчитали эти заявления «миной замедленного действия», специально подложенной под процесс и так непростого диалога между «Хизбуллах» и «Мустакбаль», который возглавляется С. Харири – сыном погибшего при невыясненных обстоятельствах премьера.

Представители «Хизбуллах», как известно, являются серьезной военно-политической силой, которая в состоянии дать отпор даже Тель-Авиву, как это случилось в конце января 2015 года. Примечательно, что израильские власти пропустили этот удар, что само по себе говорит о многом. В этой связи, нельзя не привести слова лидеров «Хизбуллах» о конфликте в Йемене, подчеркнувших, что лучше бы Саудовская Аравия «создала такую же коалицию для противостояния с Израилем», и спросивших Эр-Рияд, «почему те не действуют так решительно для защиты ливанцев и палестинцев?».

***

Заданный Саудовской Аравии и ее союзникам вопрос наверняка интересует и жителей Иордании, которые в начале марта вышли на массовые акции протеста, направленные против заключенного властями их страны газового соглашения с Израилем.

А ведь помимо этого договора, Амман участвует и в других совместных с Тель-Авивом проектах, например, в их планах строительство канала между Красным и Мертвым морями. При этом в рамках проекта планируется построить и совместную гидроэлектростанцию, энергия которой будет использоваться как для нужд Иордании, так и для Израиля.

Последний же инцидент с участием израильских граждан и вовсе вывел из себя иорданцев, в т.ч. и членов парламента. Дело в том, что ожидавшие пересадки в аэропорту Аммана жители Израиля устроили прямо на территории аэропорта национальные танцы и пляски. И, конечно, это не могло остаться незамеченным. Впрочем, едва ли общее недовольство политикой иорданских властей в отношениях с Тель-Авивом приведет к каким-либо серьезным последствиям. Тем более, что сейчас все взоры направлены на ситуацию вокруг Йемена, в бомбардировках которого, кстати, участвуют и иорданские ВВС…

***

И все же, положение иорданцев лучше, чем у их ближайших соседей. В Палестине, которая разделена на две части – Западный берег и Газу, ситуация продолжает оставаться крайне тяжелой. Газа уже который год находится под блокадой Израиля, и почти 1,5 млн. человек лишены элементарных условий жизни на глазах у всего мирового сообщества, в т.ч. и арабских стран, которые не прилагают практически никаких усилий, чтобы помочь своим собратьям и единоверцам. Более того, единственная граничащая с Газой страна – Египет прилагает максимум усилий, чтобы затруднить жизнь в этой части Палестины. Например, недавно египетские власти отключили в Газу подачу электроэнергии, оставив палестинцев без электричества. И все это лишь потому, что жители Газы поддерживают ХАМАС, который в самом Египте даже хотели внести в «террористический список», но потом вроде как передумали.

Ситуация на Западном берегу также остается сложной. Палестинская администрация сталкивается с дефицитом бюджета, сложилась реальная угроза банкротства всей финансовой системы. Получить деньги у Запада проблематично, учитывая давление Израиля, пытающегося надавить на М. Аббаса, чтобы тот отказался от попыток добиться признания государственности Палестины.

Государственность Палестины стала одной из козырных карт израильского премьера Б. Нетаньяху. Еще перед тем, как выиграть очередные парламентские выборы, Нетаньяху пообещал, что «в случае его избрания Палестины как государства не будет». Возможно, что эти слова сыграли не последнюю роль в победе его партии «Ликуд» на выборах. Палестинцы и многие другие, в т.ч. и жители Запада, сравнили выбор израильтян с выбором «оккупации и строительства поселений, но не мирных переговоров».

«Израиль предпочел расизм, оккупацию и строительство поселений (на палестинской земле) переговорам и партнерству», – заявил официальный представитель ФАТХ. Стали даже раздаваться призывы к третьей «интифаде».

Однако без реальной поддержки извне добиться успехов жителям Палестины будет совсем не просто. А арабские страны не в состоянии самостоятельно оказать поддержку своим собратьям, учитывая их полную зависимость от США. И вместо того, чтобы обратить свой взор на палестинцев, коалиция во главе с Саудовской Аравии бомбит жителей соседнего Йемена. Вот такое арабо-мусульманское братство демонстрируют всему миру Эр-Рияд и его союзники…

Руслан Раминов, специально для портала

Muslim Politic

Tags: ,

Comments are closed.