Обзор аравийских стран: «Железный купол» для КСА; «Маленький Сингапур» в ОАЭ; большая роль «маленького Катара»; и мн. др. за август-сентябрь 2021

Опубликовано: 02.10.2021

Саудовская Аравия

Одной из главных тем для саудовцев продолжает оставаться уход американцев из Афганистана – руководство страны крайне обеспокоено этим фактом. Тем более, что Вашингтон начал вывод своих систем ПВО Patriot уже из самой Саудии, заменить которые могут российские «Абаканы». Как отмечают аналитики из Baker Institute: «Саудовские власти теперь видят, что Б. Обама, Д. Трамп и Дж. Байден принимают решения, в некоторой степени свидетельствующие об отказе Америки от Эр-Рияда».

Правда, некоторые эксперты считают, что из КСА США никогда не уйдут, и одна из причин такой уверенности – «невообразимые последствия в случае потери саудовского контроля над двумя Священными мечетями в Мекке и Медине в пользу “Аль-Каиды”* или другой экстремистской группировки». Впрочем, другие эксперты указывают на общую тенденцию смещения американского приоритета с Ближнего Востока в пользу Тихоокеанского региона, и этот факт, безусловно, игнорировать никак нельзя.

На этом фоне Эр-Рияд начал изучать возможность закупки систем ПВО из Израиля, в т.ч. систему противоракетной обороны «Железный купол». Кроме того, замминистра обороны КСА Халид бен Салман в ходе визита в Москву заявил, что они подписали с Россией соглашение, направленное на «развитие областей в военном сотрудничестве». В ответ на что представитель госдепартамента призвал «всех партнеров и союзников США избегать крупных сделок с российским оборонным сектором».

Примечательной выглядит и перспектива нормализации отношений с Ираном, который уже объявил о серьезном прогрессе в этом направлении, отметив, что две страны могут построить «прочные и хорошие отношения». Оптимизма этому процессу добавляет заявление короля Салмана бин Абдель Азиза о том, что его страна надеется на «ощутимые результаты переговоров с Ираном по укреплению доверия». В сентябре в Багдаде прошел 4-й раунд саудовско-иранского диалога.

Из других новостей можно отметить увольнение главы Управления общественной безопасности Халида аль-Харби, которого обвиняют в подлоге, взяточничестве и злоупотреблении властью. Также саудовское агентство по контролю и борьбе с коррупцией объявило об аресте 282 человек, в т.ч. сотрудников 10 министерств, по обвинениям во взяточничестве, подделке документов и злоупотреблении властью.

А вот правящая в КСА семья Аль Сауд появилась в недавнем списке самых богатых семей мира. Согласно Bloomberg, Дом Саудов занимает 5-е место среди богатейших семей мира с состоянием в $100 млрд. На этом фоне замминистра промышленности и минеральных ресурсов Халед аль-Мудайфер заявил, что страна обладает огромными запасами полезных ископаемых, оцениваемые в $1,3 трлн.

Тем временем, в рамках программы «Видение – 2030» в учебные программы королевства было внесено ок. 120 000 поправок. Комментируя эти сообщения, Bloomberg пишет, что реформы Бин Салмана в сфере образования преследуют несколько целей, включая улучшение репутации королевства и продвижение таких ценностей как толерантность и трудолюбие. Однако эти шаги вызывают неоднозначную реакцию среди саудовского общества, консервативная часть которого предупреждает о появлении поколений, далеких от религии и подверженных атеизму.

Таким образом, вместо поиска необходимого баланса местные жители спорят о правильности своих «крайних» позиций – одни говорят, что «менять ничего не надо», хотя необходимость в реформировании давно назрела; другие же ратуют за «отказ от всего старого», подразумевая под этим практически полный уход не только от консервативных устоев, но и от религиозных ценностей в целом. Тогда как очевидно, что истина находится посередине…

ОАЭ

Во внешней политике Эмиратов наметился новый поворот: теперь власти хотят делать упор не на политике, а на экономике. Главный лозунг страны – «ноль проблем», и, как отмечают западные эксперты, страна намерена отказаться от статуса «Маленькой Спарты», пытаясь превратиться в «Маленький Сингапур».

