Ода овечьей шерсти

Опубликовано: 30.05.2020

Задолго до нашей эры, когда человек и животные находили пропитание в первозданной природе, Всевышний даровал человеку знак, что с обильной овечьей шерстью можно иметь дело.

«Аллах сделал для вас дома жилищами. Он также сделал для вас жилища из шкур домашнего скота, которые не обременяют вас, когда вы отправляетесь в путь или делаете привал. Он даровал вам утварь и всякие предметы из шерсти, пуха и волоса, чтобы вы пользовались ими до определенного времени» (сура «Пчёлы», 16:80).

Сообразительность и наблюдательность сослужили человеку великую службу: шерсть, удручавшая диких баранов, стала предметом труда, и начатая работа человека с шерстью не прерывается по сей день. На основе овечьей шерсти создана текстильная индустрия, без которой не обходится ни одна страна…

Тон задаёт Запад

Австралия – шерстяная держава. По культуре разведения мериносной линейки овец, применяемым знаниям в этой сфере, экспортной политике «страну овец» можно признать академией овцеводства. Забота об овцах в Австралии носит программный характер, сравнимый разве что с пребыванием в пансионате, в котором учтено всё для комфортного развития каждого животного, вплоть до витаминов в рационе и чистки копыт пять раз в год.

Австралия выпускает до 25% мирового объёма шерсти, а относительно поголовья в открытом доступе имеются разные цифры – и 780 млн, и 110 млн мериносов, которых стригут три раза в год, и каждая овца любезно дарит хозяину в год по 14-15 кг «мягкого золота» – тонкорунной шерсти. Породистых мериносов различают по происхождению, размерам и формам тела, уровню продуктивности и качеству шерсти, устойчивости к ряду заболеваний. Особо привлекательных по внешним данным продают с аукционов. Самое большое в мире пастбище Анна Крик – в Южной Австралии, занимает площадь в 34 000 кв км.

Овцеводческие фермы в Австралии называются станциями (sheep station), куда входят фермерские жилые дома, загоны для овец, сарай для их стрижки. За постройками начинаются пастбища.

Экономическая стабильность Австралии обеспечивается экспортом шерсти, более 90% собираемой дорогостоящей тонкорунной шерсти уходит промышленным магнатам Великобритании, Японии, Франции, Бельгии и Люксембурга. Лишь 10% шерсти остаются внутри страны. «Мягким золотом» Австралия умеет грамотно распоряжаться: при первичной обработке овечьей шерсти из промывных вод извлекают шерстяной жир – ланолин, обладающий целебными свойствами, его применяют как ценный натуральный ингредиент в косметическом производстве.

Прагматичная Англия еще несколько веков назад поняла, что благополучие всей Британии покоится на шерсти. Она и сегодня старается не отступать от этой экономической формулы. Пример Англии стал «закваской» для других европейских стран. В итоге, им принадлежит рынок европейской одежды, с качеством которой пока никому не дано поспорить. Европейские производители готовой одежды не отступают от экономической целесообразности, в производстве используют ткани из шерсти мериносов. Одежда из неё обладает высокими теплоизоляционными характеристиками, в ней летом не жарко, а зимой – тепло.

Овечья история есть в каждой стране. В Испании перегон стада с севера на юг, на летние пастбища, власти Мадрида превращают в фестиваль: овцы в сопровождении пасторов (пастухов) путешествуют к месту сезонной локации через центр Мадрида, что собирает туристов со всего света. Этой традиции очень много лет. Как и тому факту, что погоду на рынке шерсти делает Европа. В Бельгии работает один из самых крупных мировых портов, заточенный на логистику овечьей шерсти. Непревзойдённые по качеству чистошерстяную пряжу и изделия из неё производят Исландия и Шотландия, но экспортируют они готовые вещи, а не пряжу, которую можно и подделать. Не стоит на месте и рынок вязальных машин – бытовых и промышленных с программным управлением, хотя и с помощью двух спиц или крючка мастера вяжут из овечьей шерсти совершенные авторские вещи.

Мир шерсти объединяет всё многообразие того, что создано на основе шерсти и для развития шерстяной отрасли. Рынок шерсти имеет солидного регулятора: «Международный секретариат шерсти» следит за качеством товаров известных марок крупных производителей на предмет соответствия стандартам международной марки «WOOL».

Справка. The Woolmark Company – австралийская компания, занимающаяся научными исследованиями и контролем качества шерсти. Прежде чем выдать лицензию производителю, она изучает состав волокна, соответствие материалов назначению изделия, состав готового изделия (% примесей), правила ухода за одеждой из шерсти, отсутствие химических красителей и химобработки пряжи. Маркировку «WOOLMARK» («натуральная шерсть») позволено использовать, если в составе шерстяных волокон тканей содержится не более 7% примесей других волокон.

