Обзор Аравийского п-ва: к чему готовится КСА в Йемене; чего хотят ОАЭ от Турции; зачем британские военные прибывают в Оман; и мн. др. за октябрь-ноябрь 2021

Опубликовано: 01.12.2021

Саудовская Аравия

Эр-Рияд вновь начал укреплять свои позиции, используя нефтяное оружие: цены на сырье резко пошли вверх, и доходы королевства выросли на 99%. Так, сумма экспорта нефти в сентябре составила 69,4 млрд риалов по сравнению с 35,1 млрд за тот же месяц в 2020 г. Saudi Aramco ожидает, что в 2022 г. спрос на нефть превысит 100 млн баррелей в день. В итоге, Moody’s изменила прогноз по стране на «стабильный» с подтверждением ее рейтинга на уровне «А1». Примечательным стало и выдвинутое наследным принцем Бен Салманом предложение о создании газового и угольного аналогов ОПЕК+.

Как пишет Bloomberg, такое положение дел укрепило позиции кронпринца и королевства в целом. В том числе перед президентом США Дж. Байденом, который долгое время игнорировал и подвергал остракизму молодого принца. Согласно агентству, американцы потратили недели на попытки (сначала тайные, а затем и публичные) убедить фактического правителя КСА выпустить на рынок как можно больше сырой нефти, но тот от своей позиции не отступил. Таким образом он как бы дал сигнал Вашингтону – хотите дешевое топливо, рассмотрите предложения, и, прежде всего, пригласите в Белый дом.

Эксперты полагают, что США могут возвратиться к основному принципу, регулирующему саудовско-американское сотрудничество – «нефть в обмен на безопасность». Не случайно госдепартамент объявил о продаже саудовцам ракет класса «воздух-воздух» на сумму $650 млн. Но все же едва ли администрация Байдена готова оказать саудовцам непосредственную военную помощь, особенно в Йемене.

Помочь Эр-Рияду в этом вопросе не сможет, наверное, даже возможное признание Израиля, о чем уже давно говорят и в самом королевстве, и за рубежом. Саудовцев убеждают и так, и этак: в ноябре в страну прибыла представительная делегация американского еврейства. По словам одного из делегатов, он встретился с молодыми саудовскими чиновниками и спросил их, о чем они мечтают? Ответ поразил даже его самого – оказывается, их мечтой является «побывать на пляжах Тель-Авива».

***

В экономической политике КСА все больше наращивает объемы ненефтяного экспорта, достигшего самого высокого показателя в истории – $68 млрд. Помимо этого, Бен Салман объявил о реализации Национальной инвестиционной стратегии для увеличения иностранных и внутренних инвестиций. Только в одну сферу туризма планируется инвестировать $1 трлн. Не забывается и «зеленая энергетика», куда в рамках программы Vision 2030 в течение 10 лет готовы вложить $187 млрд. Также озвучены планы заключить «водородное соглашение» с Китаем.

Следует отметить и еще одно важное событие – 44 международные компании переместили свои региональные штаб-квартиры в Эр-Рияд. Это произошло после того, как власти обязали иностранные компании, желающие воспользоваться госконтрактами, перенести свои офисы из ОАЭ в КСА.

Несмотря на все это, The Economist пишет, что модернизация саудовской экономики продвигается «медленнее, чем планировалось». Издание отмечает, что страна сталкивается с проблемой убеждения иностранных компаний и инвесторов выбрать королевство, а прямые иностранные инвестиции, необходимые для ускоренного роста, по-прежнему являются медленными. Так, к 2020 г. власти надеялись привлечь $10 млрд, но получили лишь $5 млрд.