25 сентября было объявлено о формировании нового правительства страны, в состав которого входят 33 министра, из которых 9 – женщины. При этом накануне 50-летнего юбилея создания ОАЭ власти заявили о запуске проекта – «Принципы 50-ти», изложив политические и экономические аспекты развития на ближайшие годы. Также власти планируют запустить 50 новых экономических инициатив. Министр промышленности и передовых технологий ОАЭ Султан аль-Джабер рассказал, что все это направлено на повышение конкурентоспособности страны и привлечение прямых инвестиций на сумму $150 млрд в течение следующих 9-ти лет.

Также было объявлено о 10 принципах, определяющих дальнейший курс страны. Основными приоритетами названы «укрепление союза эмиратов и концентрация на построении лучшей в мире экономики». Внешняя политика ОАЭ призвана служить инструментом, служащим «высшим национальным целям, в первую очередь, экономическим интересам страны». Главным драйвером будущего роста назван «человеческий капитал», а залогом сохранения превосходства – развитие образования, привлечение талантов, удержание специалистов и постоянное повышение квалификации. (Правда, ЕС это не впечатлило: Европарламент призвал к бойкоту международной выставки в Дубае).

Еще один принцип – это принцип добрососедства, который считается основой стабильности в регионе. И в рамках этого ОАЭ намерены углубить экономические и торговые отношения с Турцией, Ираном и Катаром. Так, кронпринц Абу-Даби Бин Заед провел переговоры с Р. Эрдоганом, а инвестфонды ОАЭ выразили готовность вложить в турецкие проекты миллиарды долларов.

Как полагает экс-зампомощника госсекретаря США Д. Мак: «Сближение между Турцией и ОАЭ имеет стратегический смысл для обоих правительств. К тому же, их соперничество не служит американским интересам, и Вашингтон хочет, чтобы две страны оставили этот спор за спиной».

Что примечательно, сближение двух государств является результатом усилий региональных спецслужб – турецких, египетских и иорданских. При этом аналитики отмечают, что эти шаги не означают, что две страны в одночасье станут «близкими союзниками», но общие интересы и страхи, вероятно, будут определять ход отношений.

Помимо турецкого направления, ОАЭ нацелены и на развитие отношений с Китаем, и некоторые эксперты говорят даже об альянсе двух стран. Не забывают эмиратские власти и про западные державы: как пишет Financial Times, власти пообещали дополнительные инвестиции в Соединенное Королевство на сумму ₤10 млрд в течение 5 лет. Еще одним приоритетным направлением для Абу-Даби является Израиль, экономические отношения с которым планируется вывести на сумму в $1 трлн долларов в течение следующего десятилетия.

На этом фоне власти ОАЭ планируют очередной шаг по либерализации общественной жизни, рассматривая возможность переноса еженедельных выходных с пятницы и субботы на субботу и воскресенье. Ранее в стране были сняты запреты на продажу алкоголя и совместное проживание неженатых пар.

Йемен

В Йемене началась «решающая битва за будущее страны» – так назвали возобновление военных действий западные СМИ. Прежде всего, речь идет о боях в провинции Мариб, которая, по мнению экспертов, имеет первостепенное значение как для «хуситов», так и для сил, лояльных президенту А. Хади, и поддерживающей его «аравийской коалиции».

За последнее время повстанцы добились значительного успеха в этом регионе. При этом они успешно продвигаются и в других направлениях, в частности, в провинции Шабва, где после договоренностей с местными племенами установлен контроль над г. аль-Олайя и рядом районных центров. Кроме того, «хуситы» взяли под полный контроль провинцию Эль-Байда, где были уничтожены крупные анклавы террористов «Аль-Каиды»* и ИГИЛ*.

Западные эксперты считают, что последней надеждой для «лоялистов» остается возможный успех на «ядерных переговорах» с Ираном, если Запад сумеет убедить Тегеран прекратить поставки оружия повстанцам. Впрочем, появились сообщения и о том, что в восточной провинции Эль-Махра свои группы разведки и спецназа формирует Великобритания. Лидеры местных племен заявили, что Лондон «разместил агентов во всех районах провинции, создает шпионские сети для сбора информации, а также внедряет агентов в местные органы власти».

Тем временем, губернатор провинции Шабва призвал Абу-Даби уйти из порта Балхаф, а на о. Сокотра главы местных племен призвали к «восстанию против присутствия ОАЭ на жизненно важном архипелаге». Кроме того, в Адене, Таизе и Хадрамауте (контролирующимися либо «лоялистами», либо южными сепаратистами) прошли демонстрации местного населения, требующего улучшения условий жизни.

