Обзор Аравийского региона: от чего страны Залива впали в шок; почему Эр-Рияд не против соглашения ОПЕК; лишат ли Оман членства в ССАГПЗ; и мн. др. за октябрь-ноябрь 2016

Опубликовано: 05.12.2016

32

Обстановка для Саудовской Аравии как на внутреннем, так и внешнем фронтах продолжает оставаться неблагоприятной. Среди основных проблемных зон можно назвать: сложности с экономикой; изнурительную и крайне непопулярную войну в Йемене; приход к власти в Ливане союзника движения «Хизбуллах» М. Ауна; ухудшение отношений с Египтом… Но, пожалуй, самым главным ударом стал успех Д. Трампа, известного своими жесткими высказываниями в адрес стран Залива.

КСА и ряд других аравийских монархий настолько были на стороне Х. Клинтон, что даже финансировали ее предвыборную кампанию, и, по данным опросов, 68% опрошенных саудовцев поддерживали Клинтон. Выигрыш Трампа вызвал в странах Залива настоящий шок. Прежде всего, у Эр-Рияда, где вызывает беспокойство тот факт, что Трамп может поменять позицию Вашингтона по ключевым для саудовцев вопросам – Йемену и Сирии.

Для нивелирования возможного ущерба двусторонних отношений и защиты своих интересов в США, власти КСА даже заключили контракты с 12 компаниями в области PR, а также привлекли для этих целей Д. Росса, бывшего американского спецпредставителя на Ближнем Востоке, и З. Халилзада, экс-посла США в Ираке. Обеспокоенность возможным ухудшением отношений с Вашингтоном видна и в том, что глава саудовского МИД в течение трех дней совершил в США сразу две поездки, проведя встречи в Конгрессе с целью выяснения настроений американской элиты по отношению к Эр-Рияду на фоне победы Трампа.

Вообще, взаимоотношения между Эр-Риядом и его союзниками начинают испытывать серьезные проблемы. Как уже упоминалось, ухудшение в этой сфере последовало и в отношениях с Египтом: после поддержки Каиром резолюции России по Сирии в Совбезе ООН, саудовские власти решили включить экономические рычаги и приостановили египтянам поставки нефти. Но не тут-то было – в Каире тут же стали искать альтернативные варианты, и к тому же, включили свои ответные рычаги воздействия, в т.ч. в виде запрета на передачу саудловцам двух островов.

В «отместку» за это Эр-Рияд начал развивать отношения с Эфиопией, которая имеет с Египтом непростые отношения. И даже посредничество таких стран как ОАЭ и Кувейт, лидеры которых хотели помочь в сглаживании противоречий между саудовцами и египтянами, успехом не увенчались.

В КСА же решили продолжать налаживание контактов с теми странами, отношения с которыми в последнее время были не очень простыми. В рамках этой политики 16 ноября в Саудовскую Аравию прибыл глава правительства Алжира А. Саллал. Ранее алжирцы не раз критиковались саудовцами по самым разным поводам вплоть до резких заявлений со стороны муфтия КСА. Алжирский премьер заявил о наличии распоряжения властей страны об облегчении доступа саудовских бизнесменов в Алжир для «установления партнерства между деловыми кругами двух стран», особенно в энергетической сфере. Алжирцев тоже можно понять – они хотят получить саудовские инвестиции для модернизации нефтяной отрасли. Эр-Рияд же планирует перетянуть на свою сторону одну из ключевых стран Северной Африки.

***

В области экономики одним из самых громких событий в регионе стало заявление замминистра экономики КСА о том, что «если бы не меры экономии, то всего через три года Саудовская Аравия могла стать банкротом». Это признание не стало для экспертов неожиданным: ранее они уже неоднократно предупреждали, что падение цен на нефть, дефицит бюджета, снижение финансовых сбережений и вовлеченность в конфликты в Йемене, Сирии и Ираке может привести Эр-Рияд к банкротству.

