Организаторы хаоса в Казахстане: что осталось за кадром в «деле Аблязова»

Опубликовано: 20.01.2022

Одним из организаторов «черного января» в Казахстане стал известный банкир М. Аблязов, о чем он сам рассказал в интервью информагентству РИА-Новости. Этот казахский олигарх, которого нередко сравнивают с М. Ходорковским, стал известен после своего побега в Великобританию, где против него было начато судебное преследование, после чего он был вынужден переехать во Францию.

Авторитетное британское издание Financial Times провело собственное расследование вокруг фигуры Аблязова и выяснило весьма неожиданные и в какой-то степени сенсационные подробности этого дела…

…Худощавый мужчина лет 45-ти с залысинами, тонким ртом и суровым взглядом, миллиардер-шахматист М. Аблязов бежал в Великобританию в начале 2009-го, когда правительство Казахстана готовилось национализировать его банк. Из этого заведения пропало столько денег, что его бывшего владельца назовут впоследствии «степным Берни Мэдоффом»…

Аблязов родился в 1963 г. в казахской деревне недалеко от границы с Россией в семье со скромным достатком. К 1998 г. он стал одним из самых богатых казахстанцев с состоянием около $300 млн. Вскоре олигарх решил пойти в политику – в 1998 г. он стал министром энергетики, индустрии и торговли. Однако уже в следующем году ему пришлось уйти в отставку. По словам Аблязова, Н. Назарбаев хотел, чтобы половина акций БТА Банка была передана его доверенным лицам, но соглашение достигнуто не было. Еще больше отношения ухудшились в 2001 г., когда Аблязов и еще около 20 человек объявили о создании «Демократического выбора Казахстана» (ДВК). Заявленной целью новой партии были указаны постепенные реформы, но Назарбаев видел в партии недопустимую угрозу.

В 2002 г. Аблязова арестовали, но уже в 2003-м освободили – после того, как он пообещал воздержаться от политики. Несмотря на это, вскоре банкир начал тайно финансировать оппозиционные группы. При этом он сохранил свою долю в БТА Банке, которым от его имени владел доверенный партнер. Когда разразился финансовый кризис, казахстанские власти заявили, что БТА близок к краху. В январе 2009-го стало ясно, что правительство готовится национализировать банк, тогда Аблязов и решил сбежать в Лондон.

Власти Казахстана говорят, что, когда они начали проверку деятельности банка, то обнаружили исчезновение огромных сумм. Судя по ставшим известным впоследствии данным, цифра составила $4,2 млрд. Большую часть денег нужно было выплачивать западным банкам, огромные суммы утекли в оффшорные компании, чьи владельцы были неизвестны.

***

Находясь в британской столице, Аблязову устроили встречу с главой международного частного разведывательного агентства. Этим человеком был Рон Вахид, американец бангладешского происхождения, основатель Arcanum Global. Люди, имевшие с ним дело, говорили, что при общении он делает намеки на то, что до создания Arcanum он работал с американскими спецслужбами, а в Совет директоров Arcanum входили супер-шпионы наподобие покойного Меира Дагана, бывшего главы «Моссада».

Глава Arcanum – дородный мужчина, путешествующий на частном самолете и общающийся с аристократами. Он принадлежит к быстро развивающейся отрасли, которая простирается от подрядчиков ЦРУ до мастеров пропаганды, от оффшорных бухгалтеров, отмывающих нажитое нечестным путем богатство, до сыщиков, пытающихся следить за деньгами.

За солидные гонорары команды из этой в значительной степени нерегулируемой отрасли приступают к поиску, распространению, а иногда и манипулированию информацией в интересах клиента, а также работают против врагов клиента. «Валютой» этой индустрии являются …секреты. Ведь услуги варьируются от отслеживания активов мошенников до более темных искусств, которые включают взлом, проникновение, использование женщин для сбора информации с помощью компромата, шантаж, а, порой, и похищение людей.

По словам Вахида, Arcanum пользуется информацией от частных служб, а также правоохранительных органов и американских шпионских агентств и их союзников. Некоторые из сотрудников пользуются допуском к секретной информации от правительства США.

Глава Arcanum уже кое-что знал о причудливой борьбе за власть в Казахстане, этой богатой ресурсами центральноазиатской территории, являющейся стратегической точкой опоры между Россией и Китаем. И действительно, среди предыдущих клиентов компании был один из зятьев Назарбаева. Соратник Аблязова, присутствовавший на некоторых встречах, вспоминает, что Вахид «говорил, что он знает всех в казахстанской элите».

По словам Аблязова, он попросил Вахида доказать свою ценность, достав ценные разведданные против Назарбаева. Но глава Arcanum предложил только те документы, которые беглый банкир уже получил от других, и в итоге он заподозрил, что на самом деле Вахид ведет двойную игру и работает на …режим Назарбаева.

