Геополитический коронавирус: причины, версии и последствия (часть вторая: политическая)

Опубликовано: 25.04.2020

Как было отмечено в первой части исследования, одним из главных последствий пандемии коронавируса могут стать экономические изменения, которые, в свою очередь, «эффектом домино» отразятся и на политике, а, вернее, на геополитике. И одно из таких геополитических изменений просматривается в усилении изоляционистских тенденций, противостоящих тенденциям глобалистским…

Примечательно, что, как и в других наметившихся трендах, тренд на «изоляционизм», ставший популярным после избрания Дональда Трампа и победы сторонников Brexit, созрел как раз к 2019-20 гг. То есть, начавшаяся эпидемия и тут оказалась весьма кстати.

К тому же, еще неизвестно, как сложатся выборы в США, и пока они не прошли, «изоляционисты» из команды Трампа наращивают свои усилия по отрыву Соединенных Штатов от глобалистского проекта. Так, Белый дом не только закрыл внешние границы и перекрыл доступ для иммиграции, но и приостановил выдачу грин-карт. Продолжается и постепенный вывод американских войск из самых различных регионов: Афганистана, Сирии, Ирака, из африканских государств

Отдельной проблемой стали авианосцы и зарубежные базы США, причем в одних случаях (как с авианосцами) виноват коронавирус, в других (как, например, в Южной Корее) – сугубо финансовые споры. Наконец, помимо “hard power”, были возвращены и силы т.н. Корпуса мира, считающегося частью “soft power”.

Не менее важным, если не более, является и обрыв торговых и производственных цепочек. Это может в еще большей степени способствовать воплощению в жизнь «мечты Трампа» – переноса бизнеса обратно в США и, соответственно, развития национального производства. Но если этот процесс охватил Америку, то, очевидно, что он затронет и другие государства, что и является одной из составляющих «изоляционизма». Таким образом, вспышка SARS-CoV-2 подтолкнула и ускорила все эти наметившиеся еще несколько лет назад тенденции.

***

Следует отметить, что разрушение системы глобализма вовсе не исключает возможности построения новой глобальной системы – как уже упоминалось ранее, иногда для того, чтобы что-то построить, необходимо что-то и разрушить. В этом плане ослабление, а, возможно, даже развал ЕС вполне укладывается в логику процесса. И пандемия коронавируса может сыграть в нем роль сильнейшего катализатора, как до этого свою роль сыграл Brexit. То есть, суть происходящего заключается не в конкретных событиях, а в тенденциях – именно они задают вектор направления, а не наоборот. Поэтому если одного катализатора окажется мало, появится другой, затем, при необходимости, третий и т.д. До тех пор, пока процесс не запустится окончательно.

Однако в чем смысл возможного развала Евросоюза? Ответов на этот вопрос может быть несколько. Например, разрушая Европейский союз, можно спровоцировать множество военных конфликтов, причем как внутреннего, так и внешнего характера. И главным победителем в этих конфликтах будет тот, кто вмешается в него в самый нужный момент.

Если же одновременно с этим будет нанесен удар по другим конкурентам, причем не обязательно с использованием “hard power”, то преимущество в «новом поствирусном мире» окажется именно у того, кто вписал этот возможный сценарий в свой собственный.

Если данная версия верна, то в ближайшие годы нас ожидает: постепенный развал ЕС; усиление внутри самих европейских государств сепаратистских тенденций; возникновение новых и/или раздувание старых «горячих точек» (прежде всего, на Балканах); появление конкретных экономических и политических претензий к европейцам извне.

***

Что касается других регионов – Евразии, Азии, Африки, Австралии, Северной и Южной Америк – то, вероятнее всего, часть из них будет пытаться объединяться в региональные кластеры; часть перестроится в «полицейские государства»; часть превратится в очаг дестабилизации с разрушенной экономикой (государственный дефолт), стихийными бедствиями (засуха, пожары) и постоянными внутренними конфликтами (экстремизм, сепаратизм…).

Верна ли «транснациональная версия» или нет, но на данном этапе каждая из стран (а, точнее, каждый правящий режим) пытается использовать сложившуюся ситуацию себе на пользу. При этом, возможно, кто-то даже знал или, как минимум, догадывался о возможности такого рода сценария и потому заранее к нему подготовился. Кто-то пытается перестроиться на ходу, чтобы хотя бы просто остаться на плаву.

Но если у всего происходящего есть планировщик, и его план представляет собой обрушение системы с целью ее выстраивания в новой оболочке, то каждый из лишних потенциальных игроков должен быть максимально ослаблен. В этом случае даже региональные валютные зоны не должны будут обладать серьезным потенциалом, дабы не иметь больших возможностей для конкурентной борьбы.

***

Таким образом, политические последствия пандемии могут оказаться весьма и весьма серьезными, причем и для отдельно взятых государств, и для всего мира в целом. Все, кто не сумеют пройти этот этап по лезвию бритвы, рискуют оказаться в очень сложных условиях, грозящих как экономическим крахом и залезанием в долги международным фондам, так и распадом страны или даже полным исчезновением государственности…

Агентство геополитических исследований «Манара»

Muslim Politic

Tags: , ,

Comments are closed.