Политический кризис в Турции: что произошло между Эрдоганом и Давутоглу?

Опубликовано: 10.05.2016

В начале мая 2016 года премьер-министр Турции А. Давутоглу объявил, что не будет выдвигаться на пост главы «Партии справедливости и развития» (ПСР) на предстоящем съезде, который должен пройти 22 мая.

Выступая перед фракцией партии, Давутоглу сказал, что он «никого не боится, кроме Всевышнего, и что он готов отказаться от всех постов и принести себя в жертву на пути сохранения единства партии».

15

В связи с произошедшим, многие СМИ, в том числе и лондонское издание Al Hayat, написали, что данное решение является вынужденным после тех обвинений в «заговоре против Эрдогана», которые посыпались на премьера некоторое время назад.

История о заговоре началась после того, как в Интернете были опубликованы сведения о выступлениях, действиях и отношениях турецкого премьера с различными лицами. Часть СМИ замечает, что турецкий премьер не согласился с президентом страны по вопросу конституционных изменений, приведшими к яростным спорам в турецком обществе и даже дракам в парламенте.

Также отмечается, что Давутоглу «отказался придерживаться двух условий, которые были поставлены перед ним Эрдоганом при получении поста главы ПСР: первое – это утверждение президентской формы правления, и второе – контакты с Западом должны быть минимальными. Премьер-министр был обвинен и в том, что упустил сирийский вопрос и сосредоточился на курдской проблеме».

***

Косвенным свидетельством конфликта между первыми лицами Турции можно считать и заявление спикера турецкого парламента И. Кахрамана, заявившего, что «машина, которой управляют два водителя, не может двигаться вперед, и, в конечном счете, она попадет в аварию».

Явным же признаком конфликта между премьер-министром и президентом можно считать принятое 29 апреля решение Исполнительного комитета ПСР о лишении Давутоглу полномочий в назначении представителей партии в турецких провинциях, что, фактически, стало первым ударом в кампании по лишению турецкого премьера власти.

В итоге, 4 мая, после встречи двух политиков стало ясно, что время Давутоглу на посту премьера подошло к своему завершению. При этом Эрдоган уничижительно посоветовал своему бывшему соратнику «не забывать о том, как тот получил свой пост».

Примечательно, что на место турецкого премьера рассматриваются две кандидатуры:

— давний друг Эрдогана, ныне занимающий пост министра транспорта Турции Б. Йылдырым;

— и нынешний министр энергетики Турции Б. Албайрак, который является зятем Эрдогана.

***

Практически сразу после сдачи своих позиций турецким премьером Эрдоган объявил о том, что вопрос о конституционной реформе, которая значительно расширяет полномочия президента, должен быть выставлен на референдум. «Новая конституция и президентский режим представляют собой насущную необходимость», – сказал глава Турции на своем выступлении в Стамбуле, призвав выставить этот проект конституции на референдум «в самое ближайшее время».

При этом он отметил, что его вмешательство во внутренние дела страны является «делом естественным», задав риторический вопрос, что «некоторые обеспокоены, что он пристально следит за делами партии, но что может быть естественнее этого?».

Итак, шаг за шагом, Эрдоган идет к своей мечте – стать президентом с абсолютной властью, и, похоже, никакие, даже самые близкие друзья не смогут его от этого отговорить.

***

Что же касается внешних игроков, то часть аналитиков задается вопросом, для чего Давутоглу хотел встретиться в Вашингтоне с Б. Обамой через месяц после встречи последнего с Р. Эрдоганом, отмечая, что происходящее «является не просто политической конкуренцией, а, по сути, войной, в которой заранее известно, кто проиграет». И действительно, встреча между Обамой и Давутоглу была отменена, что, согласно дипломатическим источникам, произошло под давлением со стороны Эрдогана.

Еще одним важным моментом является то обстоятельство, что, по мнению экспертов, замена главы правящей в Турции партии может привести теперь к новым парламентским выборам, причем США и ЕС на этих выборах будут поддерживать Давутоглу. Дело в том, что, Запад «устал от правления Эрдогана» и в последнее время все больше это демонстрирует. Вполне возможно, что и скандал с журналистом из Германии, который высмеял главу Турции в немецких средствах массовой информации, является частью этой кампании.

Кроме того, не следует упускать из виду и грядущие президентские выборы в США, где высока вероятность победы Х. Клинтон, у которой с Давутоглу сложились весьма теплые отношения.  При этом, известно, что Эрдоган опасается смены власти в Белом доме.

***

Таким образом, перспективы Анкары вырисовываются далеко не радужные. Вероятнее всего, диалог между Евросоюзом и Турцией постепенно начнет заходить в тупик. Также начнут ослабевать и американо-турецкие связи.

Все идет к тому, что обвинения в адрес Эрдогана будут сыпаться со всех сторон, а он, в свою очередь, все больше будет укреплять свою власть в стране и наращивать сотрудничество с Саудовской Аравией и ее союзниками. (Что примечательно, в Эр-Рияде, словно по незримой указке, начался точно такой же процесс укрепления власти сына саудовского монарха Бен Салмана).

Только вот к чему это все в итоге приведет? На этот вопрос есть несколько ответов, и практически все они связаны с глобальным военным конфликтом. По сути, Анкару и Эр-Рияд загоняют в глубокий геополитический тупик, и они, почему-то, сами спешат туда, буквально, на всех порах…

Агентство геополитических исследований «Манара»

Muslim Politic

Comments are closed.