Дипломатические перспективы Судана на фоне грандиозных геополитических изменений на Большом Ближнем Востоке

Опубликовано: 17.10.2015

2

Возможно, это покажется странным, но такая бедная в экономическом плане африканская страна как Судан при определенном стечении обстоятельств вполне могла бы стать одним из форпостов противодействия сразу нескольким региональным угрозам. Прежде всего, речь идет о все более нарастающем давлении неоколониальных сил и все более распространяющейся угрозе со стороны «такфиристских» группировок.

***

Нынешний президент Судана О. Башир, как и некоторые другие государственные деятели, является выходцем из движения «Братья-мусульмане». И в свое время этот аспект являлся ключевым «яблоком раздора» в отношениях с Египтом эпохи Х. Мубарака, а затем и А. ас-Сиси.

В то же время, суданский лидер часто весьма разумно использовал плюсы от своих «ихвановских» корней. Так, например, у Судана есть на кого сделать ставку в Ливии, ведь ряд военно-политических фракций в этой стране ориентируются и находят поддержку именно у Хартума. (И это сильно раздражает ливийского генерала Х. Хафтара, ставящего, прежде всего, на Каир и Абу-Даби).

Также у суданского правительства прекрасные отношения с палестинским движением ХАМАС. Вообще, Судан для Газы играет достаточно важную роль, ведь поставляемая палестинцам помощь из Ирана нередко шла маршрутом до Хартума и далее через Синай в Газу. Не случайно израильские самолеты несколько раз устраивали налеты на суданскую территорию, нанося удары по складам и конвоям. И хотя в полной мере Судан не считался частью Оси сопротивления, тем не менее, негласно он оказывал членам этого блока свою помощь.

Однако 2015 год внес в сложившееся положение серьезные изменения. Речь идет о тех антииранских шагах суданских властей, которые они осуществили в последнее время. Одним из таких нашумевших шагов стал отзыв суданского представителя с должности наблюдателя по ситуации в Сирии от Лиги арабских государств (ЛАГ), который стоял на позиции необходимости противодействия экстремистским группировкам. Такого рода доклады вызывали недовольство сирийской оппозиции, а также ряда арабских государств-членов ЛАГ.

В итоге, по этому поводу к суданскому президенту поступило прямое обращение от властей Катара. Причем, Доха добавила к нему щедрое предложение в виде большого денежного транша, и после перевода 2-х млрд. долларов Хартум отозвал своего представителя с должности. Далее произошел инцидент с высылкой сотрудников иранского культурного центра, причем власти официально никак не прокомментировали данную ситуацию. Наконец, Судан формально присоединился к созданной Эр-Риядом коалиции против йеменских повстанцев…

***

Казалось, суданские власти полностью сменили свою политическую направленность. Однако за ширмой этих событий скрывается суровая реальность. Дело в том, что Башир прекрасно понимает, в какой тяжелой экономической ситуации находится возглавляемое им государство. Тем более, что Хартум все еще находится под санкциями, продиктованными Вашингтоном. Плюс к этому в некоторых суданских провинциях (Дарфуре, Южном Кордофане) продолжаются военно-политические конфликты. Кроме того, пока еще не утихают боевые действия в соседней Ливии, что делает эту страну идеальным местом для радикалов или прихода недружественного режима.

В такой ситуации «легкие» деньги могут смутить многих, особенно зная, как легки на руку аравийские монархи…

***

На данном этапе, помимо угроз со стороны западных держав (в частности, большую активность на континенте проявляет Франция), для африканских государств появилась и новая угроза – угроза распространения «такфиризма» с ориентиром на ИГИЛ. К примеру, некоторые группировки в Нигерии и Ливии уже не только громогласно заявили о себе, но и объявили о своем присоединении к «игиловцам». В будущем же такая тенденция, вероятнее всего, будет лишь увеличиваться, особенно по мере ухудшения ситуации в регионе. И не случайно, что в последнее время представители «такфиристов» были замечены уже и в западной суданской провинции Дарфур.

Очевидно, что для противодействия радикальным настроениям, проникающим вглубь Африки, необходимо что-то предпринимать. И наиболее подходящим вариантом для Судана, безусловно, является т.н. «политический ислам» в лице «Братьев-мусульман» – на данный момент самой влиятельной группы данного направления. И даже несмотря на провалы «братьев» в тех странах, где им удалось придти к власти (прежде всего, в Египте и Тунисе), авторитет и влияние «ихванов» в народе все равно еще присутствует.