И это не случайно – йеменский риал сильно упал в цене. В настоящее время за 1 доллар дают 1600 риалов. При этом такая цена установилась в Адене, тогда как в Сане 1 доллар стоит 600 риалов. На этом фоне КСА, ОАЭ, Великобритания и США призвали правительство Хади принять срочные меры для улучшения экономической обстановки. Однако, как достичь улучшения при продолжающемся острейшем гуманитарном кризисе, эти страны не сообщили.

Из других новостей следует отметить назначение нового спецпредставителя ООН, которым стал шведский дипломат Х. Грундберг. Повстанцы, комментируя это назначение, подчеркнули, что не видят смысла во встрече с ним без выполнения главных условий – разблокировки портов и аэропортов, а также решения гуманитарных вопросов. Кстати, по данным ООН, с начала войны в Йемене от воздушных налетов коалиции погибли или получили ранения не менее 18 тысяч мирных жителей. Всего с марта 2015-го совершено более 23 тыс. авианалетов.

Катар

После той активной роли, которую сыграла Доха в Афганистане во время ухода США и прихода к власти «Талибана»*, мировые СМИ начали уделять этой маленькой стране самое пристальное внимание. Интересно проследить за заголовками в ряде известных СМИ: «Катар – стратегический центр разрешения международных кризисов» (FT); «Катар становится крупным игроком в Афганистане» (AP); «Катар стал ключом к решению международных проблем» (Le Monde); «Влияние Катара превышает его географические размеры» (NYT).

Одним из ярких проявлений роли катарцев стало содействие эвакуации из Афганистана более 43.000 человек. В свою очередь, Stratfor полагает, что вывод американских войск с Ближнего Востока меняет повестку дня национальной безопасности Катара. Недавние дипломатические маневры Дохи были в значительной степени направлены на поддержание тесных отношений с США. Взамен катарцы получили от американцев первую партию самолетов F-15 нового поколения, которые, кстати, были произведены компанией Boeing в партнерстве с Катаром.

Однако Вашингтон намерен сократить свое присутствие на Ближнем Востоке, и в связи с этим безопасность Катара теперь будет сосредоточена на отношениях с Турцией, КСА и ОАЭ. Доху уже посетил советник по нацбезопасности ОАЭ Тахнун Аль Нахайян, также произошел обмен послами с Саудовской Аравией и Египтом.

Интересной новостью стало обращение катарских властей к России с просьбой помочь в обеспечении безопасности на Чемпионате мира по футболу 2022 года. В ответ российский президент В. Путин распорядился сформировать соответствующую группу.

В плане экономики Qatar Petroleum подписала долгосрочный контракт с Китайской национальной нефтяной корпорацией, в соответствии с которым Доха будет поставлять китайцам 3,5 млн тонн сжиженного природного газа в течение 15 лет. С подписанием этого контракта экспорт катарского СПГ в Китай вырастет до более чем 15,5 млн тонн в год, что составляет 20% от всего экспорта СПГ Катара.

Из внутриполитических событий выделяются сообщения о вмешательстве ОАЭ в запланированные на 2 октября первые в стране парламентские выборы. Доха прямо обвинила Абу-Даби в подстрекательстве к протестам племени «аль-марра». Представители последнего начали акции протеста из-за того, что они не могут голосовать или выдвигать свои кандидатур в парламент, т.к. не являются коренными жителями страны.

Кувейт

Эмир Кувейта Наваф Аль Сабах призвал к национальному диалогу для объединения законодательных и исполнительных органов власти. Эта директива направлена на то, чтобы «отбросить разногласия, решить все проблемы и преодолеть препятствия». Отношения между двумя ветвями власти в стране остаются натянутыми, при этом оппозиция обладает значительной силой в парламенте и часто не соглашается с предлагаемыми правительством законами.

Министр финансов Кувейта Х. Хамада в очередной раз предупредил о финансовом кризисе, с которым может столкнуться страна. По его словам, государство «находится на пороге трудного времени, оно может оказаться не в состоянии удовлетворить потребности своих граждан и выполнить свои обязательства, что неизбежно повлияет на репутацию и кредитный рейтинг Кувейта». На этом фоне в стране объявили о снижении в 2 раза зарплат сотрудникам госучреждений в рамках планов жесткой экономии и сокращения расходов. Чиновникам также будут урезать премии и другие выплаты.