О сложной ситуации в экономике говорит и факт продажи страной казначейских гособлигаций в целях собирания $17,5 млрд для покрытия дефицита бюджета, достигшего уже $87 млрд. Сокращение зарплат министров; увеличение пошлин и прекращение поддержки цен; введение новых налогов; долги строительным компаниям, которые привели к задержкам зарплат рабочим – все это является явным признаком финансовой нестабильности.

Неприятным моментом для руководства страны, особенно для заместителя наследного принца Бин Салмана, стала возрастающая критика разрекламированной им программы реформирования экономики под громким названием «Видение – 2030». В частности, западные и местные экономисты обращают внимание на то, что Эр-Рияд начинает переход к экономическим переменам на фоне двух заметных проблем – демографического кризиса и падения нефтяных цен. По подсчетам экспертов, для успеха программы к 2030 г. нужно создать 6 млн рабочих мест, что на фоне быстро увеличивающегося населения весьма проблематично. Экономисты указывают на тот факт, что во время нефтяного бума 2003-2013 гг. власти страны смогли создать лишь треть рабочих мест от этого числа.

А тем временем, безработица в стране продолжает расти: уже около 25% саудовцев моложе 30 лет не имеют работы. Король Салман даже отправил в отставку двух министров – финансов (являвшегося, кстати, последним министром времен короля Абдаллы) и труда. Последнюю отставку связывают именно с увеличением цифр по безработице.

Низкие цены на нефть также не способствуют проведению экономических реформ, стоимость которых оценивается в $4 трлн. Таким образом, эксперты отмечают, что без коренных изменений в экономической и политической системах Саудовская Аравия все больше и больше будет падать в долговую яму и идти к своему банкротству. И даже увеличение добычи золота более чем в два раза едва ли спасет положение. Понимая все это, Эр-Рияд и вынужден был пойти на подписание соглашения ОПЕК, которое может позволить хоть немного повысить нефтяные цены.

Фигура самого Бин Салмана тоже подвергается критике. В частности – за армию иностранных советников и фотографов, которые сопровождают его повсюду и получают баснословные гонорары. Один из местных журналистов даже опубликовал обращение к королевскому сыну, написав следующее: «Можно купить десятки изданий и сотни журналистов, но нельзя купить историю, которая все про тебя напишет». (После этой публикации сайт был сразу закрыт).

***

В области безопасности также царят не лучшие времена – в стране продолжаются убийства силовиков. Так, в г. Даммам были убиты 2 сотрудника службы безопасности; через несколько дней подобное убийство произошло в Эль-Катифе. МВД страны заявило, что только за октябрь и ноябрь задержано более 1.400 человек по подозрению в «посягательствах на основы безопасности страны», из них 453 иностранца. Отдельные группы экстремистов готовили покушение даже на высшее руководство страны.

В связи с ухудшением обстановки муфтий Саудовской Аравии призвал молодежь «не следовать за ложными лозунгами, которые распространяются врагами ислама через соцсети, а брать информацию из надежных и проверенных источников». Только подействуют ли эти «меры по старинке» на изменившееся под воздействием современных реалий общество? Тем более, что в отношении других стран Эр-Рияд ведет как раз ту самую политику и пропаганду, которую он пытается не допустить у себя внутри…

Йемен

В Йемене продолжается изнурительная война, которая уносит все больше жизней мирных граждан. Страшным событием для страны стал удар по похоронной процессии в Сане, в результате чего были убиты более 140 человек и ранены более 500. Эр-Рияд, который в начале не хотел признавать, что налет был нанесен самолетами «аравийской коалиции», впоследствии был вынужден признаться в содеянном. Это бессмысленное нападение в большей степени нанесло вред самим монархиям Залива, которые подверглись резкой критике со стороны международного сообщества.

