Обзор аравийских стран: к чему привели атаки на саудовские НПЗ; кто может вступить в йеменский конфликт; чего опасаются в Кувейте; и многое другое за август-сентябрь 2019

Опубликовано: 02.10.2019

Саудовская Аравия

После атак дронов на саудовские НПЗ 14 сентября ситуация на Аравийском п-ве накалилась до предела. Заводы в Абкаике и Хурайсе являются крупнейшими нефтеперерабатывающими объектами в КСА, и потому добыча нефти в стране упала сразу почти на 50%. Saudi Aramco даже вынуждена была объявить об изменениях поставок сырья в Японию.

Ответственность за удары взяли на себя йеменские повстанцы, сообщившие, что операция была проведена ими, и что у них есть свои сторонники в королевстве, причем находятся они не среди шиитов, а среди суннитских подданных, включая и правящий класс.

Несмотря на это, США практически сразу заявили о возможной причастности к атаке Тегерана, а Д. Трамп заявил, что готов к военной операции. Но затем тон Белого дома смягчился. Как отметили американские СМИ, по данному вопросу в Белом доме идут дискуссии. Причем, в роли «ястреба» выступает госдепартамент, в то время как Пентагон, наоборот, призывает к осторожности. Генерал Дж. Данфорд и вовсе откровенно заявил: «Президент дал понять, что не хочет идти на войну».

В итоге, ни американцы, ни саудовцы не стали утверждать, что причастность Тегерана доказана. Эр-Рияд, правда, показал обломки ракет и БПЛА, заявив, что они иранского происхождения. Также было отмечено, что дроны и ракеты прилетели с севера, а не с юга. Кроме того, Бен Салман заявил, что считает атаки «актом войны со стороны Ирана». Но дальше слов дело не пошло, хотя ряд СМИ и сообщил о возможном участии саудовских ВВС в налете на «проиранские» силы в районе сирийского Абу-Кемаля.

Британские СМИ пишут по этому поводу: «Саудовские власти в ужасе от того, что США отказались отвечать на атаки, и в королевстве уже раздаются голоса, что единственным союзником КСА является… само КСА, и ждать помощи от других смысла нет». Не случайно Эр-Рияд уже направил через третью страну послание в Тегеран.

Тем временем, эксперты стали задаваться вопросом: как ракеты и дроны смогли пролететь незамеченными такое большое расстояние (причем, не важно с юга или с севера), учитывая, что регион защищают американское ПВО? Столь неудобный вопрос дошел и до Пентагона, который признал «невозможность отразить атаки на НПЗ». Вашингтон призвал своих союзников укрепить оборону королевства и объявил об отправлении в Саудовскую Аравию еще одной батареи ЗРК Patriot, 4-х радаров и около 200 военных для эксплуатации этой техники. Также Минобороны допустило переброску в КСА и комплекса THAAD.

Защитит ли все это саудовцев от новых атак? Специалисты полагают, что едва ли, ожидая не только повторения ситуации, но и возможность атак на электро- и опреснительные станции. В связи со всем этим стоит привести и такие цифры – только в 2018 г. Эр-Рияд купил оружия на $67 млрд, в т.ч. самолеты и зенитные батареи. Как говорится: “No comments”.

***

Среди других событий можно отметить первое в истории страны введение туристических виз для граждан 49 стран. Виза выдается на 3 месяца с возможностью многократного въезда, при этом посещение Мекки и Медины исключается. Введение турвиз является частью грандиозного плана по привлечению в страну 100 млн туристов.

На этом фоне Saudi Aramco запланировала размещение своих акций на местной бирже. Именно с этими планами связывают назначение члена правящей королевской семьи министром энергетики, что произошло впервые в истории страны. При этом FT пишет, что Эр-Рияд принуждает некоторые богатые семьи страны стать инвесторами IPO кампании.

Среди других изменений следует выделить и вступление в силу новых «гендерных» законов – теперь саудовские женщины могут: путешествовать без разрешения опекуна; самостоятельно регистрировать рождение ребенка и смерть; подавать заявление о заключении или расторжении брака.

