Гуманитарная помощь: страны и странности

Опубликовано: 16.04.2018

В 2017 году ведущим мировым донором гуманитарной помощи стали Объединенные Арабские Эмираты. Показатель имеет синергетический эффект, согласно оценкам экспертов Международного валютного фонда, ОАЭ находятся в выгодном положении на мировом рынке благодаря устоявшейся репутации безопасной гавани.

Репутационные достижения государства, непосредственно «питающие» бизнес и туристический сектора в Арабских Эмиратах, требуют системного развития. На фоне развивающейся экономики желание эффектно блеснуть может обернуться экономическим направлением: в бывшей пустыне в плановом порядке объекты индустрии впечатлений мирового уровня поднимаются в небо. Чего стоят впечатления от конюшни с мраморным полом – «отель» для чистопородных арабских скакунов, создающий иллюзии офиса компании глубокого бурения, или одного из апартаментов монархической династии…

Индустрия впечатлений в экономическом кейсе Эмиратов умно выполняет стратегическую задачу по снижению зависимости ОАЭ от сырьевого сектора и поведения цены на нефть на мировом рынке. Монархи знают толк в репутации и работают над ней как работали бы над пряжей для ковра. Благотворительность в этой цепи – явление обязательное по международным меркам, ею открываются нужные двери, увеличивается электорат.

Согласно отчету Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) за 2017 г., Эмираты стали крупнейшим в мире донором гуманитарной помощи, направленной на развитие беднейших стран. Вклад ОАЭ составил $1,19 млрд, что составляет 1,31 % валового национального дохода и почти в два раза превышает установленную ООН глобальную целевую задачу в размере 0,7 %.

При этом пожертвования увеличились более чем на 23 % по сравнению с 2016 г., когда страна предоставила более 15 млрд дирхамов (нац. валюта ОАЭ). Порядка 43 % помощи Эмиратов распределено по странам Азии – 8,28 млрд дирхамов; в Африку пожертвовано около 28 % (5,4 млрд); 23 % – в Европу (4,44 млрд). Почти 3 млрд дирхамов были предоставлены Йемену, правда, только южной его части. Как отметил вице-президент и правитель Дубая, шейх Бин Рашид, общая сумма помощи составила 19,3 млрд дирхамов и была распространена на более чем 147 государств. В целом, страна сохраняет лидерство по гумпомощи уже пятый год подряд.

Аравийские монархии оказали гуманитарную помощь Сирии и тем странам региона, которые приняли наибольшее количество сирийских беженцев. Согласно открытым данным, соотношение этого выглядит следующим образом: Кувейт выделил $900 тыс., Саудовская Аравия – $700 тыс., ОАЭ потратили порядка $750 тыс.

Исконно связанная с исламской практикой благотворительность часто оказывается под влиянием политической парадигмы, в неё стали «закладывать» политические смыслы и ожидания. И все это прекрасно понимают…

***

Чем объяснить, что страны Залива не принимают сирийских беженцев, а гуманитарная помощь, оказанная непосредственно сирийцам, весьма незначительна? В то же время аравийские монархи не жалеют средств на оказание военной помощи сирийской оппозиции.

По данным Amnesty International, за весь период конфликта страны Залива, включая ОАЭ, Саудовскую Аравию, Катар, Кувейт и Бахрейн, не предоставили ни одного места для размещения сирийских беженцев, за что неоднократно подвергались жёсткой критике со стороны международного сообщества. Ответ нефтяных держав «умиляет»: они «рассматривают своих “сирийских братьев” в качестве гостей страны, а не беженцев», и, по их словам, с начала сирийского кризиса тысячи переселенцев обосновались в их государствах.

Но почему-то конкретные зафиксированные данные о количестве сирийцев, находящихся в странах Залива, отсутствуют. Хотя отдельные страны давали обещания принять некоторое количество беженцев. Так, на волне обострения военного конфликта, когда мирные жители Сирии массово покидали дома и с детьми ринулись кто к границам, кто к логистическим объектам, власти Эмиратов заявляли, что собираются принять 15 тысяч человек. Однако реальными действиями это также не подтвердилось.

***

Помощь Сирии идет и со стороны России, которая оказывает поддержку сирийцам на двусторонней с местным правительством основе и по линии международных организаций. Согласно Управлению по координации гуманитарных вопросов ООН, с начала гражданской войны в САР Россия выделила на оказание гуманитарной помощи порядка $52 млн. В 2015 г. правительство РФ подписало указ о выделении $2 млн на оказание гумпомощи Сирийской Арабской республике.

По линии российского МЧС сирийцы получают гуманитарные грузы регулярно: с 2013 по 2015 гг. МЧС выполнило 35 рейсов в Сирию и соседние Ливан и Иорданию, где размещены лагеря беженцев, доставив 600 тонн гуманитарных грузов. В район Алеппо был направлен аэромобильный госпиталь с 75 членами медицинского персонала. В феврале 2018 г. Российская Федерация доставила гуманитарную помощь 400 семьям поселений в провинции Дераа. Продукты питания и предметы первой необходимости были доставлены и возвращающимся в свои дома жителям провинций Дейр-эз-Зор, Алеппо и Хомс.

Однако Россия также не стала той страной, которая приняла бы беженцев, спасающихся от боевых действий. Находящиеся на российской территории сирийцы получают статус беженца или временное убежище в достаточно редких случаях. Согласно Комитету гражданского содействия «Сирийские беженцы в России», о статусе беженца ходатайствовало 2011 граждан Сирии, но предоставлен он был только одному из них. С заявлением о предоставлении временного убежища обратилось 4462 сирийца, а получили его 3306 человек. Следует отметить, что с середины 19 века в САР проживает большое число представителей кавказских этносов, только черкесская (адыгская) община до начала конфликта составляла свыше 150 тысяч человек. И даже они, сохранившие адыгский язык и культуру предков, не имеют преференций в получении российского гражданства.

***

По итогам визита в Сирию заместителя генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам, Марка Лоукока, Сирии в 2018 г. на оказание гуманитарной помощи потребуется $3,5 млрд.

Необходимо понимать всем тем, кто считают себя «друзьями Сирии», что финансовые пожертвования извне не смогут сдержать приближающуюся гуманитарную катастрофу в Сирии, где социально-политический конфликт трансформировался в войну всех против всех. Что и происходит сейчас в Сирии: политический хаос; города, находящиеся в руинах; разваленная экономика. К знакам надежды на будущее можно отнести разве что красивых и смышленых от природы сирийских деток, не посещающих школ, но с надеждой смотрящих на небо. На их стороне все здравые силы мира.

Marisana Bek

Muslim Politic

Едва ли можно надеяться, что необходимые для простых мирных сирийцев средства придут от их единоверцев из стран Залива по, опять же, политическим причинам. Не придут они, скорее всего, и от западных государств, особенно от США. Доказательством тому является недавний отказ Вашингтона помочь восстановлению Ирака, которому американцы вроде как помогали разгромить ИГИЛ…

Comments are closed.