Примечательно, что понимают это и экстремисты. Не случайно в августе 2015 года члены ИГИЛ призвали представителей «Братьев-мусульман» «раскаяться за свои вероубеждения и дать присягу» их лидеру аль-Багдади. «Ихванами» этот призыв, конечно же, был отвергнут. Более того, представители движения заявили, что радикалов просто используют в чужих целях, в частности, власти Египта. И такие заявления отнюдь не беспочвенны: так, например, в организации теракта у консульства Италии в Каире наряду с «игиловцами» ас-Сиси обвинил еще и «Братьев-мусульман». Тем самым, по мнению представителей движения, «активность ИГИЛ сознательно используется властями для расправы над конкурентами».

В соседней Ливии идеологическое противостояние между ИГИЛ и «ихванами» и вовсе переросло в военный конфликт. Это, кстати, лишний раз демонстрирует агрессивность «такфиризма» по отношению ко всем инакомыслящим. «Братья», в свою очередь, выразили готовность защищать свою идеологию и тех, кто их поддерживает из числа местного населения. (Пример Ливии, вообще, весьма показателен – он опровергает намеренно внедряемую идею о «войне суннитов против шиитов», ведь в Ливии, как известно, шиитов нет, однако военные действия там были едва ли не такого же масштаба, как в Сирии или Ираке).

***

Что же может предложить Хартум «ихванам», учитывая все сказанное и не забывая идеологические связи суданской политической элиты с этим движением? Ни много, ни мало, но Судан мог бы предложить «Братьям-мусульманам» перенести к себе свою штаб-квартиру. Это могло бы:

— во-первых, помочь спастись от репрессий и полного уничтожения движения;

— во-вторых, совместными усилиями противостоять угрозе распространения «такфиризма», который, кстати, все больше захватывает и «ихвановскую» молодежь;

— наконец, в-третьих, дать отпор нарастающему давлению западных держав.

Однако для полноценной борьбы с радикалами и новыми колонизаторами одной идеологии мало, нужны сильные и готовые оказать реальную помощь союзники. И вот здесь Судан мог бы вспомнить о своем старом партнере в лице Ирана. Исправная поставка вооружения, давнее сотрудничество между военными, общие враги – все это вполне могло бы стать прекрасным дополнением к новой роли Хартума. Более того, это позволило бы сгладить противоречия и недопонимание между старым руководством «братьев» и иранской элитой. На самом деле, у них давняя история взаимоотношений, и самое время их возродить и обновить.

Общие позиции позволили бы руководству Судана обезопасить себя и от налетов израильских ВВС. Ежегодно Тель-Авив при молчаливом одобрении мирового сообщества наносил воздушные удары по Судану, пытаясь таким образом предотвратить поставки оружия из Ирана в Газу и обозначить свою враждебную позицию по отношению к арабскому государству, поддерживающему Палестину на всех уровнях. После налетов в 2012 году Тегеран предложил Хартуму развернуть систему ПРО на побережье Красного моря, однако суданские власти отклонили это предложение. Почему? Потому что этому активно противодействовал Эр-Рияд, который и сам не мог защитить суданское воздушное пространство, и, фактически, не дал этого сделать другим.

***

Итак, сейчас, когда ситуация в регионе вновь обостряется, когда угрозы со стороны неоколониалистов, сионистов и «такфиристов» все больше увеличиваются, Хартуму необходима не просто система ПРО и модернизация вооружения, но, прежде всего, стратегические союзники. Присоединение Судана к новому военному альянсу помогло бы сохранить безопасность в стране. Ведь сложно представить, что страны Залива способны помочь суданцам, например, сохранить свою территориальную целостность. Все, что могут предоставить аравийские монархи – это деньги, не более того.

Но финансовые возможности есть и у других сил, например, у ближайшего экономического партнера суданцев – Китая. К тому же, одними деньгами страну не сохранишь. А то, что заинтересованные силы не остановятся на отделении Южного Судана, более чем очевидно. Разве они заинтересованы в крупном и мощном мусульманском государстве, к тому же с большими запасами нефти, и, самое главное, дружащем против западных держав?!

***

Таким образом, резюмируя все сказанное, нельзя не признать, что у столь богатого природными ресурсами (пусть пока и слабого в экономическом плане) государства как Судан имеются неплохие возможности для превращения в мощного регионального игрока. Это не требует больших денег и громких слов, достаточно проявить усилия на креативном, интеллектуальном и дипломатическом уровне.

Результат же может оказаться весьма впечатляющим, ведь появление альтернативного центра «ихванов» и расширение союзных отношений с Осью сопротивления не только позволило бы Судану стать весомой силой на Африканском континенте, но и своим примером дало бы новый импульс внутримусульманскому единению.

Тимур Фатехов, эксперт

Muslim Politic

Comments are closed.