***

«Дело Аблязова» отражает «турнир теней», устроенный в XXI в. шпионами, солдатами и авантюристами из имперской России и Великобритании в попытке контролировать Среднюю Азию. Однако сегодня политические баталии бывшего Советского Союза ведутся не в выжженных долинах к востоку от Каспия, а в западных судах, парламентах и средствах массовой информации. Представители авторитарных режимов неустанно заискивают в Вестминстере и на Капитолийском холме: олигархи постоянно фигурируют в списках Высокого суда Лондона.

В 2009 г. лондонский суд начал судебное разбирательство в отношении бывшего банкира. Всего против него в Великобритании было подано 7 исков на общую сумму $3,7 млрд. Первый суд, который проиграл Аблязов, проходил под руководством брата Тони Блэра, Уильяма. В 2010-м судья также вынес решение против олигарха, заявив при этом буквально следующее: «Сложно представить себе участника судебного разбирательства, который действовал бы с большим цинизмом и коварством в отношении судебных решений, чем г-н Аблязов». В том же году частные детективы, следуя за шурином Аблязова, обнаружили на севере Лондона хранилище, где содержались документы, раскрывшие тысячи оффшорных счетов.

В 2011 г. генпрокуратура Казахстана направила в Соединенное Королевство запрос об экстрадиции банкира, но тот получил политическое убежище. В следующем году лондонский суд приговорил Аблязова к 22 месяцам заключения за неуважение к судебным решениям и выдал ордер на его арест, после чего обвиняемый исчез из поля зрения. Через год его выследили во Франции, где он и был задержан. Французские власти уже готовы были его экстрадировать, но Высший административный суд Пятой республики отменил постановление об экстрадиции, после чего беглый банкир был выпущен из тюрьмы.

В итоге, руководящий орган Интерпола отменил «красные уведомления» против обвиняемого, выданные по распоряжению казахстанских, российских и украинских властей. И, несмотря на тот факт, что в 2019 г. Высокий суд Лондона вновь выдал ордер на арест Аблязова, в 2020 г. он получил во Франции статус «политического беженца»…

Юристы в почтенных судах на Chancery Lane в частном порядке высказывали разочарование в применяемой тактике действий. При этом адвокаты каждой из сторон обвиняли своих противников во взломе электронных писем (некоторые из них номинально защищены законом о привилегиях), предлагавшихся в качестве доказательств. Десяткам следователей, адвокатов, экспертов и влиятельных казахов был задан вопрос: «Кем они считают Аблязова: головорезом или диссидентом?». Большинство ответили: «И тем, и другим: он – продукт места и времени».

***

Если Аблязов действительно является дерзким мошенником, как утверждают его многочисленные враги и несколько уважаемых британских судей, то всё, чего добились финансируемые Казахстаном лоббисты, – это лишь подкрепить повествование о преследовании, которое позволило олигарху избежать привлечения к ответственности. Настоящим же проигравшим, отмечает один из казахских бизнесменов, стал казахстанский бюджет, который влил десятки, а то и сотни миллионов долларов на счета западных фирм.

Для страны с населением 18 млн человек и экономикой, вдвое меньшей, чем у Ирландии, Казахстан внес непропорционально большой вклад в индустрию частной разведки. Олигархи вкладывали свои состояния в западные активы и размещали свои компании на западных фондовых биржах, и их аппетиты и соперничество приносили прибыль разведывательным фирмам. Как рассказал один из частных сыщиков, работавший над несколькими досье: «В какой-то момент по Казахстану работали буквально все, кого я знал в Лондоне».

«Дело Аблязова» стало настоящей кормушкой для корпоративной разведки. Некоторые фирмы заработали миллионы, в т.ч. и Arcanum. Сторонники Аблязова говорят, что Arcanum – это «винтик в машине репрессий, которую собрал режим Назарбаева, чтобы распространить свою власть за пределы Казахстана».

«Абсурд, – возражает Вахид. – Утверждение, что наша работа поддерживает “репрессии”, будет означать, что правительства и законы Великобритании, Франции, Швейцарии и США тоже замешаны в казахстанской “репрессивной машине”. Наша работа носит чисто стратегический, а не оперативный характер. Мы не копаемся в чужом мусоре. Это могут сделать и другие фирмы».

В частном порядке многие следователи по «делу Аблязова» придерживались линии Вахида, говоря, что их работа безупречна, тогда как другие, возможно, зашли слишком далеко. Точно так же западные консультанты и казахстанские официальные лица обвиняли друг друга в использовании «диковинной тактики». По мере того, как охота на Аблязова распространялась по всей Европе, она оставляла за собой след сомнительных методов, вызывая скандалы или расследования, как минимум, в 6 западных странах. Предполагаемые правонарушения варьируются от неправомерного вмешательства в судебный процесс до незаконного шпионажа и даже похищения людей.

***

Расследование Financial Times, основанное на десятках интервью и тысячах страниц судебных документов, просочившихся электронных письмах и конфиденциальных контрактах, раскрывает сагу, в которой даже Arcanum – всего лишь одна из фигур на шахматной доске, охватывающей четыре континента. При этом расследование показало, как наемники информационного века формируют судьбы наций…

Muslim Politic по материалам FT

Tags: ,

Comments are closed.