Обзор Аравии: нефть и юани в КСА; споры за газ между Ираном и Кувейтом; «аполитичная» энергетика в Катаре; и мн. др. за февраль-март 2022

Опубликовано: 01.04.2022

Саудовская Аравия

На фоне последних событий роль КСА заметно возросла, ведь именно от Эр-Рияда зависит соглашение ОПЕК+ и именно эта страна может нанести еще один мощный удар по нефтедоллару. В связи с этим западные СМИ задаются вопросом, пересмотрит ли Дж. Байден свое решение не контактировать с кронпринцем Бен Салманом? Эксперты отмечают, что чем больше Байден «персонализирует» конфликт с Саудовской Аравией, тем больше вынуждает королевство искать стратегические альтернативы.

К тому же, как отмечает агентство Bloomberg, саудовцам крайне выгоден рост котировок на нефть, о чем, по-видимому, и договаривался Бен Салман с В. Путиным. Если цены будут выше $80 за баррель, и добыча в королевстве останется на текущем уровне (более 10 млн баррелей в сутки), общие доходы КСА от нефти превысят в этом году $300 млрд.

Помимо этого, нет никаких сомнений в том, что у кронпринца есть желание получить и политические «плоды», «наказав» лично Байдена (ведь тот не хочет с ним даже разговаривать) и нанеся удар по «демократам» в целом накануне промежуточных выборов в США. Бен Салман, который без колебаний удовлетворил просьбу экс-президента Д. Трампа об увеличении добычи нефти перед промежуточными выборами в 2018 г., едва ли подчинится просьбе Байдена. По крайней мере, он не сделает это без своих условий: признания кронпринца в качестве будущего короля и закрытия дела Джамаля аль-Хашакджи.

Впрочем, по мнению директора Института Куинси (Вашингтон), у Белого дома есть «план Б», заключающийся в снятии санкций с Ирана. Если Тегеран вернется на нефтяные рынки, это ограничит возможности Эр-Рияда нанести ущерб США с помощью «нефтяного оружия». И даже запуск масштабных «водородных проектов» ситуацию никак не спасет.

Однако и у саудовцев есть свой запасной план – продажа нефти Китаю за юани, что нанесет колоссальный удар по позициям доллара. При реализации этого плана Пекин сможет наращивать глобальное влияние своей валюты, и это приведет к тому, что экономические возможности США и санкции станут гораздо менее эффективными.

Общее переплетение взаимных интересов двух бывших союзников настолько тесное, что удары друг по другу могут быть сделаны в самых разных областях. Например, американцы «играют» поставками оружия в королевство, стремясь использовать их в качестве рычага. В ответ Эр-Рияд пытается заручиться поддержкой других крупных поставщиков (Турция, РФ, КНР), а также начинает создавать собственные производства. Так, компания Saudi Military Industries работает над созданием беспилотников “Aerial Solutions”.

Саудовцы могли бы начать взаимодействие и с иранцами, но своими же руками губят едва начавшийся диалог. Именно так эксперты оценили решение Эр-Рияда казнить сразу 81 человека, среди которых были и сторонники Тегерана и йеменских «хуситов». Последние, естественно, восприняли это как личный вызов и активизировали атаки по военно-экономическим объектам королевства.

Йемен

Всемирная продовольственная программа ООН заявила, что из-за роста цен йеменцы все больше погружаются в крайнюю нищету. При этом ООН предупреждает, что из-за отсутствия необходимых средств крупнейшая в мире гуманитарная операция будет свернута, включая продовольственную и медицинскую помощь. По словам чиновников, «обнищавшая страна находится под угрозой быть забытой на фоне украинского кризиса, и отчаяние, нищета и разрушения достигли в Йемене такого уровня, когда большинство населения больше не в состоянии себя обеспечивать».

В ООН отмечают, что 90% продовольственных нужд страны покрывается за счет импорта. При этом треть поставляемой пшеницы обеспечивают Россия и Украина, следовательно, йеменцам придется столкнуться с серьезным дефицитом. В этой связи генсек ООН А. Гутерриш призвал доноров сделать «щедрые пожертвования на план гуманитарного реагирования, включающего в себя скоординированные программы, направленные на оказание помощи 17,3 миллионам человек». Южные сепаратисты же тем временем тратят тысячи долларов ежемесячно на продвижение своих интересов в США.

Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) объявил, что только по официальным данным за 7 лет войны погибли или пострадали 10.200 йеменских детей, причем, согласно представителям ЮНИСЕФ, «в реальности цифры намного больше». На этом фоне спецпосланник ООН по Йемену Х. Грундберг сообщил, что готовится новый план урегулирования конфликта.

Являются ли его частью начавшиеся в Эр-Рияде межйеменские консультации? Если да, то план явно терпит неудачу, ведь «хуситы» сразу сказали, что не поедут в КСА. Повстанцы готовы к переговорам, но при одном условии, которое было проигнорировано.

Соответственно, военные действия были продолжены и в их рамках «хуситы» нанесли ряд чувствительных ударов по стратегическим объектам саудовцев. В свою очередь, «аравийская коалиция» объявила о начале нового этапа своей операции в Йемене. Накануне Рамадана обе стороны объявили о приостановке боев и обмене пленными (2223 человека с обеих сторон, включая саудовцев и суданцев, а также брата президента Йемена и бывшего министра обороны страны).

Тем временем глава МИД Ирана заявил, что Эр-Рияд попросил Тегеран помочь с прекращением войны в Йемене, «используя свое влияние в этой стране». Следует отметить, что после недавних неудач в районе Мариба повстанцы смогли восстановить контроль над большей частью утраченных земель. Более того, успехи в стратегически важном г. Харад стали новым ударом по боевому и моральному духу «лоялистов» и «аравийской коалиции».

Еще одним ударом стало решение Вашингтона не включать «хуситов» в «террористический список», несмотря на усилия ОАЭ и КСА, и эксперты назвали это «политической победой» Саны.

ОАЭ

Страну впервые с 2013 г. посетил Р. Эрдоган. Кронпринц Бен Заед приветствовал турецкого лидера и заявил, что визит поможет укрепить сотрудничество и построить новый этап партнерских отношений. В ходе этого «исторического визита» было подписано 13 соглашений. После этого в Дубае на заседании Делового совета ОАЭ и Турции стороны обсудили сотрудничество в ряде инфраструктурных проектов на сумму $130 млрд.

В последнее время Эмираты подписали несколько соглашений о стратегическом экономическом партнерстве: с Суданом, Индией, Индонезией, в ближайшей перспективе – и с Австралией. Также ОАЭ готовятся заключить подобное соглашение с Израилем.

Глава Эмиратского совета по инвестициям объявил, что общий объем их инвестиций в мире составляет $1,6 трлн, распределенных по более чем 60 странам. Эмираты лидируют в инвестициях в Зап. Азию, Бл. Восток и Сев. Африку, причем наибольшую долю составляют вложения госфондов, большинство которых сосредоточены в здравоохранении, продовольствии, логистике, транспорте, портах и инфраструктуре.

Еще один важный визит в ОАЭ совершил президент Сирии Б. Асад. Постпред ОАЭ в ООН на этом фоне призвала Совбез сотрудничать с ЛАГ, заявив, что «стабильность САР является одним из столпов арабской безопасности». Эксперты отмечают, что Абу-Даби стремится стать «игроком, принимающим решения на Бл. Востоке и за его пределами».

По сообщениям западных СМИ, данный визит «ошеломил» Вашингтон, выразивший «глубокое разочарование и обеспокоенность». Как пишет The Economist, визит Асада свидетельствует о снижении влияния Америки на своих союзников. Вообще, отношения между США и ОАЭ проходят непростой этап: последней каплей стала слабая реакция Белого дома на ракетные удары «хуситов».

