Украинский кризис в геополитическом измерении (часть II)

Опубликовано: 30.04.2022

Окончание, начало в первой части

После Второй мировой войны США стали все больше наращивать свое влияние, и в 1948 г. Вашингтон принял т.н. план Маршалла. Официально он считался «Программой восстановления Европы», но даже западные историки признают, что посредством него Pax Americana сумела установить экономический контроль над Зап. Европой. Как отмечал известный американский теоретик Н. Хомский: «План Маршалла заложил основу для крупных частных инвестиций в Европу, создав базу для современных транснациональных корпораций (ТНК)» (The Umbrella of U.s. Power”)…

Уже в 1950 г. реальное воплощение «плана Маршалла» проявилось в создании «Европейского объединения угля и стали». Именно эта наднациональная экономическая структура стала основой для появления Европейской комиссии, Европейского парламента и, наконец,  Европейского союза, как мы его знаем сейчас. Не забывали США и о военной составляющей: в 1949 г. их усилиями был создан военно-политический блок «Организация Североатлантического договора» (НАТО).

Британцы и французы еще пытались проявлять свои имперские амбиции, но после Суэцкого кризиса в 1956 г. и ускорившегося на его фоне процесса деколонизации эти страны практически лишились статуса держав. Американцы воспользовались Суэцким кризисом и в другом ключе: в январе 1957-го была озвучена «Доктрина Эйзенхауэра», согласно которой любая страна в случае агрессии против нее могла запросить у Соединенных Штатов военную и экономическую помощь.

Неудачная война во Вьетнаме и общая геоэкономическая нестабильность привели к тому, что американская экономика стала испытывать большие затруднения, и, прежде всего, это сказалось на положении доллара. В итоге, в 1971 г. президент Р. Никсон объявляет о временной отвязке доллара от золота.

В 1973 г. разразился нефтяной кризис, вызванный «Шестидневной войной» Израиля против арабских государств («Война Судного дня»). На первый взгляд данный кризис ударил по Западу, но тщательное исследование позволяет увидеть, что на самом деле «застрельщиком» всего произошедшего был Вашингтон. При помощи многоуровневых комбинаций Белый дом сумел убедить своих «партнеров» продавать и покупать нефть только за доллары. В 1976 г. эпоха Бреттон-Вудса окончательно ушла, а ей на смену пришла Ямайская валютная система, где полностью царил «нефтедоллар», а «золотой стандарт» канул в лету.

Все последующие годы, несмотря на двухполярную систему (США vs СССР), американцы последовательно наращивали свою мощь и усиливали влияние по всему миру, особенно на Ближнем Востоке. В 1991 г., после нескольких геополитических и геоэкономических операций (Афганская война, падение цен на нефть и др.) распался Советский Союз и весь Восточный блок. Это открыло для Вашингтона новые рынки, но главное – привело к полному доминированию США. С этого времени мир вступил в однополярную эпоху.

***

Казалось бы, единоличное доминирование Pax Americana означало полный триумф американского проекта. Однако устройство экономики США сопутствовало постоянному надуванию разного рода «пузырей». Одним из них стал «пузырь доткомов (Интернет-бизнес), лопнувший весной 2000 г., что привело к началу рецессии. Замедлить экономическое падение помогли события 11 сентября 2001 г., поскольку был введен прямой контроль за торговлей ценными бумагами.

11 сентября считаются началом новой страницы в мировой истории – именно с этого дня всю полноту власти в США получили «неоконсерваторы». Эта группа отличается «военной идеологией», и начало 2000-х прошло под их диктовку. Но даже установление контроля над Афганистаном и Ираком, как, впрочем, и расширение НАТО, не смогли предотвратить экономические проблемы: начавшийся в 2007 г. ипотечный кризис перерос в 2008 г. в общемировой. Это, а также планы новых войн (в частности, против Ирана) привели к утрате «неоконами» власти, и на смену им пришли совершенно иные силы.