Евразийский рынок

В отличие от европейцев, мусульмане с овцеводством и овцами связаны духовными узами: барашки являются жертвенными животными, потому их разводят во всех мусульманских странах, получая от овцеводства и материальные блага. Кстати, в Европу мериносов первыми завезли из Африки именно арабы. Однако на рынке шерсти страны исламского мира как производители занимают незначительную долю. И тому есть несколько причин, одной из которых стал постсоветский развал промышленности в странах Средней Азии, приведший к упадку текстильной промышленности, технологическому и техническому отставанию отрасли.

Если рассматривать евразийский рынок шерсти, то на нём доминируют интересы Китая, мелким региональным производителям встроиться самостоятельно в рыночную систему не получается. В то же время производители овечьей шерсти среднеазиатских стран каждый год встречаются с проблемой реализации продукции. В Казахстане и Киргизии владельцы овцеводческих ферм бывают вынуждены сжигать грубую овечью шерсть в больших объёмах из-за отсутствия локальных предприятий по очистке шерсти и низкого спроса на необработанное сырьё, или предлагают слишком низкие закупочные цены, не покрывающие расходов на стрижку стада. При этом на мировом рынке сохраняется тенденция роста спроса и цены на овечью шерсть в результате сокращения производства хлопка в Средней Азии.

В качестве главной причины изменения цены на шерсть в сторону роста аналитики указывают на положение отрасли в Австралии, пошатнувшееся в результате стихийных бедствий на зеленом континенте. Австралийская индустрия шерсти была доведена до разорения аномальными пожарами, пламя не щадило никого и ничего. Австралия – главный поставщик тонкорунной шерсти – после стихийных бедствий сократила объёмы производимой шерсти, вверх пошли цены на элитную линейку шерстяных тканей – кашемир, твид, букле, драп, трикотаж.

До кризиса экономическая цепочка легкой промышленности Евросоюза была сверхприбыльной и перспективной: фабрики отшивали одежду повышенного спроса «WOOLMARK», выпускалась массово обувь из натуральной кожи. Система имела синергетический эффект, она обеспечивала занятость населения – основу социально-политической стабильности в любой стране. Теперь картина изменилась: на рынке шерсти уже не так комфортно, как прежде. К тому же, экономикой Европы правит политическая мода на санкции.

Ручная работа

Из нитей овечьей шерсти соткан ещё один феномен цивилизации – ковры ручной работы. Сохранением и продвижением старинного искусства ковроткачества занимаются два солидных Музея ковров – в Баку и Стамбуле. Европа тоже не была равнодушна к этому предмету роскоши ещё с далёких времён. По указанию Генриха IV при Лувре была создана ковровая мастерская, с которой началась история французского ковроткачества. Мануфактура в Париже имела такой успех, что на определенном этапе был запрещён ввоз восточных ковров.

В истории ковроткачества присутствовала и политика в прямом смысле, на коврах было принято изображать партийных вождей и знамёна. Однако нанотехнологии модернизировали отрасль, ковры стали конкурировать с картинами, точнее, современная живопись в разных жанрах и направлениях переместилась на ковры. К этому добавилась 3D (тафтинговая) технология, и на рынок посыпались объёмные ковры разных конфигураций.

Вместе с тем, ковры ручной работы ценности не утратили, хотя они трудозатратны и выпускают их поштучно. Рынок ковров ручной работы прогрессирует вопреки кризисам, на нём представлены шедевры иранской школы ковроткачества, авторские ковры из Азербайджана, художественные ковровые полотна мастеров из Египта, Алжира, Марокко, Афганистана, Турции, стран Средней Азии. Для чистоты выводов отдельно упомянем Всемирную ассоциацию ценителей туркменского ручного ковроделия.

Россия на рынке коврового искусства нет-нет да и выставляется. Выдержат ли конкуренцию мастера ковроткачества из Дагестана или Башкирии? В Дагестане не без проблем, но сохранилась школа ручного ковроткачества, мастера передают технологию и азы творчества ученикам, а искусствоведы, эксперты по коврам – дают им дельные советы. При системной поддержке ковроткачества, дагестанские шерстяные ковры с изысканными рисунками вполне могли бы покорить мировые площадки.

В современных промышленных коврах воплощаются самые смелые фантазии дизайнеров, выпускаются ковры на любой вкус и цвет. Но спрос на мастерски изготовленные ковры ручной работы сохраняется, за приглянувшееся ковровое произведение искусства коллекционеры готовы платить большие деньги. Секрет в том, что знающие читают следы художественной премудрости в орнаментах и знаках, им дано понимание смыслов информационного поля ковра. Антикварные ковры из шерсти продаются на международных аукционах наравне с картинами великих мастеров, их так же тщательно, как картины реставрируют, древние единичные экземпляры хранятся в государственном Эрмитаже как объекты культурного наследия.