Для обсуждения отношений между сторонами госсекретарь Э. Блинкен провел встречу с Бен Заедом, но не в самих Эмиратах, а в Марокко, куда он отправился в рамках турне для «сплочения рядов». Стороны обсудили двусторонние отношения, при этом главными темами стали Украина и Йемен. Вашингтон добивается поддержки своей позиции по украинскому кризису, а Абу-Даби – в йеменском вопросе, прежде всего, в защите от ударов «хуситов». Кроме того, Блинкен стремится преодолеть сопротивление стран Залива в вопросе увеличения добычи нефти. Как сообщает Axios, встреча «была позитивной и помогла вернуть отношения в правильное русло».

Примечательно, что накануне встречи министр энергетики ОАЭ отметил, что США являются «важным торговым партнером, но они должны быть реалистами и не навязывать свои условия». Эмиратские власти также заявили, что «энергетическим рынкам нужна российская нефть, и никто не может ее заменить». Объяснили в Абу-Даби и причину нормализации отношений с Ираном.

Катар

Катарские инвестиции открывают дверь в Египет, что еще 5 лет назад выглядело бы сенсацией. Однако времена изменились – Доха, как и Анкара, перестала поддерживать «ихвановские» революции (исключение – Сирия), и на передний план вышли экономические интересы.

Также прошли переговоры и с Алжиром, по итогам которых был подписан ряд соглашений об укреплении сотрудничества в сферах энергетики, образования, жилищного строительства и юстиции. Алжирцы пытаются добиться от арабских стран поддержки в вопросе возвращения Сирии в ЛАГ. Однако поддерживающая сирийскую оппозицию Доха пока выступает против.

Форум стран-экспортеров газа опубликовал отчет, согласно которому Катар может стать «многообещающей мировой силой на рынке СПГ, особенно с учетом ежегодного увеличения производственных мощностей». Тем более, что в связи с украинским кризисом глобальная потребность в катарском газе лишь возрастает. На этом фоне в Катаре открыли новое газовое месторождение «Барзан» с добычей 1,4 млрд кубометров в день.

Wall Street Journal пишет, что ЕС упорно борется за то, чтобы Катар стал альтернативой российскому газу. Как отмечает WSJ, эта «крошечная монархия, похоже, является одной из самых больших надежд Европы на то, чтобы отказаться от российского природного газа». Газета цитирует катарских и европейских официальных лиц о том, что ФРГ, Франция, Бельгия и Италия ведут переговоры с Катаром о покупке СПГ в долгосрочной перспективе. Эксперты отмечают, что катарцы занимают «уникальное положение в качестве надежного поставщика для целого ряда игроков: от Белого дома до Ирана и ЕС».

Однако, по оценкам самой Дохи, в краткосрочной перспективе в Европу можно перенаправить лишь от 10% до 15% СПГ, и эти поставки будут стоить дороже, чем российский газ. В настоящее время около 80% катарского газа идет в страны Востока и только 20% – на Запад. При этом власти подчеркивают, что хотя они и «солидарны с ЕС и продолжат поставлять ему газ», они не поддерживают санкции против российского нефтегаза, т.к. «энергия должна быть вне политики». Кроме того, в Дохе полагают, что остановить поставки российского газа в Европу «практически невозможно, и Катар не встанет на одну из сторон против другой».

И это не случайно, ведь у катарцев есть связи и с РФ, включающие миллиардные инвестиции: Катарское инвестиционное управление и Суверенный фонд благосостояния владеют крупными пакетами акций таких компаний как «Роснефть» и ВТБ.

Тем временем, Катар и Франция провели первый стратегический диалог, направленный на укрепление сотрудничества, а главы МИД двух стран согласились с важностью модернизации и развития отношений до уровня, служащего интересам двух народов.

Financial Times цитирует слова американского чиновника об оказании Дохой «огромной помощи в возобновлении переговоров по ядерной программе Ирана». Роль Катара стала более заметной после того, как катарский эмир посетил Белый дом, после чего эта страна была объявлена «ключевым союзником США вне НАТО». Также Катар стремится стать «привилегированным партнером Вашингтона на Бл. Востоке вместо КСА и ОАЭ».

Кувейт

В Кувейте произошли изменения в правительстве, которые коснулись ряда ключевых постов. Так, Ахмед Аль Сабах был назначен первым зампремьера и новым главой МВД, а Талал Аль Сабах стал новым министром обороны и вице-премьером. Бывшие министр обороны и глава МВД подали в отставку в знак протеста против многочисленных вызовов в парламент.