Минфин Кувейта объявил о самом высоком в истории страны дефиците бюджета, который составит ок. $35,5 млрд, что на 175% больше по сравнению с предыдущим финансовым годом. Главной причиной стало сокращение нефтяных доходов – ок. $29 млрд, что на 43% меньше, чем в предыдущем году. При этом 73% от общих расходов составили заработная плата и субсидии. Кстати, еще одной проблемой стала нехватка иностранных рабочих, которые не могут получить визы, из-за чего уже приостановлен ряд проектов.

В ближайшее время Кувейт планирует подписать т.н. «совместный план действий» с Великобританией, включающий сотрудничество в политической, экономической и военной областях, а также в сфере здравоохранения и безопасности. Кроме того, как пишет Al-Qabas, кувейтские власти должны получить от МВФ $2,66 млрд.

Интересной новостью стало возобновление обсуждений о возможности зачисления женщин в армию. Этот вопрос изучается в Кувейте с 2018 года. Тогда он вызвал спор в обществе: ряд богословов посчитали это недопустимым, поскольку это «противоречит женской природе», но некоторые с возможностью женской воинской службы соглашались при соблюдении ряда условий.

Бахрейн

Манама продолжает укреплять отношения с Тель-Авивом: в начале сентября стороны обменялись послами. Также бахрейнские власти решили облегчить израильтянам получение визы для въезда на территорию королевства, а в ближайшее время между странами открывается прямое авиасообщение. Посол Бахрейна в США охарактеризовал сближение с Израилем как «самый важный прорыв». Не удивительно, что при таком развитии отношений стороны заключили антииранский договор в рамках «войны идей».

Но даже это не спасает Манаму от критики: американские сенаторы выразили серьезную озабоченность ситуацией с правами человека в Бахрейне, предупредив о «нестабильности, затрагивающей базирующийся в королевстве Пятый флот». Об этом говорится в письме, направленном членами Демократической и Республиканской партий госсекретарю Э. Блинкену.

Тем временем один из самых ярких символов бахрейнской оппозиции, глава «Движения за свободу и права в Бахрейне» Х. Мушайма отказался от королевского помилования, назвав условия своего освобождения «унизительными».

Король Бахрейна Хамад Аль Халифа заявил, что отношения с Турцией находятся на «продвинутом уровне, а сотрудничество демонстрирует рост и развитие». Данное заявление стало ожидаемым после того, как ранее диалог с Анкарой возобновили КСА и ОАЭ.

Кабинет министров страны одобрил законопроект об увеличении вдвое налога на добавленную стоимость. Налог был введен в 2019 г. в попытке увеличить доходы и сократить дефицит бюджета. И это говорит о продолжении экономического кризиса, грозящего нефтяным монархиям настоящим коллапсом.

Оман

Маскат объявил о создании Национального водородного альянса для развития водородной экономики. Альянс состоит из 13 основных институтов государственного и частного секторов, включая госучреждения, нефтегазовых операторов, а также образовательные и исследовательские учреждения и порты.

С саудовцами оманские власти подписали меморандум о взаимопонимании для расширения сотрудничества в области инвестиций путем обмена опытом, информацией и визитами, упрощения процедур для инвесторов и оказания им помощи в поиске возможностей в обоих государствах. Меморандум подписан на полях Омано-саудовского инвестиционного форума в Маскате. Также на форуме обсуждалась конвергенция между Oman Vision 2040 и Saudi Vision 2030. Тем самым власти, вероятно, пытаются осуществить нужные реформы и предотвратить «вторую Арабскую весну».

МВФ заявил, что финансовый дефицит и долг Омана резко сократятся после их роста в 2020 г. по причине реализации плана по реформированию финансового рынка страны, затронутых пандемией и падением цен на нефть. Дефицит, как ожидается, снизится с 19,3% до 2,4% ВВП. По оценкам фонда, оманская экономика восстановится в 2021 г. при росте ВВП ненефтяного сектора на 1,5%. При этом дефицит бюджета султаната вырос до 890,2 млн риалов ($2,3 млрд). Таким образом рост бюджетного дефицита в течение первых 5 месяцев 2021 г. составил 348%…

Али Алиев, политический обозреватель портала

Muslim Politic

* — организации, запрещенные в РФ

Tags: , ,

Comments are closed.