Либерализация общества вызывает серьезную критику со стороны традиционалистов. К примеру, известный ученый О. аль-Мукбиль раскритиковал власти за организацию концертов с участием зарубежных исполнителей и заявил, что деятельность Главного управления развлечений является угрозой культуре страны, обвинив управление в «ликвидации идентичности общества». За такую критику ученый был немедленно арестован.

Одним из резонансных событий стало убийство личного телохранителя двух последних королей. Эксперты выдвигают разные версии случившегося, и пока не ясно, кто же в реальности за этим стоит. Но в чем согласны практически все – ни о какой случайности и речи быть не может.

В начале августа в ряде СМИ со ссылкой на секретный отчет, подготовленный аналитиками из Emirates Policy Centre, прошла информация о том, что саудовцы решили начать давление на главу Турции Р. Эрдогана, используя при этом различные инструменты. Эр-Рияд хочет ослабить позиции турецкого президента с целью его смещения оппозицией.

В целом, согласно западным СМИ, в КСА все больше начинают опираться на националистов. Кампанию по замене религиозно-племенных принципов на националистические проводит советник крон-принца С. аль-Кахтани. Однако поддержка национализма может повредить имиджу Эр-Рияда, т.к. его авторитет среди мусульман ценится именно в качестве «центра ислама и хранителя двух святынь». И даже военные учения нового «красноморского альянса» едва ли смогут повлиять на отношение к саудовским властям.

По мнению экономистов, ставка на национализм осуществляется в т.ч. и из-за невозможности поддерживать систему соцобеспечения своих граждан на фоне финансово-экономического кризиса. Не случайно с 2017 г. страну уже покинуло 2 млн иностранных рабочих – по причине все больше увеличивающихся налогов и других экономических проблем. При этом увеличилось количество домработников и частных водителей – их число достигло более 3,1 млн. Такие вот парадоксы саудовской экономики…

Йемен

В Йемене, по определению ООН, продолжается «тяжелейший за все последнее время кризис»: военный конфликт не остановлен, мирные люди продолжают гибнуть, при этом страна может быть разделена на две части – север и юг.

На юге события развиваются достаточно стремительно: поддерживаемые ОАЭ сепаратисты из Южного переходного совета, по сути, совершили в Адене переворот. После этого А. Хади отчаянно попытался исправить ситуацию, воззвав к своему саудовскому патрону. В итоге, Абу-Даби и Эр-Рияд создали комитет для урегулирования ситуации, но переговоры закончились ничем. Более того, в высших кругах КСА поведением Эмиратов крайне недовольны, и многие говорят, что двусторонний союз «на грани развала».

Хади вообще не хочет проводить переговоров с ЮПС, полагая, что договариваться надо с Абу-Даби, который, в свою очередь, беглого президента просто игнорирует, считая его номинальной фигурой. Большим ударом для Хади стали авианалеты эмиратских ВВС на его отряды, в результате которых погибло более 300 солдат. Президент даже обратился в ООН, требуя осудить и наказать ОАЭ, представители которых, со своей стороны, отметили, что удары наносились по «террористическому ополчению».

В противостоянии с «хуситами» поддерживаемые КСА «лоялисты» также понесли существенные потери. По последним данным, в районе Саады и Наджрана были разгромлены сразу 3 бригады, а также батальон Нацгвардии, в результате чего в плен попало более 2.000 солдат, также захвачены сотни единиц бронетехники и другие трофеи.

Эти новости прошли на фоне ударов по саудовским НПЗ и предложения со стороны повстанцев прекратить боевые действия из-за изменения баланса сил. В результате, Эр-Рияд вроде как согласился на приостановку огня в 4-х районах, включая столицу Сану. О необходимости политического урегулирования конфликта объявил и саудовский король.