Нынешний кабмин был сформирован в декабре 2021-го в попытке разрешить затянувшийся политический кризис, мешающий проведению финансовых реформ. Одна из них – поднятие пенсионного возраста на 3 года – уже заявлена. При этом сохраняются опасения, что перемирие между исполнительной и законодательной властями может оказаться недолгим.

Важнейшим событием для страны стало озвучивание Тегераном претензии на газовое месторождение «Ад-Дурра». Как отметил иранский МИД: «Месторождение Арш/Дурра является совместным месторождением Ирана, Кувейта и Саудовской Аравии, и его части находятся в неустановленных водах между Ираном и Кувейтом». Данное заявление было сделано после того, как Эль-Кувейт и Эр-Рияд подписали соглашение по разработке месторождения.

Примечательно, что глава кувейтского МИД назвал этот вопрос «трехсторонним между Кувейтом, КСА и ИРИ». Но в целом власти отвергли претензии иранцев, заявив, что работы по разработке «будут вестись в южной части месторождения, вдали от районов, на участие в которых претендует Тегеран».

Бахрейн

Манама подписала соглашение с Тель-Авивом о сотрудничестве в области безопасности, что стало первым подобным договором между Израилем и государством Персидского залива. Соглашение было подписано во время визита в королевство израильского министра обороны Б. Ганца. После этого страну посетил и премьер Израиля Н. Беннет, поведавший о возможности создания «ближневосточного НАТО» для «противостояния иранской угрозе».

Также Манама заключила сделку с израильтянами о покупке радиолокационных систем противодействия дронам. Соглашение предусматривает закупку береговых радаров BATS’ GR12 с целью защиты побережья Бахрейна, которая находится примерно в 200 км от иранского побережья. Более того, речь уже заходит о развертывании в королевстве израильских ВМС.

Отношения между Тель-Авивом и Манамой стали настолько тесными, что в королевстве официально и публично начал работать «Моссад», о чем торжественно заявил замглавы МИД Бахрейна. В свою очередь, израильский посол Э. Наех рассказал, что скоро они назначат военного атташе в штаб-квартире базирующегося в Бахрейне Пятого флота ВМС США. Как пишет Middle East Eye, состоявшийся в конце марта саммит в Негеве привел к тому, что «арабские автократы, по сути, передают региональное руководство Израилю».

С американцами бахрейнские власти тоже подписали ряд соглашений о сотрудничестве в таких секторах, как промышленность, логистика и космическая наука. Это произошло во время визита наследного принца Салмана Аль Халифа в Вашингтон. Пентагон же объявил о готовности продать Бахрейну модернизированные системы залпового огня.

Оман

Оман и США договорились укреплять партнерство в области обороны и безопасности посредством совместных учений и работать над расширением регионального сотрудничества для противодействия различным угрозам. В Омане находится 5 американских баз, подчиняющихся непосредственно Центральному командованию США, и огромные склады оружия, снаряжения и боеприпасов.

Британский премьер Б. Джонсон и султан Хайсам бен Тарек в ходе телефонного разговора обсудили ситуацию с обеспечением энергетической безопасности в мире на фоне украинских событий. Также Джонсон поблагодарил султана за помощь в освобождении из иранской тюрьмы двух британских подданных. Посредническая роль оманцев проявляется и в йеменском вопросе: глава МИД Омана предупредил, что повторное включение «хуситов» в «черный список» подорвет усилия по урегулированию кризиса.

Из других событий можно выделить объявление властями планов по созданию 40 новых промышленных городов в районах Хасаб, Ибри, Тумрайт, Шинас и Аль-Мудхайби. Они призваны играть «ключевую роль в содействии всестороннему и устойчивому экономическому и социальному развитию». Общий объем инвестиций в промышленные города султаната приближается к $18,8 млрд.

Али Алиев, политический обозреватель портала

Muslim Politic

Tags: , ,

Comments are closed.