Тепло войлока

Слово «войлок» происходит от тюркского ojlyk («покрывало») и обозначает плотный материал из валяной шерсти, обладающий теплопроводностью и пропускающий воздух. О войлоке писал еще в V веке до н.э. древнегреческий историк Геродот в очерке о быте скифов, носивших войлочные головные уборы и кафтаны. Так или иначе, войлок получил распространение благодаря кочевникам. Условия кочевой жизни вынуждали экспериментировать с тем, что имелось – овечьей шерстью, из которой изготавливали войлок разного вида предназначения – для юрты, одежды, обуви, предметов быта. В культуре кочевых племён овечья шерсть была просто незаменима.

Валянием шерсти сегодня увлекаются во всём мире. Италия внедрила и производит в промышленных масштабах линейку тканей по технологии валяния шерсти. Итальянская политика торговли «вначале удиви покупателя» – сопровождает экспорт валяной ткани в РФ, где у неё нет конкурентов. Хотя и у нас разводят овец.

Изготовление войлока, помимо сильных и ловких рук мастеров, требует знания свойств шерсти и всей технологической цепочки: труд полностью ручной. Данный старинный промысел как этнокультурное направление возрождается в республиках Северного Кавказа, декоративные ковры – кийизы изготавливают по иранской технике вкатанного рисунка с солярными знаками, растительными орнаментальными композициями. Стилизованный бараний рог на войлоке – говорит о туркменской школе войлока. Толстые функциональные войлоки производят и применяют в быту народы Крайнего Севера и Сибири. Валянием шерсти занимаются от Монголии и Тибета до Индии, Турции и Средней Азии.

Европа тоже поучаствовала в продвижении войлоковаляния: в 1979 г. в Англии состоялась первая выставка войлока «Art of the Felt Maker», была создана Международная ассоциация валяльщиков (International feltmakers association, IFA), учреждены Международная академия войлока и Международный день войлока.

Россия также внесла свои акценты в социализацию промысла: в благодарность валенкам «за заслуги перед народом» в столице Бурятии, Улан-Удэ, в 2007 г. установили трехметровую скульптуру сибирских валенок. Но технологические ресурсы войлока на валенках не заканчиваются. Нанофелтинг (от япон. «нано» – ткань) – новая технология в войлоковалянии, распространяется через мастер-классы. Методом мокрого валяния шерсти на основе ткани, чаще всего шелка, получают нежную воздушную ткань с качествами шерсти и шёлка. Италия знает толк в прибыльной технологии и умеет продавать невесомые материи.

Шерстяные промыслы, их технологии и художественное многообразие исследованы в диссертациях, описаны в книгах на разных языках мира. А сколько журналов издано в мире по вязанию? Овечья шерсть – материал благодатный и продуктивный, дающий человеку возможность развивать творческие способности, получать удовольствие от занятия любимым делом, а при желании – открыть бизнес.

Кавказская бурка

Бурка – длинная накидка, выполненная в технике войлоковаляния. Фабрика по производству бурок в России сохранилась и действует с 1925 г. в Дагестане, в селе Рахата. В прошлом веке бурки изготавливались по всему Кавказу и пользовались большим спросом. Следует отметить, что сыны Кавказа, все воины 115-й Кавказской кавалерийской дивизии были экипированы буркой. Толстая ворсистая длинная бурка защищала в непогоду всадника и лошадь, смягчала удары шашки, и не всякая пуля её могла пробить. Сейчас бурки не имеют такого спроса, но качество кавказского бренда неизменно: «правильная» бурка, если её поставить, стоит не сгибаясь. Кавказская бурка – вещь универсальная, в регионах Кавказа почитатели комфортного этностиля носят более легкие, не длинные бурки. Мастера-дизайнеры изготавливают и женские бурки белого цвета с украшениями.

Вечно модная бурка, незаменимая вещь для чабанов – созерцателей, питающих ум наблюдениями. Руководитель одной из северо-кавказских республик долгие годы имел дружбу с известным чабаном, который поражал ясной и выдержанной речью. Говорят, что политик советовался с ним по стратегическим вопросам.

Овечий «кейс» будет неполным, если не восхититься овечьим сыром, его целебными свойствами. Молока овцы дают не так много, а потому для производства сыров фермеры содержат овец молочной породы. На Северном Кавказе из овечьего молока готовят брынзу, в Армении – чечил, французский бренд «рокфор» – тоже из овечьего молока. Овечьи сыры пользуются спросом во всём мире, особенно среди приверженцев здорового питания.

В ответе за овец – мусульмане

Звезда мирового футбола Зинедин Зидан, у которого феноменальная реакция и мышление, лелеет мечту – на склоне лет пасти овец в родной деревне, в Алжире. А ведь у этого человека, которым восхищаются не только футбольные фанаты, необыкновенная свобода выбора, и ему есть чем заняться. Но его выбор пал на простого чабана, – случайно ли?

Согласно статистическим данным, на нашей планете сейчас живут примерно 1,2 млрд овец, и мусульманский мир связан с овцеводством самым тесным образом. По логике, именно страны исламского мира должны были доминировать в этой области сельского хозяйства, но пока этого не наблюдается. Реально ли это изменить? Думаем, что вполне.

Светлана Мамий
Москва

Tags: , ,

Comments are closed.