Что же касается положения на фронтах, то за прошедший период повстанцы значительно усилили свои ответные действия, в т.ч. и за счет увеличения ракетного потенциала. Кроме уже привычных атак по провинциям Наджран и Джизан, теперь ракеты направляются и на более дальние расстояния. Так, например, атаке подверглась саудовская база ВВС им. короля Фахда в г. Таиф, расположенная почти в 500-х км. от места пуска ракеты. Ракетному обстрелу с территорий, подконтрольных «хуситам» подверглись и военные корабли ОАЭ и США. Правда, здесь ситуация не совсем ясная – обычно повстанцы берут ответственность за атаки на военные объекты, но в случае с американским эсминцем они, наоборот, это опровергли. В связи с этим часть экспертов пришла к выводу, что ВМС США были атакованы не повстанцами, а другими силами с целью вовлечь Вашингтон в войну против «хуситов» со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Но Белый дом в очередной раз показал нежелание ввязываться в очередной военный конфликт напрямую. Саудовцы же тоже понимают, что победить в йеменской войне им одним (даже при поддержке «аравийской коалиции») нереально. По этой причине и под давлением международного сообщества они пытаются выйти из йеменского конфликта, то и дело объявляя о перемирии. Последнее было провозглашено 17 ноября и являлось инициативой главы госдепартамента США, встретившегося в Маскате с повстанцами и в координации с Эр-Риядом объявившего о перемирии. Однако и эти усилия завершились провалом.

Урегулировать конфликт попытались и со стороны ООН, предложив новый план, предусматривавший сдачу повстанцами тяжелого вооружения и уход из Саны в обмен на лишение полномочий беглого президента А. Хади. При этом власть планировалось передать главе правительства, которое должна была возглавить компромиссная фигура. Но этот план был отвергнут самим Хади, все еще пытающимся обозначать себя самостоятельным лидером, хотя известно, что он практически полностью зависим от саудовцев и, по сути, не контролирует ситуацию. Одним из свидетельств этому является и тот факт, что о переговорах в столице Омана беглый йеменский президент не был даже уведомлен.

***

Тем временем, 28 ноября повстанцы объявили об окончательном формировании правительства национального единства во главе с А. ибн Хабтуром, бывшим губернатором Адена. Таким образом, по истечении 20 месяцев с начала операции «аравийской коалиции», Йемен, фактически, имеет два правительства, две армии, два президента и внешнее военное вмешательство.

В добавление к этому, в стране продолжается война и с экстремистами: боевиками «Аль-Каиды» и ИГИЛ. Так, в провинции Хадрамаут, в окрестностях г. Мукалла произошли ожесточенные бои, в которых погибли более сорока «такфиристов». Время от времени «просыпаются» и американцы: в провинции Эль-Бейда в результате атаки беспилотника был убит один из лидеров йеменской ячейки «Аль-Каиды». (Кстати, относительно роли США в йеменских событиях WikiLeaks опубликовал крайне интересные документы, подтверждающие версию о «тайном плане Вашингтона»).

В целом, согласно точке зрения военных специалистов, йеменский конфликт имеет два варианта развития – либо победа одной из сторон и признание другой своего поражения, либо стороны приходят к пониманию о невозможности военного решения и вырабатывают политическое соглашение. И хотя все понимают, что, в конечном счете, для завершения войны следует сесть за стол переговоров, на данном этапе стороны пытаются следовать силовому варианту.

В результате же, от этого кровопролитного противостояния страдает простой народ. ООН уже в который раз предупреждает о том, что Йемен оказался в одном шаге от всеобщего голода и распространения эпидемий, приближаясь к опасному гуманитарному кризису, когда большинство семей и так уже живут на «куске хлеба и чашке чая». И это при том, что, к настоящему времени, в стране уже погибли более 10 тысяч человек, 35 тысяч пострадали…

Кувейт

Главные события в Кувейте связаны с роспуском парламента и последующими выборами. И тут следует отметить, что кувейтский эмират является единственной страной Персидского залива, где функционирует реальный законодательный орган, причем уже более 50 лет. И хотя парламент несколько раз приостанавливал свою работу и несколько раз распускался, он все равно продолжает оставаться важным органом в системе власти страны.