Тем временем The Washington Post назвала Саудовскую Аравию «полицейским государством, где правят страх и молчание, несмотря на либеральные реформы молодого кронпринца, которые полны вопиющими противоречиями». А выступивший на CBS экс-разведчик С. Джабри и вовсе назвал Бен Салмана «ближневосточным убийцей-психопатом с безграничными возможностями». Появление Джабри в эфире эксперты интерпретировали как желание определенных сил на Западе разрушить мечту принца воссесть на троне. В этом же ключе можно рассматривать и поданный в Великобритании иск, призывающий арестовать двух кронпринцев, если они въедут в страну.

Впрочем, учитывая последние успехи наследного принца, едва ли слова бывшего разведчика как-то повлияют на устойчивость положения Бен Салмана. Но если на внутреннем фронте жизнь налаживается, на внешнем, напротив – ситуация накаляется. Главным раздражающим фактором является йеменский конфликт. Economist полагает, что КСА не может найти выхода из Йемена, несмотря на стремление заключить любую сделку, которая помогла бы достичь цели.

Для разрядки напряженности Эр-Рияд продолжает переговоры с Тегераном: стороны готовятся к 5-му раунду переговоров. СМИ даже пишут, что иранцы и саудовцы готовы построить автомагистраль Мешхед-Кербела-Мекка и восстановить работу посольств. Однако пока идет лишь обмен любезностями, и начнется ли в итоге реальный процесс сближения, до конца не ясно.

Йемен

Премьер-министр Йемена М. Абдулмалик призвал страны Залива срочно поддержать страну в экономическом плане, подчеркнув, что ситуация находится на грани краха. Вскоре с аналогичным призывом он обратился и к международному сообществу.

На фоне проблем в экономике ухудшается и ситуация в сфере безопасности: на юге было совершено покушение на губернатора Адена и министра сельского хозяйства. До этого «сепаратисты» из «Южного переходного совета» потребовали вывода с юга Йемена сил, лояльных президенту А. Хади. В добавление к этому, произошли столкновения между ЮПС (поддерживаемым ОАЭ) и отколовшейся от них группой во главе с бригадным генералом И. Нуби. Последний пользуется поддержкой КСА и лоялен Хади, а также сотрудничает с «ихвановским» движением «Ислах».

Разлад внутри «аравийской коалиции» проявляется уже повсюду. Так, в провинции Шабва силы ОАЭ покинули лагерь «Аль-Алям», после чего уходить из региона пришлось и саудовцам, оставивших аэропорт «Атак». (Кстати, губернатор Шабвы заявил, что по всему Йемену насчитывается до 90.000 наемников, которые ежемесячно получают зарплату из Абу-Даби и действуют против государства).

Но, пожалуй, важнейшим и в какой-то степени неожиданным событием стало изменение обстановки на западе Йемена – в районе Ходейды. Долгое время этот регион считался для «аравийской коалиции» самым приоритетным направлением для наступления. Однако все попытки захватить город были отбиты, и ситуация здесь оказалась «замороженной» более чем на 3 года.

И вот в середине ноября положение в корне изменилось, причем в течение буквально нескольких дней. Все началось с того, что  ключевые точки вблизи города покинули отряды, поддерживаемые ОАЭ. Вслед за этим оттуда были вынуждены уйти и союзники КСА. В итоге, прибрежная полоса к югу от Ходейды возвратилась под контроль повстанцев. По одной из версий, отступление связано с закулисными переговорами между Эр-Риядом и Тегераном. Согласно другой версии, это результат переговоров ОАЭ и ИРИ. По третьей версии, отступление является вынужденным, главная цель которого  – переброска подкреплений на восток, где идет одно из главных сражений в йеменской войне.

Речь идет о провинции Мариб, где сосредоточены нефтяные месторождения и НПЗ. «Лоялисты» здесь страдают от некомпетентности, коррупции и бесхозяйственности: солдат даже заставляют покупать оружие на черном рынке. Многие из них уже месяцами не получают зарплату, в результате чего некоторые в поисках работы бежали в Саудовскую Аравию. Местные же племена стремятся к индивидуальным соглашениям с «хуситами».

