Политическая рокировка в госдепартаменте США: что принесет с собой дипломатия от ЦРУ?

Опубликовано: 16.03.2018

Согласно мнению экспертного сообщества, отставка Рекса Тиллерсона с поста госсекретаря США может свидетельствовать о высокой степени вероятности выхода Вашингтона из ядерной сделки с Ираном. А это, в свою очередь, повышает риск нового военного противостояния на Ближнем Востоке…

Так, в связи с состоявшейся отставкой, помощник бывшего вице-президента США Джо Байдена, недвусмысленно заявил, что «это означает проблемы для ядерной сделки». По его словам, экс-глава госдепартамента был тем голосом, который, в какой-то степени, способствовал отсрочке отказа Белого дома от соглашения с Ираном.

В этом же ключе высказались и представители «Фонда защиты демократии»: «Назначение Майка Помпео на пост главы государственного департамента должно развеять любые сомнения относительно намерений президента. Всего два месяца и президент Дональд Трамп снова введет жесткие экономические санкции против Тегерана». Подобные прогнозы уже начинают сбываться – по последним данным, глава Белого дома продлил антииранские санкции еще на один год.

Примечательно, но многие американские военные и сотрудники спецслужб призывают избежать разрыва «ядерного соглашения». По их мнению, договор с иранскими властями является полезным. Так, глава Объединенного центрального командования ВС США, генерал Джозеф Вотел, возглавляющий американские вооруженные силы на Ближнем Востоке, предостерег законодателей от подобного шага, указав на возможные последствия. Генерал подчеркнул, что «совместный всеобъемлющий план действий предотвращает одну из основных угроз со стороны Ирана, поэтому, в случае его разрыва, придется искать иной путь решения этой проблемы».

Эксперты отмечают, что в случае разрыва соглашения у Тегерана уже не будет оснований воздерживаться от работ в области создания ядерного оружия. Иранские власти просто вышлют инспекторов МАГАТЭ и возобновят свои работы в ядерной области.

При таком развитии событий США и Израиль могут применить против Исламской республики военную силу, чтобы не дать Тегерану обзавестись ядерной бомбой или, по меньшей мере, замедлить создание ракет, оснащенных ядерными боеголовками.

***

О возможности отставки Тиллерсона средства массовой информации писали уже не раз. Ведь о разногласиях между теперь уже бывшим госсекретарем и президентом известно было давно. Помимо иранского вопроса, позиция экс-главы госдепартамента отличалась и по таким проблемам как:

— урегулирование ситуации на Ближнем Востоке, в т.ч. арабо-израильский конфликт;

— переговорный процесс с Северной Кореей;

— выход из Парижского соглашения по климату;

— торговый протекционизм;

— завершение программы по приему беженцев.

По своему отреагировал Рекс Тиллерсон и на т.н. «дело Скрипаля», полностью поддержав премьер-министра Великобритании Терезу Мэй, когда она начала «дипломатическую атаку» на Москву. И это несмотря на отсутствие прямых обвинений в адрес РФ со стороны Белого дома.

Таким образом, бывший глава госдепа, по сути, пытался проводить ту линию, которую проводили представители «Демократической партии» во главе с Хиллари Клинтон и Бараком Обамой. И назначение Тиллерсона на пост госсекретаря, скорее всего, было неким компромиссом между пришедшими к власти «республиканцами» и, соответственно, отошедшими на второй план «демократами». Теперь же время компромиссов, вероятно, подходит к концу. И назначение на должность руководителя госдепартамента бывшего начальника ЦРУ Майка Помпео – наглядное тому подтверждение.

***

Помпео представляет собой типичного для последних времен кадрового американского «республиканского» разведчика, имеющего высший допуск в вопросах национальной безопасности. Но есть в нем и определенные особенности. Во-первых, считается, что Помпео является прагматиком, имеющим при этом за плечами опыт практической работы. Во-вторых, он хорошо разбирается в международных отношениях. Эти и другие факторы и стали одной из причин получения им поста главы Министерства иностранных дел.

Еще одной «заслугой экс-начальника ЦРУ перед Трампом» является тот факт, что при расследовании утечки документов из штаба Клинтон Помпео вместе с другими сотрудниками спецслужб пришли к совершенно иному, в отличие от «демократов», выводу. По их версии, никакой хакерской атаки на сервера вообще не было: вся утекшая информация была передана Джулиану Ассанжу внутренним «кротом». Но что еще более важно, расследование привело Помпео и Со к очень важному выводу – т.н. «улики», которые указывали на «российский след» просто-напросто были подделаны сотрудниками штаба Клинтон.

Наконец, нельзя упускать из виду и сугубо экономические аспекты. Тиллерсон представлял интересы той части бизнеса, которая уже осуществляет широкие международные проекты. Например, компании Exxon Mobil, исполнительным директором которой как раз и был Тиллерсон.

А вот Помпео считается человеком ВПК – военно-промышленного комплекса США. В частности, речь идет о не столь известной как Exxon корпорации Koch Industries, доходы которой, однако, доходят до 100 миллиардов долларов. Примечательно, что данная компания занимается переработкой нефти и (внимание!) строительством трубопроводов. А ведь известно, что среди основных причин большинства военных конфликтов современной эпохи, а возможно даже и мировых войн, практически всегда можно найти борьбу за контроль над нефтегазовыми маршрутами…

***

В каком же направлении начнет свое движение американская дипломатия после отставки Тиллерсона, с одной стороны, и назначения Помпео, с другой стороны? Любые прогнозы, как известно, чреваты неучтенными факторами и нюансами. Но некоторые важные особенности все же можно очертить.

В первую очередь, следует выделить «не продемократическую» (а значит, «прореспубликанскую») направленность нового главы американского госдепартамента. И это, вероятнее всего, приведет к отказу от тех значимых пунктов во внешней политике США, которых придерживались «демократы». Таковыми были следующие важные аспекты:

1) Политическое и экономическое давление на Россию;

2) Отдаление от Израиля во главе с Нетаньяху, и попытка смены израильского режима с «правого» на «демократический»;

3) Одновременно с этим «замирение» с Ираном, в т.ч. для его отрыва от Москвы и Пекина;

4) Продолжение «арабской весны» с целью слома «недемократических» структур власти в арабо-мусульманском мире по «ливийскому сценарию».

Частичный отказ от этих пунктов со стороны новой американской администрации, по сути, начался с окончанием президентства Обамы. Однако происходило это не столь явно и не столь быстро, как того хотели в Белом доме. Похоже, что теперь ситуация изменилась.

В то же время, не следует забывать, что внутри новой «республиканской» власти также существуют разные силы и направления. Прежде всего, относительно положения Соединенных Штатов в мире. Одна часть считает, что США должны продолжать политику глобализма. Тогда как другая полагает, что сейчас пришло время для изоляционизма. Своеобразным маркером этой «внутриреспубликанской» борьбы является зять и советник американского президента Джаред Кушнер. И судя по всему, однозначной победы в этой закулисной борьбе пока никто еще так и не одержал.

***

Как же можно охарактеризовать новый внешнеполитический курс Соединенных Штатов? За Израиль, против Ирана, но не против России? Но тогда, на фоне тесных союзнических отношений между Москвой и Тегераном, такой курс явным образом заводит в тупик. Если, конечно, не произойдет что-то экстраординарное…

Muslim Politic по материалам российской и американской прессы

Tags: 

Comments are closed.