Миграционный кризис в ракурсе сокращения населения в Европе

Опубликовано: 09.12.2015

Европа переживает самый большой наплыв мигрантов со времен Второй мировой войны. Новости о беженцах, штурмующих границы ЕС, не сходят с передовиц ведущих мировых СМИ. Такие газетные заголовки как «Европа борется с самым тяжелым кризисом с беженцами» повисли вопросом над головами лидеров европейских стран, актуализировав социально-экономические и культурно-исторические вызовы.

34Ужасающие кадры отчаявшихся людей, идущих на крайний риск, чтобы спастись от смерти и безнадежности, застали европейские институты врасплох. Среди трагических кадров – фотографии утонувших детей, ставшие, своего рода, символом трагедии населения региона.

Но даже угроза быть поглощенным морской пучиной не останавливает людей. По данным Missing Migrants Project, начиная с 2015 года в Средиземном море уже утонуло около 3.000 человек, пытавшихся добраться до берегов Южной Европы… Люди гибнут, однако миграционный поток не ослабевает. И этот поток уже давно стал кормушкой для грязного бизнеса разношерстных мафиозных группировок, занимающихся человеческим трафиком.

Эксперты выделяют 4 основных маршрута прибытия беженцев в Европу:

— Западно-средиземноморский (через Испанию);

— Центрально-средиземноморский (через Италию);

— Восточно-средиземноморский (через Грецию и Болгарию);

— Западно-балканский (через Венгрию и Словению).

Как известно, страны ЕС традиционно являлись привлекательным пунктом назначения как для гастарбайтеров со всего мира, так и беженцев из горячих точек, а также нелегальных мигрантов. Однако нынешняя ситуация отличается своей массовостью и масштабностью. Так, министр внутренних дел земли Северный Рейн-Вестфалия Р. Егер отмечает, что за первые 7 месяцев 2015 года в этой земле было подано больше прошений о предоставлении убежища, чем ранее по всей Германии за весь год.

***

В связи со всем этим многие эксперты, чиновники и политики резонно поднимают вопрос о причинах масштаба происходящего. И вот уже все более уверенно раздаются голоса тех официальных лиц, которые обращают внимание мировой общественности на то, что происходило в мире 4 года назад:

«Почему не хотят созвать саммит ЕС? Потому что боятся правды. Не хотят говорить о том, что здесь есть страны ЕС, которые поддерживают гражданскую войну в Сирии, откуда приходит в Европу огромное число беженцев. Саммит не хотят созвать потому, что услышали бы правду о том, что итальянские, французские и испанские истребители бомбили Ливию» (премьер-министр Словакии Р. Фицо).

Нечасто можно услышать столь откровенные высказывания со стороны таких высокопоставленных чиновников, что еще раз свидетельствует о безвыходности ситуации в целом. Особенно для восточно-европейских стран, не столь богатых и, по большому счету, не принимавших непосредственное участие в интервенциях на Восток.

***

Следует сказать и о том, что миграционный кризис раскрыл и еще один примечательный аспект – бегущие от вооруженных конфликтов люди направляются именно на Запад и там, несмотря ни на что, их принимают.

Чего, к сожалению, нельзя сказать о монархиях Аравийского полуострова, прежде всего, богатых Саудовской Аравии, ОАЭ и Катара. А ведь совокупный ВВП этих стран превышает 2 трлн. долларов США, и это при том, что населяют их всего около 55 млн. человек. К примеру, в ОАЭ – при населении в 5,5 млн. чел. – ВВП на душу населения составляет порядка 64.400 долларов. Тогда как, например, в Австрии с ее 8 млн. населением ВВП на душу населения составляет лишь 46.500 долларов.

Кроме того, как-то не было заметно, чтобы представители благотворительных организаций в аравийских монархиях выходили бы на улицы с требованием к властям приютить беженцев, как это, напротив, происходит в Европе.

***

Идеализировать европейских политиков, конечно же, тоже было бы неправильно. Как это не покажется странным, но массовая миграция несет для ЕС и определенную долю пользы. Не случайно, в свое время, канцлер Германии А. Меркель заявила о готовности приютить около 1 миллиона сирийских беженцев.

Другие германские политики тоже поддерживают миграцию – в частности, бывший канцлер Германии Г. Шредер. По его мнению, Германия нуждается в притоке рабочей силы. Дело в том, что население Европы неуклонно сокращается: по подсчетам экспертов, к 2050 году количество европейцев может сократиться на более чем 120 млн. человек. Реальность такова, что в некоторых странах Европы доля иностранцев среди рабочих рук уже сейчас составляет порядка 25%.

При этом в миграционном кризисе наблюдается весьма примечательная тенденция: западноевропейские государства стимулируют прибытие в свои страны не просто «рабочих рук», но стараются сконцентрироваться на притоке квалифицированных кадров. И если даже прибывающие мигранты еще не являются таковыми, то европейские деловые круги уже запустили программу по их обучению. Одним из подтверждений этого являются, в частности, слова таких политиков как З. Габриэль, занимающего пост вице-канцлера и министра экономики Германии. Выступая перед парламентариями, Габриэль сказал буквально следующее:

«Если нам удастся быстро научить тех, кто приезжает к нам, и привлечь их к работе, то мы решим одну из основных будущих проблем нашей экономики – недостаток квалифицированных рабочих».

***

Хотя большинство немцев поддерживают прибывающих в страну беженцев, тем не менее, в стране набирает силу и антимигрантское движение. И этот голос звучит в Европе все громче.
Так, в Дрездене прошел митинг сторонников антимиграционного движения Pegida. Подобные демонстрации проходят и в других странах ЕС.

При этом власти европейских государств обеспокоены тем, что помимо привычных неонацистов и других сторонников ультраправой идеологии, в таких акциях все больше участия принимают и простые граждане. Они утверждают, что не имеют ничего против настоящих беженцев, но считают необходимым сократить поток т.н. «экономических мигрантов».

***

В связи со всем сказанным возникает вопрос – учитывая те колоссальные изменения, которые происходят в Европе, каким видят свое будущее европейские политики? Ведь более чем очевидно, что жителей Старого света ожидает новая волна этно-конфессиональных проблем.И, конечно же, деловые круги Европы не могли об этом не знать.

Следовательно, у них должен иметься такой план, который решил бы эту и другие проблемы, связанные с все прибывающими и прибывающими мигрантами. И возможно, что уже в ближайшем будущем мы увидим, что предложат для решения этого вопроса европейские политики.

Информационно-аналитическая передача «Хроника Востока»

Tags: 

Comments are closed.