Специалисты прогнозируют падение Мариба в течение ближайшего времени, и независимо от того, когда это произойдет, данный факт будет считаться концом правительства Хади. Согласно The Wall Street Journal, представители западных спецслужб говорят, что саудовцы, ожидая падения Мариба, уже начали усиливать безопасность границ королевства и оставляют внутри Йемена лишь небольшое количество войск.

И дело не только в Марибе – до этого «хуситы» менее чем за 2 месяца смогли взять под контроль провинцию Аль-Байда на юго-западе Йемена, разгромив там анклавы «Аль-Каиды»* и ИГИЛ*. После этого они развернули наступление в Шабве, где тоже достигли определенных успехов, что может предоставить доступ к природным ресурсам и прямой выход к Аденскому заливу.

Эксперты подчеркивают, что хотя неотъемлемой частью побед повстанцев являются беспилотники и ракеты, это далеко не единственная причина их успехов. Важным аспектом является дипломатия: «хуситы» отдают предпочтение переговорам с местными племенами, понимая, что именно компромисс является настоящим ключом к победе.

ОАЭ

ОАЭ развили бурную внешнеполитическую и экономическую деятельность, результаты которой могут дать свои плоды даже в Южной Америке: министр экономики Бразилии объявил, что Абу-Даби готов инвестировать в страну $10 млрд. Данное заявление прозвучало в ходе визита президента Бразилии Ж. Болсонару.

Однако главным, в своем роде, сенсационным событием для региона, безусловно, стал первый за последние 10 лет визит наследного принца Абу-Даби и фактического правителя страны Бен Заеда в Турцию. Как написала турецкая Sabah, «эпоха проблемных отношений между странами закончилась».

В ходе встречи с Р. Эрдоганом было подписано несколько важных договоров (прежде всего, о новом торговом маршруте) и инвестиционных соглашений. Эксперты, комментируя визит, отмечают, что «экономические и финансовые трудности и неутешительные результаты опросов общественного мнения сделали Турцию более открытой для инвестиций, и Абу-Даби пользуется крахом турецкой валюты». Впрочем, и ОАЭ заинтересованы в новом торговом маршруте, который должен соединить их с Турцией через Иран.

С иранцами также началась интенсификация контактов, и власти ИРИ готовы «открыть новую страницу в отношениях». В ближайшее время страну может посетить советник по нацбезопасности ОАЭ, чтобы обсудить подробности строительства маршрута для перевозки товаров в Турцию. Тегеран уже объявил о начале пробных рейсов для этих перевозок.

Еще одним важным шагом стал первый за последние годы визит главы МИД ОАЭ в Дамаск, который, как пишут СМИ, «прорвал 10-летнюю блокаду страны». Во время встречи с президентом Сирии министр выразил уверенность в том, что Сирийская республика «способна преодолеть вызовы, поставленные войной». Этому визиту также предшествовал ряд соглашений в торгово-экономической сфере.

Многие связывают активность Абу-Даби с изменениями, произошедшими в… Белом доме. Именно с приходом Байдена и его резким внешнеполитическим разворотом ОАЭ поняли, что опираться на США в полной мере невозможно. В связи с этим Бен Заед даже попросил Вашингтон подписать договор о безопасности, чтобы «развеять опасения по поводу ухода из Афганистана».

Кстати, об Афганистане: при всей своей «добрососедской» активности, Абу-Даби пытается играть и в свою игру. Так, ведя переговоры с «Талибаном»* по вопросу управления аэропортом Кабула, ОАЭ, по сути, хотят перехватить этот лакомый кусок у своего соседа Катара.

Из других событий нельзя пройти мимо покупки южнокорейской системы ПВО “MSAM” на сумму ок. $3,5 млрд. Этот комплекс был разработан в сотрудничестве с российской компанией «Алмаз Антей» на основе передовых технологий, используемых в системе С-400.

