Аль-Хорезми – самородок из исламского мира, ставший гением науки

Опубликовано: 31.03.2020

«Составил я краткую книгу

об исчислении алгебры и аль-мукабалы,

заключающую в себе простые

и сложные вопросы арифметики,

необходимые людям…»

Аль-Хорезми

Основатель алгебры, алгоритма, нуля и синуса Абу Абдуллах (Абу Джа’фар) Мухаммед ибн Муса аль-Хорезми (или просто Аль-Хорезми, по-европейски: Muhammad ibn Musa al-Khwarizmi) напоминает о себе цивилизованному миру целым рядом изобретений…

Родился математический гений, как предполагают, в 783 году в среднеазиатском регионе Хорезм (отсюда и аль-Хорезми), на территории современной Хорезмской области в Узбекистане, расположенной к югу от Аральского моря (ныне Хива), и там же провёл первые 28 лет жизни. Согласно открытым источникам, происходил он из рода зороастрийских жрецов. Однако предисловие к «Алгебре» подтверждает, что Аль-Хорезми был правоверным мусульманином. О его образовании всё знающая Википедия пишет мало, но ёмко: «Начальное образование он получил у выдающихся учёных Мавераннахра и Хорезма». Надо полагать, что занятия с учёными привели его ум к систематизации знаний, – чем не эксперимент по воспитанию гения?

Становление Аль-Хорезми как ученого происходило в Мерве, крупнейшем центре книжной культуры Центральной Азии, удивлявшем современников размахом строительства и плотностью населения. Социально-экономическое развитие Аббасидского государства мотивировало спрос на знания, так как в нем в массовом порядке строились здания, ирригационные системы, развивались торговля и коммуникация. Прикладная наука обеспечивала алгоритм действий в социуме. Круговорот экономического развития в центрально-азиатском регионе, введение технологических новшеств способствовали поступательному развитию науки в исламском мире.

***

В 819 году Аль-Хорезми, (которого смело можно назвать избранником судьбы, и кому дорога в науку была уготована), по приглашению аль-Мамуна, ставшего к тому времени аббасидским правителем, перебрался из Мерва в Багдад, в предместье Каттраббула, где и прожил до конца своей жизни. По указу халифа, Аль-Хорезми назначается главой «Байт аль-хикма» («Дома мудрости», носившего и другие названия: Исламская академия, Багдадская академия, Академия аль-Мамуна). Ядром «Дома мудрости» была богатейшая библиотека старинных рукописей и центр переводов трудов по естественным наукам, а также специально построенная обсерватория. Персонал «Байт аль-хикма» состоял из известных учёных, «мигрировавших» из различных областей Средней Азии, арабского Востока, Ирана. Реализации научного потенциала Аль-Хорезми благоприятствовали как внешние условия, так и внутренние факторы: именно в «Доме мудрости» им написаны 20 научных трудов, 9 из которых оформились в полноценные фолианты. Среди них:

«Книга об индийском счете», «Краткая книга об исчислении алгебры и аль-мукабалы», «Астрономические таблицы» (Зидж – общее название для астрономических таблиц в странах ислама), «Книга о построении астролябии», географический трактат «Книга картины Земли», «Книга о солнечных часах», «Книга истории», «Книга о строительных инструментах». Однако до наших дней сохранились только 7 книг Аль-Хорезми, причем, в основном, их латинские переводы. Рукописных же оригиналов осталось и того меньше.

Трактат «Краткая книга о восстановлении и противопоставлении» явился основой нового раздела математики – алгебры (аль-джабр). Приведенные в книге математические примеры и упражнения весьма занимательны, но рассчитаны на подготовленную аудиторию. Не менее значим и другой, продвинувший арифметическую науку труд – «Книга сложения и вычитания по индийскому способу». В ней сформулированы правила записи натуральных чисел с помощью индийских цифр и правила действий над числами столбиком. Авторская система Аль-Хорезми распространилась сначала в Европе, а затем и во всем мире. Благодаря математическим открытиям арабоязычного Аль-Хорезми, европейцы познакомились с индийскими цифрами и назвали их арабскими, а десятичная система исчисления получила имя algoritmi (в русскоязычной традиции – «алгоритм»).