Последний раз парламент страны был распущен указом эмира 16 октября на фоне острых разногласий правительства и депутатов по вопросу принятия мер экономии, среди которых основным спорным пунктом стало поднятие цен на топливо.

В итоге, 26 ноября состоялись внеочередные выборы, давшие для властей не очень приятный результат. Участвовавшие после нескольких лет бойкота оппозиционные партии вместе с другими оппозиционерами выиграли почти половину из 50-ти депутатских кресел. И если прохождение в парламент 6-ти депутатов из числа шиитской общины и 6-ти представителей племен страны было ожидаемо, то количество прошедших в парламент сторонников т.н. «политического ислама» стало для Эль-Кувейта «неприятным сюрпризом». Представители движения «Братья-мусульмане» и близкого к нему «Исламского конституционного движения» получили 11 мест. В добавление к этому, еще 5 кресел заняли т.н. «салафиты».

Не следует забывать и о «либеральной» оппозиции, по сути, сохранившей в парламенте свое значительное присутствие. Таким образом, по мнению экспертов, новоизбранный орган власти может стать причиной еще более острых, чем прежде, разногласий и конфликтов между ним и правительством. Тем более, учитывая, что пока еще не решены такие спорные вопросы как лишение гражданства страны, меры экономии и намечающиеся экономические реформы.

В частности, перед правительством стоят задачи по снижению зарплат, премий, прекращению субсидирования цен, введения 5% пошлины на денежные переводы, 10% пошлины на крупные компании, планы по введению НДС, а также планы по частичной приватизации в сферах медицины и образования. И все это, скорее всего, столкнется с противодействием со стороны нового наполовину оппозиционного парламента.

Хотя, конечно, не следует забывать о том, что кувейтская оппозиция не является единым организмом, представляя собой «коктейль» групп и отдельных депутатов, не имеющих общей программы и идеологии, которую объединяет только одно – недовольство правительством. К тому же, стоит помнить, что власти страны имеют самое сильное «оружие» – право роспуска парламента, чем, по мнению экспертов, они могут воспользоваться в любое время.

Катар

Власти Катара также идут по пути экономии средств, в рамках чего они объявили о переводе некоторых услуг в медицине и образовании в частные руки. Кроме того, катарские власти рассматривают возможность прекращения поддержки цен на воду, электроэнергию и топливо, а также введение новых пошлин за некоторые госуслуги.

Тем самым в Дохе пытаются облегчить нагрузку на бюджет страны, дефицит которого составляет в этом году $13 млрд и, согласно расчетам, он будет оставаться дефицитным и в последующие три года. Следовательно, страна должна экономить средства, особенно принимая во внимание подготовку к чемпионату мира по футболу в 2022 г., расходы на который оцениваются в $150 млрд.

Интересно, что, несмотря на это, Доха вместе с Эль-Кувейтом продолжают закупаться самым современным вооружением. Так, в ноябре стало известно, что Вашингтон продаст Катару 72 истребителя F-15QA и сопутствующее к ним оборудование и вооружение. При этом стоимость контракта составит более $21 млрд.

На международной арене катарские власти также не экономят, заявив, что продолжат поддержку вооруженной сирийской оппозиции, «даже если новый президент США решит прекратить оказывать им помощь». В ответ на это, Дамаск обвинил Доху в том, что та является одним из главных спонсоров экстремизма на Ближнем Востоке.

ОАЭ

Объединенные Арабские Эмираты отметили 45-летие со дня своего образования. И, как это часто происходит, власти приняли по этому поводу закон об амнистии, освободив 1.100 заключенных. (Кстати, по мнению экспертов Института ближневосточных исследований в Вашингтоне, ОАЭ являются одной из передовых стран в регионе в плане политических и гражданских свобод).

В рамках празднования юбилея Абу-Даби посетили разные важные гости. Среди таковых оказался и президент Египта, которого приняли на самом высоком уровне. Данный визит интересен тем, что он прошел на фоне обострения египетско-саудовских отношений…

В экономическом отношении ситуация в ОАЭ, по сравнению с другими аравийскими монархиями, в достаточной степени, благоприятная. Страна, хоть и переживает общий кризис, связанный с падением нефтяных цен, но, если сравнивать с соседями, переносит этот процесс более легко. К примеру, в отличие от соседей, эмиратский бюджет – бездефицитный.

