Отмена санкций против Ирана: успех дипломатии или тонкий стратегический ход?

Опубликовано: 27.01.2016

16 января 2016 года руководство МАГАТЭ официально подтвердило, что Тегеран выполнил свои предварительные обязательства по соглашению о ядерной программе. Вслед за этим участники соглашения, в том числе, США и Евросоюз, объявили о снятии санкций с Ирана. Что же означает для мировой геополитики это событие?

24

Прежде всего, отметим ключевые пункты достигнутого в июле 2015 года соглашения. Среди них:

— превращение одного из иранских заводов по обогащению урана в технологический центр;

— перестройка ядерного реактора на другом заводе;

— избавление Тегерана от обогащенного урана, обещание не обогащать уран выше 3,67% в течение 15-ти лет; а также ограничение объемов производства этого необогащенного урана;

— в обмен на это происходит снятие антииранских санкций.

***

Итак, Иран выполнил свои условия, и западные державы, со своей стороны, объявили об отмене введенных некогда против Тегерана запретов. В то же время, нельзя не отметить, что, например, США отменили пока только «второстепенный» пакет санкций. Он включает в себя снятие запрета на отношения лишь с зарубежными филиалами американских компаний и иностранных фирм.

Что же касается, основного пакета, предусматривающего запрет на деловые контакты с Ираном физических и юридических лиц США, то он пока остается в силе. Кроме того, продолжается внутреннее эмбарго США на торговлю с Исламской Республикой. Остаются пока замороженными и банковские активы иранского правительства.

Примечательно, что большинство аналитиков называют достигнутое соглашение по-настоящему равным, то есть речь не идет о явном преимуществе одной из сторон, и Иран абсолютно не выглядит «уложенным на лопатки». Так, к примеру, представители Тегерана подчеркивают, что Исламская Республика не намерена налаживать экономические отношения с США в полном масштабе, поскольку до введения санкций такого рода отношений между странами не было. Более того, иранские власти способны наложить на США и контрсанкции.

А в ответ на возможное введение со стороны США новых санкций в связи с испытаниями баллистических ракет, иранцы пообещали, что еще больше увеличат свой ракетный потенциал. Кроме того, представители Тегерана объявили, что введение новых «баллистических» санкций будет равносильно нарушению соглашения по ядерной программе.

***

Что же ожидает Иран после отмены санкций? Новые инвестиции, подключение к финансовой системе телекоммуникаций, общий рост экономики, перспективы вступления в такие серьезные организации как ШОС – вот лишь небольшой перечень того, что приобретает Тегеран.

Но в первую очередь, эксперты отмечают возможность увеличения нефтегазового экспорта – если до этого экспорт иранской нефти приближался к отметке в миллион баррелей в день, то теперь эта цифра может удвоиться. При этом Тегеран, конечно, учитывает, что цены на «черное золото» сильно упали. И не случайно власти страны отмечают, что Ирану необходимо раз и навсегда сократить зависимость от нефтяных доходов, и низкие цены на нефть являются прекрасной причиной для того, чтобы это сделать.

И все же иранская нефть вскоре «потечет» и на Запад. Повлияет ли это на другие страны? Безусловно, нефтяные цены от этого не выиграют, но и резкого скачка вниз тоже едва ли следует ожидать, ведь стоимость «черного золота» падала и без возвращения Ирана на рынок, т.е. данный процесс от отмены антииранских санкций, по сути, никак не зависит.

А вот позиции некоторых нефтяных держав вполне могут пошатнуться. К примеру, индекс саудовской фондовой биржи «просел» достаточно быстро и резко. Обрушились биржевые котировки и в Катаре.

К слову сказать, вообще, существует версия, что Эр-Рияд и их союзники плюс Израиль настолько не желали заключения соглашения по ядерной программе Ирана, что всеми возможными методами пытались сорвать достижение этого договора. И вполне возможно, что одной из целей казни известного проповедника Нимра ан-Нимра как раз и было спровоцировать Тегеран на резкие шаги и помешать таким образом вступлению в силу ядерного соглашения.

***

Однако ни Эр-Рияд, ни даже Тель-Авив, так и не сумели остановить переговорный процесс. Дипломатия восторжествовала, и следует признать, что дипломатические усилия переговорщиков действительно сыграли большую роль.

И все же создается впечатление, что без подводных камней здесь явно не обошлось. Ведь более чем очевидно, что решающую роль в достижении соглашения сыграло политическое решение, принятое на уровне руководства Белого дома. А это означает, что:

— либо у Вашингтона не было другого выхода;

— либо в этом решении имеется скрытый, выгодный для США подтекст.

Согласно первой версии, «команда Барака Обамы» пошла на этот ядерный договор, понимая бесполезность экономического давления на Тегеран и намереваясь «подружиться» с Ираном, сделав ставку на его внутреннюю оппозицию. И действительно, в свое время, в стране едва не случилась одна из тех «цветных революций» (в данном случае, цвет оппозиционеров был «зеленым»), посредством которых Вашингтон так умело меняет режимы по всему миру.

Другая же версия (кстати, не отменяющая первую) предполагает наличие многоуровневого стратегического плана по провоцированию милитаризации

региональных соперников Ирана, в первую очередь, Саудовской Аравии и Турции. В этом случае, улучшение отношений с Тегераном и вывод его из международной изоляции толкает Эр-Рияд и Анкару на ответную реакцию. В частности, это уже проявилось в нескольких серьезных событиях:

1) Во-первых, практически сразу после смены правителя в КСА, случившейся в январе 2015 года, новая власть начала сближение и с Турцией, и с Катаром, до того являвшимися Эр-Рияду серьезными конкурентами;

2) Во-вторых, в марте того же года саудовцы начали военные действия в Йемене, создав и возглавив «аравийскую коалицию»;

3) В декабре власти КСА объявили уже о создании так называемой «мусульманской» военной коалиции, попытавшись включить туда более 30-ти государств;

4) Наконец, тогда же, в декабре, после визита турецкого президента Р. Эрдогана в Саудовскую Аравию, две страны объявили о создании «стратегического союза».

***

Надо полагать, что этим дело не ограничится, но главный вопрос заключается в том, зачем и почему США незаметно толкают Эр-Рияд и Анкару друг к другу, приветствуя при этом создание сначала «аравийской», а затем и «мусульманской» коалиций?

Более того, своими некоторыми заявлениями и действиями эти страны постепенно подводят себя к роли этакой «империи зла». Ответ, как видится, здесь очевиден, но тогда возникает другой вопрос: «Кому, в итоге, уготована роль “защитника добра”»? И кто получит всю выгоду после того, как обе стороны измотают друг друга по полной программе?

Информационно-аналитическая передача «Хроника Востока»

Tags: 

Comments are closed.