Катар

Эмир Катара Тамим Аль Тани признан самой влиятельной фигурой в мусульманском мире. Он опередил такие фигуры как саудовский король Салман бин Абдуль-Азиз, духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи и президент Турции Реджеп Эрдоган.

В октябре в стране прошли первые в истории выборы в Совет шуры – законодательный орган власти с ограниченными возможностями. Он наделен полномочиями издавать законы, утверждать общий бюджет, осуществлять контроль над исполнительной властью и лишать доверия министров.

Совет должен стать важной площадкой для обсуждения госполитики и расходов бюджета. С помощью него власти смогут оценить реакцию населения на решения правительства, а также дать возможность для выхода эмоций, которые неизбежно возникнут в переходный экономический период. В целом, выборы отражают постепенное расширение участия местных жителей в политической жизни.

Также они усиливают защиту от влияния ОАЭ и КСА, пытавшихся в свое время сыграть на внутреннем недовольстве. Не случайно, эмир, выступая на первом заседании Совета, заявил, что они будут работать над «укреплением катарского гражданства» и не позволят «подорвать национальное единство с помощью трайбализма и фанатизма».

Во внешней политике отношения Катара с США, как сказал госсекретарь Э. Блинкен, «никогда не были глубже, чем сейчас». Пентагон согласился продать Дохе свои дроны на сумму $500 млн, несмотря на возражения и опасения в коридорах госдепартамента из-за возможной гневной реакции со стороны КСА и ОАЭ. Еще в 2020 г. катарцы просили продать беспилотники MQ-9 Reaper, но получили положительный ответ лишь сейчас, что связывается с помощью в эвакуации американских граждан из Афганистана.

Глава МИД Великобритании Э. Трасс назвала отношения своей страны с Катаром «стратегическими» и заявила, что Доха является «одним из стратегических союзников». Вообще, Лондон весьма активно налаживает контакты с аравийскими монархиями, намереваясь заключить с ними торговые соглашения.

Кувейт

В Кувейте произошло долгожданное событие – эмир Наваф Аль Сабах издал указ о помиловании представителей оппозиции. Амнистия коснулась проживающих в Турции политиков и диссидентов, причастных к делу о штурме Национального собрания в 2011 г. Амнистия расценивается как кульминация большой борьбы, которую вели депутаты Нацсобрания все последние годы. Примечательно, что многие из причастных к инциденту извинились и получили особую амнистию, однако некоторые отказались принести извинения даже через 10 лет.

После подписания указа правительство подало в отставку, при этом формирование нового кабмина поручено старому премьеру. Пока не ясно, закончится ли на этом политический кризис. Тем более, что 84-летний эмир находится в бессознательном состоянии, в связи с чем его полномочия переданы 81-летнему наследному принцу Мишалю Аль Сабаху, что вызвало новое недовольство среди депутатов.

Все это не идет на пользу стране, ведь конфронтация между правительством и парламентом парализовала законодательную работу и помешала многим законопроектам, включая закон о госдолге, который позволяет выйти на глобальные рынки облигаций, что является приоритетом для правительства.

МВФ высоко оценил усилия Кувейта по улучшению своего финансового положения и подчеркнул, что предпринимаемые властями усилия должны дать надежду на улучшение финансового положения в стране. В заявлении фонда говорится, что «богатый нефтью Кувейт должен работать над комплексными реформами, охватывая такие сферы как социальные льготы, рынок труда и деловой климат».

Тем временем, официальные отчеты Министерства образования Кувейта показали полный коллапс начального образования из-за перевода школ на дистанционку. Согласно отчетам, 30% учащихся первых трех классов не умеют даже писать свои имена. А уровень знаний остальных учащихся на начальном этапе является весьма низким, что указывает на неадекватность дистанционного обучения для этого этапа.