Также в Центральном банке ОАЭ заявили, что хотя прибыль банков за последние два месяца снизилась на 20%, а рост экономики в стране замедлился на 2,2%, тем не менее, в 2017 г. планируется его поднятие до 2,4%. Кроме того, власти объявили, что новые налоги и пошлины на госуслуги вводиться не будут. (Правда, цены на топливо, по данным Министерства энергетики, с начала ноября незначительно поднимутся).

Из интересных новостей можно отметить принятие закона, разрешающего «чтение на работе» с целью «повышения производительности труда». Таким образом, ОАЭ стали единственной страной, где служащим разрешается одновременно и читать, и работать.

Среди международных событий, прежде всего, следует выделить еще большее ухудшение отношений Абу-Даби с беглым йеменским президентом Хади. Причиной этого, по некоторым данным, стало налаживание контактов последнего с движением «Ихлас», являющегося близким к «Братьям-мусульманам», которых ОАЭ считают своими главными врагами. После этого финансирование ряда проектов в Адене замедлилось: Абу-Даби решил перенаправить финансовые потоки с Адена в Хадрамаут.

Бахрейн

В Бахрейне одним из главных событий стала отмена кассационным судом решения в отношении главного оппозиционного лидера А. Салмана: дело будет повторно рассмотрено в апелляционном суде. Этот шаг рассматривается экспертами как жест «доброй воли» после волны критики в адрес властей, которых обвиняют в чрезмерном применении силы и репрессиях против оппозиции. В то же время, бахрейнские власти выставили на аукцион имущество распущенного оппозиционного движения «Аль-Вифак». Представители движения подали протест на это решение суда.

С интересным заявлением выступил глава правительства Бахрейна, сообщивший, что на данном этапе развития «Совет стран арабских государств Персидского залива» (ССАГПЗ) необходимо преобразовать в «Союз стран Залива» для эффективного противостояния угрозам в сфере безопасности и экономики. Вопрос о преобразовании ССАГПЗ будет рассмотрен на саммите аравийских монархий, который пройдет в Бахрейне в декабре. Однако самое интересное, что новая организация, возможно, будет создана без участия Омана.

Оман

Глава МИД Омана действительно отказался поддержать предлагаемый новый проект ССАГПЗ. И вполне вероятно, что вопрос лишения Омана членства в ССАГПЗ станет одной из тем саммита этой организации, намеченного на 6-7 декабря.

Часть аналитиков предполагает, что инициатива о создании новой организации и устранении из нее Омана может исходить из Саудовской Аравии. Дело в том, что отношения между двумя этими странами совсем не простые. Особенно после того, как Маскат:

— отказался присоединиться к операции «аравийской коалиции» в Йемене;

— сохранил нейтральную позицию по отношению к сирийскому конфликту;

— продолжает поддерживать рабочие отношения с Тегераном.

А после того, как стало известно о проходивших в Омане тайных переговорах между Ираном и США, отношения между Эр-Риядом и Маскатом еще более осложнились.

Правда, по нефтяному вопросу позиция оманских властей с саудовской совпадает: Оман готов на сокращение добычи при достижении соответствующих договоренностей странами ОПЕК и других нефтедобывающих государств.

Внутри султаната заметным событием стало появление на военном параде султана Кабуса, который в последнее время проходит долгие курсы лечения за границей. Наблюдатели отметили, что «султан был бледен, но держался хорошо». Здоровье султана является одним из важных для страны вопросов, поскольку проблема престолонаследия до сих пор не решена. В связи с этим эксперты ожидают, что в дальнейшем это может вылиться в междоусобный конфликт.

Али Алиев, политический обозреватель портала

Muslim Politic

Tags: ,

Comments are closed.