***

Тем временем, помощник госсекретаря США Д. Шенкер заявил о важности диалога со всеми сторонами йеменского конфликта. По его словам, «хуситы получают помощь из Ирана, являясь одной из главных частей йеменской проблемы, но нужно, чтобы они стали частью ее урегулирования». Ранее сообщалось, что Вашингтон ведет с повстанцами секретные переговоры «с целью найти подходящее для всех сторон конфликта решение».

Правда, согласно ряду СМИ, в конфликт может включиться еще одна сторона – Израиль. Тель-Авив вроде как намерен начать воздушные налеты против «хуситов» и йеменского филиала движения «Хизбуллах». (При этом, как пишет Defense News, израильские военные советуют саудовцам закупиться российскими «Панцирями», т.к. Patriot ориентированы лишь на «надгоризонтальные цели»).

Пока же трагедия йеменского народа продолжается: в результате недавнего авиаудара по тюрьме погибли 156 человек, ранения получили еще более 50 человек. Согласно ООН, Йемен остается местом проведения самой масштабной гуманитарной операции в мире: в стране продолжают умирать от голода и болезней, 2 миллиона детей не могут ходить в школу.

Всемирная организация прямо заявила, что, как минимум, 3 западные державы могут быть причастны к военным преступлениям «аравийской коалиции». Кроме того, был составлен список конкретных лиц, в который вошли 164 фигуры – президенты, руководители, министры и их подчиненные и мн. др. Как заявили представители ООН: «Мириться с этой эндемичной безнаказанностью в отношении нарушений и злоупотреблений больше нельзя. Международному сообществу пора прекратить закрывать глаза на нарушения и нетерпимую гуманитарную ситуацию». Но прислушается ли к этим словам мировое сообщество?

ОАЭ

Последние 2 месяца подтвердили прогнозы о смене политики ОАЭ. Во-первых, эмиратские войска практически полностью вышли из Йемена; во-вторых, ОАЭ заключили приграничное соглашение с Ираном.

Среди основных причин таких перемен аналитики выделяют следующие: а) угрозы атак со стороны йеменских повстанцев поставили Эмираты в очень рискованное положение, о чем эмир Дубая открыто предупредил своих коллег и лично кронпринца Бин Заеда; б) слишком активная внешняя политика привела к снижению репутации страны внутри США, чем в Абу-Даби весьма дорожат; в) правящие круги ОАЭ поняли, что реализовать свои внешнеполитические амбиции гораздо труднее, чем они предполагали; г) в Абу-Даби стали опасаться, что их саудовские соседи могут пойти на контакт с Анкарой и Дохой, что станет для ОАЭ одним из наихудших сценариев.

В связи со всем этим теперь власти хотят показать, что они стремятся к процветанию с помощью «мягкой силы» и экономического взаимодействия. На первый взгляд, кажется, что данная оценка не соответствует действительности – так, Эмираты активно действуют на юге Йемена посредством своих протеже; также ОАЭ продолжают сотрудничать с Х. Хафтаром в ливийском хаосе; поддерживают новые власти в Судане; подписали соглашение о военном сотрудничестве с Эфиопией (потеряв, правда, при этом базу в Сомалиленде).

И все же признаки перемен можно увидеть. К примеру, премьер-министр Бин Рашид поручил взять под контроль соцсети, призвав не создавать там хаос и не публиковать оскорбляющие соседние страны посты. Правитель Дубая и вовсе призвал всех «уйти из соцсетей» и оставить внешнеполитические вопросы МИДу. Впрочем, пока далеко не все готовы прислушаться к этим призывам: один из самых активных в ОАЭ пользователей «Твиттера», экс-глава полиции Дубая Д. Халфан принес саркастические извинения Катару, «хуситам» и «ихванам», что было воспринято как ослушание премьера. Эксперты, говоря о продолжающихся противоречиях между Дубаем и Абу-Даби, указывают, что Халфан принадлежит к группе поддержки последнего.

Из других новостей нельзя пройти мимо первого в истории космического полета эмиратского астронавта Х. аль-Мансури, прибывшего на МКС на российском «Союзе», который стартовал с космодрома Байконур.