***

Плодовитый ум Аль-Хорезми занимал не только алгебраические упражнения. Размышления о Земле подвигли его к действиям: Аль-Хорезми отправился в научные экспедиции – в Византию, Хазарию, Афганистан, где занимался полевыми исследованиями. Под его руководством вычислена длина одного градуса земного меридиана и измерена окружность Земли, для чего ученый посетил район средневекового иракского города Синджар, и им было установлено, что длина градуса составляет 56 арабских милей (113 км), также он пришёл к выводу относительно длины окружности Земли: она составляет 40680 км. Полученные ученым расчёты послужили развитию геодезии, географии и картографии. В 1983 году к 1200-летнему юбилею Аль-Хорезми, труд по географии в переводе на узбекский язык включён в «Избранные произведения» Аль-Хорезми.

В трактате «Книга картины Земли», написанном на арабском языке, представлены известные к тому времени обитаемые земли, к которым прилагается соответствующая им карта природного ландшафта с координатами населённых пунктов. Переписанный с сохранившегося рукописного подлинника труд взят за основу географии и в 1037 году издан на арабо-мусульманском Востоке. В ХХ веке данным просветительским изданием по географии заинтересовались и в Западной Европе: в 1926 году его издал один из чешских географов.

Аль-Хорезми, сделавший знаменательные открытия в условиях 9-го века, доказал миру непреходящую ценность науки в социальном измерении. Труды гения хранятся на всех континентах в престижных музеях, библиотеках и университетах, выполняя роль мягкой силы в условиях политической конкуренции мировых игроков. Профессор ведущего в США Принстонского университета Филип Хитти (1886-1978) восхищенно писал: «Аль-Хорезми повлиял на математическое мышление в большей степени, чем любой другой средневековый писатель». Список трудов Аль-Хорезми хранится в библиотеке Страсбургского университета (Франция).

***

«Дом мудрости», в стенах которого свое развитие получили светские и исламские богословские науки, безусловно, имел влияние на социально-политическую картину Центральной Азии конца VII – начала IX веков. Переводы на арабский язык древнеиндийских и древнегреческих трудов по астрономии, математике, медицине, химии и других наук открывали неизведанные горизонты знаний. И Мухаммед ибн Муса аль-Хорезми занимал в «Доме мудрости», прототипе современных национальных академий, высокое положение и должность, что обеспечивало его статус в Аббасидском государстве.

Загадкой остаётся многовекторность научно-исследовательской компетентности Аль-Хорезми, сочетание в нём занятия светскими науками и богословскими исследованиями. Немногие знают, что положенные в основу алгебры арифметические изыскания, применены в мусульманском правоведении. Развивая способы математических исчислений, аль-Хорезми пытался облегчить расчет долей наследства согласно нормам шариата (исламского закона).

Аль-Хорезми, как и большинство гениев, обладал безмерной силой духовного совершенства. Учёный такого масштаба осознавал истину, что Священный Коран содержит высшие знания, и что в нём сокрыт ключ к тайнам мироздания. Гарри Гайлорд Дорман в книге «К пониманию Ислама» пишет: «…чудо Корана кроется в его идеологическом послании, в истинности его нравственно-морального учения, в сведениях о мироздании и будущих явлениях, которые Пророк Мухаммад (мир ему!) сам никогда не смог бы получить».

Ведется ли генеалогическое древо от Мухаммеда ибн Мусы аль-Хорезми, есть ли на свете его потомки в наше время? — история об этом умалчивает. Однако линия гениальности в мусульманском мире, ко всеобщему удовлетворению, не прервалась. Маленькая в мировом масштабе республика Дагестан смогла удивить мир юными самородками, обладающими гениальными способностями в математике, архитектуре, литературе, многоуровневой шахматной логике.

Вопрос о научном прагматизме Аль-Хорезми, без чего успех и прогресс его не были бы возможны, объяснимо цитатой из Ницше: «Основополагающая идея связи знания и веры: познание сводится к поиску постоянных свойств вещей и к вере в то, что истина существует». Трудно измерить вклад Аль-Хорезми в развитие человечества, но без алгебры и алгоритмов неизвестно в каком времени мы бы жили.

Marisana Bek

Muslim Politic

Tags: 

Comments are closed.