Кто есть кто в сирийской политической оппозиции

Опубликовано: 19.09.2016

Продолжающаяся борьба за Сирию между мировыми и региональными силами происходит на самых различных уровнях – от военного до дипломатического. При этом дипломатические «сражения» могут иметь не меньшее значение, чем военные, ведь одним росчерком пера можно изменить всю конфигурацию того или иного конфликта. И для успешной деятельности дипломатов, прежде всего, нужны успехи на политическом поприще.

Сирийская оппозиция, как известно, представляет собой не единое политическое образование, а целую серию различных движений, партий, а также военных альянсов и отдельных боевых групп. Они отличаются друг от друга как в этно-религиозном плане, так и в идеологической сфере, но часто могут иметь схожие названия и аббревиатуры. Для того, чтобы разобраться в этом непростом вопросе портал Muslim Politic попытался провести исследование данной темы, определив наиболее важные аспекты, сопутствующие устройству и составу сирийских оппозиционеров.

Политические структуры

В связи с тем, что сирийская оппозиция имеет как боевые отряды, так и политические партии, первым пунктом исследования стали политические движения оппозиционеров. Представлены они несколькими крупными организациями, которые различаются местом базирования и, соответственно, большей ориентированностью на те или иные силы:

1) «Сирийский национальный совет», “Syrian National Council” (SNC). Был создан в августе 2011 г. в Стамбуле (Турция). Основную роль в создании движения сыграли члены «Сирийской демократической народной партии» (бывшая коммунистическая партия). Нынешний глава – Дж. Сабра (выходец из семьи, принадлежащей к Антиохийской православной церкви).

Организация является оплотом светских, демократических и умеренно-мусульманских сил из числа «Братьев-мусульман». Некогда SNC считался наиболее влиятельной политической структурой сирийских оппозиционеров: ряд государств и международных организаций даже заявляли о его признании «единственным легитимным правительством Сирии». Однако в последнее время авторитет совета заметно упал, в т.ч. и по причине появления новых политических структур, представляющих интересы оппозиции.

2) «Национальная коалиция оппозиционных и революционных сил» (НКОРС), National Coalition for Syrian Revolutionary and Opposition Forces” (более кратко: Syrian National Coalition”). Основана в ноябре 2012 г. в Дохе (Катар). С октября 2015 г. центром НКОРС в Сирии является г. Идлиб. Нынешний глава – А. аль-Абдах.

По мнению экспертов, данная структура была создана по причине слабости SNC и с целью объединения большей части оппозиционных групп. На первом этапе это в какой-то мере удалось, однако уже в декабре 2014 г. руководство SNC объявило о том, что выходит из НКОРС «в знак протеста против переговоров с Дамаском».

Среди наиболее примечательных членов НКОРС – Kamal al-Labwani, поддерживающий открытые отношения с Израилем (был удостоен приглашения на одну из крупнейших израильских конференций в г. Герцлия).

3) «Высший комитет по переговорам» (ВКП), “High Negotiations Committee”. Создан в декабре 2015 г. в Эр-Рияде (Саудовская Аравия). Глава – бывший сирийский министр Р. Хиджаб.

В составе ВКП присутствуют как представители политических движений (НКОРС), так и члены вооруженных формирований («Джейш аль-ислам», «Ахрар аш-шам»). Считается структурой, подконтрольной Саудовской Аравии.

Одной из интересных фигур в ВКП является Bassma Kodmani, выступающая за «демократизацию арабского мира» и приглашающаяся на такие знаковые мероприятия как заседание Бильдербергского клуба.

4) Партия «Демократический союз», “Democratic Union Party” (более известна как PYD). Основана в 2003 г. Центр – г. Кобани. Лидер – С. Муслим.

Считается тесно связанной с «Рабочей партией Курдистана», в связи с чем в Турции занесена в список террористических организаций. Поддерживается США, которые используют боевое крыло этого движения для ведения «гибридной войны» на сирийской территории.

5) «Курдский национальный совет» “Kurdish National Council” (KNC, ENKS). Создан в октябре 2011 г. в Эрбиле (Иракский Курдистан). Центр в Сирии – г. Эль-Камышлы.

Организация основана при непосредственном участии главы иракского Курдистана М. Барзани. Находится в состоянии конфликта с другой партией сирийских курдов – «Демократическим союзом». При этом, однако, обе структуры входят в «Высший курдский совет», “Kurdish Supreme Committee” (DBK), который считается «временным правительством сирийского Курдистана».

(Имеются и другие оппозиционные политические движения, которые не вошли в данный список по причине того, что они либо не играют существенной роли, либо не воспринимаются в качестве оппозиции как таковой).

P.S. Если взглянуть на политическую мозаику сирийской оппозиции со стороны, то становится видно, что практически каждый из региональных игроков имеет внутри сирийских оппозиционеров свое политическое движение: Турция, Катар, Саудовская Аравия и даже иракский Курдистан. При этом каждый из них в определенной степени «тянет одеяло на себя». Также следует упомянуть и о том, что свои отношения пытается выстроить с оппозицией и Израиль, безусловно, стремящийся использовать сирийский конфликт в своих собственных целях.

Над этими региональными силами свою, более глобальную игру пытаются вести игроки мирового масштаба – ЕС, Великобритания, и, конечно же, США. И поскольку одной  лишь политикой и дипломатией войну за Сирию выиграть невозможно, большая ставка делается на боевые отряды, которых на сирийской территории столь много, что одно их перечисление займет немало места и времени…

Агентство геополитических исследований «Манара»

Muslim Politic

Tags: 

Comments are closed.