Также следует отметить и начало строительства многоконфессионального религиозного центра, который должен включить в себя мечеть, церковь и синагогу. Этим проектом ОАЭ хотят заявить о себе как о мультикультурном центре региона.

Новая модель развития была предложена и местным экономистам – основным локомотивом роста экономики предлагают сделать развитие малых и средних предприятий. Кроме того, было принято и новое трудовое законодательство: теперь работники могут получать пособия при увольнении, болезни и по уходу за ребенком.

Тем временем, агентство Bloomberg сообщает, что рынок недвижимости в Дубае переживает худший с 2009 г. кризис, и падение цен продолжится до 2021 г. При этом, согласно WP, Дубай и Абу-Даби признаны городами, где больше всего ведется наблюдение за населением. Как пишет издание, в настоящее время в Абу-Даби 20.000 камер наблюдения, а в Дубае – 35.000. Столица США Вашингтон от Эмиратов значительно отстает – в нем находятся лишь 4.000 камер…

Катар

Заявление стран «арабской четверки» о том, что они ждут от Дохи исполнения их требований, а в противном случае блокада продолжится, стало для Катара очередным подтверждением, что кризис далек от завершения.

Однако Дохе бойкот со стороны соседей никак не мешает вести свою обычную политику, которая ничуть не изменилась и даже стала еще более активной и многовекторной. Так, эмир Тамим ас-Сани провел ряд телефонных переговоров с лидерами мировых держав, включая глав России, США, Ирана. Кроме того, он совершил визит в Великобританию и Францию.

Следует отметить и восстановление дипотношений с Иорданией. (Саудовский кронпринц, с тревогой наблюдавший за этим шагом, тут же предложил Амману 50.000 рабочих мест в новом городе NEOM). С Турцией отношения Катара и вовсе переживают «золотой век»: Анкара планирует открыть в эмирате еще одну военную базу, а встречи военных двух стран стали уже обыденностью. В августе эмир провел переговоры и с президентом Ирана: стороны обсудили вопросы безопасности, и катарский лидер заявил, что Тегеран играет важную роль в регионе, выразив надежду на двустороннее сотрудничество.

Тем временем, западные СМИ пишут, что Катар готов предложить Трампу «дорожную карту» по урегулированию кризиса с Ираном, и именно Доха может стать местом встреч представителей двух стран. Согласно СМИ, иранский президент сказал эмиру, что встречу лучше отложить, пока не станет ясно, чем закончились посреднические усилия президента Франции Э. Макрона, который хотел убедить Трампа и Роухани встретиться в Нью-Йорке. Как известно, встреча так и не состоялась, поэтому эксперты ожидают активизации усилий катарцев, посредническая роль которых США очень ценят.

Среди других интересных фактов можно отметить сокращение безработицы, опустившейся до 0,1%. По данным властей, в стране насчитывается лишь 2.232 безработных. Население же эмирата достигло 2,66 млн человек (2,21 млн из которых –иностранцы): из них 2.021 млн – мужчины, 640 тыс. – женщины.

Кувейт

Для кувейтян главной новостью, пожалуй, стало состояние здоровья эмира: в стране распространились слухи о его кончине, и чтобы успокоить подданных, властям пришлось выступить с официальным опровержением. Позже, после того, как эмир направился в США для встречи с Трампом, он действительно был госпитализирован в одну из клиник.

Сразу после госпитализации члены правящей семьи провели встречу с участием глав спецслужб, а также связались с Эр-Риядом, чтобы сообщить им о возможной кончине правителя. Однако эмир поправился, и правящие круги успокоились. И все же глава Кувейта стар (ему 90 лет), и он сам, понимая свое состояние, уже провел встречу со своим ближайшим окружением. Как пишут местные СМИ, в случае кончины правителя власть перейдет к наследному принцу Навафу ас-Сабаху, а место кронпринца займет нынешний кувейтский премьер. Такие перестановки могут произойти и в случае досрочного ухода эмира со своего поста.