Еще одной интересной новостью стало объявление Fitch Ratings о том, что Кувейт стал самой жаркой страной в мире в период с 2011 по 2020 гг. Кроме того, страна занимает 6-е место в мире по риску воздействия экстремальных температур и засухи. Согласно агентству, Кувейт входит в число стран, наиболее уязвимых к повышению температуры в период с 2040 по 2059 гг. В целом, весь Ближний Восток может превратиться в непригодный для жизни регион…

Бахрейн

Манама объявила о создании американской торговой зоны с целью сделать королевство «региональным центром торговли, производства, логистики и распределения продукции среди американских компаний в Бахрейне и на рынках стран Персидского залива, а также за рубежом».

Несмотря на это, Вашингтон готовится принять закон о происходящих в стране нарушениях. В документе содержится жесткий призыв к госдепартаменту оказать давление на бахрейнские власти, чтобы они освободили политзаключенных. Также там выражена обеспокоенность тем, что продолжающиеся нарушения могут вызвать нестабильность в стране, где находится Пятый флот ВМС США и тысячи американских военных и гражданских.

В таком же ключе выступил и парламент Франции, призвавший МИД принять меры против ухудшающейся ситуации с правами человека. «Официальная машина репрессий в Бахрейне, – говорится в заявлении, – нацелена на политических активистов и правозащитников до такой степени, что любой гражданин может быть подвергнут произвольному аресту и несправедливому суду просто за критику правительства».

Со стороны Израиля таких призывов нет, и едва ли они появятся: Тель-Авив смотрит на королевство как на важное звено в своем противостоянии с Тегераном. Манама также рассматривает отношения с израильтянами как «часть стратегии безопасности против Ирана», о чем рассказал экс-посол Израиля в Бахрейне И. Тагнер. Одним из проявлений этой стратегии стали морские учения, проведенные силами 4-х государств: США, Израиля, ОАЭ и Бахрейна.

Помимо израильтян свою игру с Манамой начинает вести и Анкара: стороны подписали договор о реализации инициатив и проектов в области возобновляемых источников энергии. Эксперты отмечают, что данное соглашение является результатом попыток Турции и Бахрейна сблизить позиции и нормализовать отношения.

В экономическом плане проблемы у королевства не исчезли: в стране началась реализация нового плана восстановления экономики, направленного на ежегодное трудоустройство 20 тыс. бахрейнцев и обучение 10 тыс. граждан страны. План включает упрощение торговых процедур и повышение их эффективности для привлечения прямых инвестиций на сумму более $2,5 млрд.

При этом правительство официально объявило, что с начала 2022 г. налог на добавленную стоимость повышается с 5 до 10%. Власти пояснили, что повышение налога является частью нового плана экономического роста и бюджетного баланса, но, по сути, это показатель усиливающегося кризиса.

Оман

США продолжают оказывать давление на страны Залива с целью «нормализации отношений с Израилем», и Оман, возможно, будет вынужден поддаться  Вашингтону. Согласно ряду СМИ, между Маскатом и Тель-Авивом соглашение уже заключено, но пока держится в тайне.

Армия Великобритании готовится перебросить свои вооруженные силы и технику из Канады на свою новую базу в Омане. Как пишет The Telegraph, британцы планируют «модернизацию и развитие полигона в султанате, рядом с потенциальными противниками». О каких противниках идет речь, остается лишь догадываться, но, по всей видимости, подразумевается Иран. (Последний, кстати, предотвратил в Оманском заливе захват своего танкера американскими ВМС, и это уже не первый подобного рода инцидент).

Султан Омана совершил визит в Катар для обсуждения двусторонних отношений. Стороны подтвердили стратегическое партнерство и желание укреплять дальнейшее сотрудничество в различных областях, в числе которых координация действий на региональном уровне по проблемным вопросам.

Али Алиев, политический обозреватель портала

Muslim Politic

* — организации, запрещенные в РФ

Tags: , ,

Comments are closed.