Тем временем, западные СМИ пишут, что Кувейт может стать местом встречи американо-иранской делегации. Встреча вроде как готовится при посредничестве ЕС. При этом отмечается, что ряд стран этим недовольны. Самому Кувейту такие переговоры необходимы – после атак на саудовские НПЗ власти опасаются повторения ситуации уже у себя. Не случайно армию эмирата привели в полную боевую готовность, усилив меры безопасности в нефтеэкспортных и торговых портах страны. Учитывая, что кувейтяне готовы помочь Эр-Рияду восполнить его нефтяной потенциал по экспорту сырья, такие меры могут оказаться не бесполезными.

К тому же, в экономике дела у Кувейта не ладятся. Для покрытия дефицита бюджета страна каждый месяц изымает из резервных фондов порядка $6 млрд, и если цены на нефть будут держаться на нынешнем уровне, финансовый запас закончится в течение ближайших лет. К примеру, расходы бюджета в августе составили $10 млрд, тогда как доходы – $3 млрд.

Продолжается в Кувейте и выдавливание иностранной рабочей силы: страна уже в 5-й раз заняла 1-ое место в списке худших государств по отношению к мигрантам. Красноречивее всего отношение к иностранцам выразила депутат парламента Сафа аль-Хашим, предложившая ввести налог на воздух, которым дышат иностранцы, что вызвало в обществе самую бурную реакцию.

Бахрейн

Манама заявила о намерении начать в ближайшее время разработку найденных ранее нефтегазовых месторождений, объемы которых оцениваются в 80 млрд баррелей нефти и 20 трлн кубометров газа. Эти запасы могут обеспечить страну теми средствами, которые ей необходимы на фоне экономических проблем.

Впрочем, дефицит средств не помешал Манаме подписать контракт с США по покупке первых для Бахрейна ЗРК Patriot на сумму $2,5 млрд. (Вероятно, в ответ на это бахрейнский монарх первым из арабских лидеров объявил о присоединении к т.н. «морской коалиции»). Из других подписанных соглашений следует отметить договор о стратегическом партнерстве с Индией. Стороны договорились сотрудничать в освоении космоса и использовании солнечной энергии. Также в ходе визита Н. Моди в Бахрейн индийский премьер дал старт проекту по реконструкции и реставрации индусского храма, который был построен в Манаме более 200 лет назад.

Из других новостей выделяется прибытие в Бахрейн (причем, согласно западным СМИ, в строжайшей тайне) спецназа Великобритании, который будет защищать британских военных, а также местные НПЗ от возможных нападений.

Оман

Маскат в последнее время вновь стал активно продвигать идею мирных переговоров по йеменскому конфликту. На полях Генассамблеи ООН глава оманского МИДа обсудил с представителями госдепартамента меры для продвижения мира в Йемене и выразил готовность помочь в этом процессе.

Из внутренних событий можно отметить откладывание на 2021 г. введения налога на добавленную стоимость, хотя ранее власти обещали ввести его уже в этом году. Кроме того, в Омане, по примеру соседей, идет политика «оманизации» рабочих мест – если в 2017 г. иностранцев в султанате насчитывалось 1,9 млн человек, то через два года их количество составляет уже 1,78 млн. При этом, согласно туристическому рейтингу, Оман вошел в тройку самых безопасных государств для туристов.

Наконец, в стране готовятся к выборам в Совет Шуры: в списках избирателей 713.000 человек. Как отмечают наблюдатели, выборы помогают осуществлять постепенный переход от племенного устройства общества к современному укладу жизни.

P.S. Из других, не вошедших в обзор событий можно выделить: увеличение экспорта саудовской нефти в Китай на фоне уменьшения поставок в США; отмену визита спикера пакистанского Сената в ОАЭ; планы Японии по отправке своих ВМС в Оманский и Баб-эль-Мандебский проливы и другие события…

Али Алиев, политический обозреватель портала

Muslim Politic

Tags: , ,

Comments are closed.