***

В 2008 г. президентские выборы в США впервые выигрывает представитель афроамериканской общины. Становится ясно, что мир вступает в новую эру. Уже на первом году своего президентства Б. Обама объявляет о намерении вывести войска из Ирака, а через несколько лет – из Афганистана. Также он начинает пересмотр отношений с такими ключевыми союзниками как Израиль, Саудовская Аравия, Египет. Более того, при явном одобрении Белого дома в мире прокатывается «Арабская весна». В целом, президентство Обамы (2009-2017) можно охарактеризовать следующим термином – «перезагрузка»[1].

Есть все основания полагать, что в данный период Соединенными Штатами управляли не сторонники Pax Americana, а, напротив, противники этого проекта. Дело в том, что победа «американцев» не привела к полному уничтожению их конкурентов. Так, время от времени давала о себе знать «Старая Европа», а в России (на месте «российско-красного» проекта) возник новый центр силы. Постепенно выходили из тени и британцы, которые к тому же имели свое представительство и внутри США. Наконец, на Востоке зародилась новая сила в лице Китая.

По мнению ряда экспертов, «китайский дракон» превратился в серьезного геополитического игрока не без помощи Великобритании. Дело в том, что в 1970-80-х гг. Лондон способствовал запуску экономических реформ в КНР и открытию «Особых экономических зон» (ОЭЗ). Не случайно одной из первых крупных компаний, вернувшихся на китайский рынок, стала базировавшаяся в Гонконге британская “Jardine”, которая, согласно The Guardian, еще с сер. XIX в. выступала «агентом клана Ротшильдов в Китае». Политика «открытых дверей» привела к переносу части мировых производственных мощностей в КНР, причем одним из главных пострадавших от этого стали США. Таким образом, британцы, с одной стороны, начали ослаблять Pax Americana, с другой стороны, получили возможность для «тихой гавани», ожидая своего часа…

***

Президентство Обамы изменило многие правила игры, но еще больше их изменило президентство Д. Трампа (2017-2021). Парадоксально, но факт – несмотря на свою принадлежность к «республиканцам» и, казалось бы, полную противоположность курсу Обамы (по крайней мере, во внутренней политике), Трамп продолжил озвученный до него курс на сворачивание мировой роли США.

Так, согласно New York Times, американский президент несколько раз предлагал выйти из НАТО (!). А в конце 2018-го, находясь на военной базе в Ираке, Трамп прямо заявил, что США больше не хотят быть «мировым жандармом». В феврале 2020-го Вашингтон подписал «Дохийское соглашение» с «Талибаном»* и обязался полностью вывести войска из Афганистана. В марте того же года начался процесс передачи баз в Ираке местным властям[2].

Пришедший после Трампа его антагонист Дж. Байден (2021 — наст. вр.), как ни странно, также продолжил процесс сворачивания военных сил США: в августе 2021-го американские солдаты покинули Афганистан, а в декабре того же года завершилась боевая миссия Соединенных Штатов в Ираке.

Как Обаме, так и Трампу и Байдену в военных вопросах активно сопротивлялись 2 силы: «силовики» (Пентагон) и «глобалисты» (НАТО). И это дает основание полагать, что и противники, и сторонники Pax Americana находятся как внутри Америки, так и вне ее пределов. То есть, борьба наднациональных сил – это не просто борьба государств, ведь в случае прихода к власти в какой-либо из стран приверженцев Pax Americana, эта страна будет пытаться следовать курсу именно этого проекта, даже если это, к примеру, ФРГ. Но если власть перехватят другие силы, они начнут двигаться другим курсом.

На сегодняшний день сторонники американского проекта все еще сильны не только в США, но и в Европе, причем европейские протеже Pax Americana управляют такой важной структурой как Евросоюз. Однако процесс утраты власти явно нарастает. Более того, по всей вероятности, против доминирования США объединились все остальные проекты, прежде всего, британский, старо-европейский, российский, китайский. При этом говорить о том, что они действуют единым фронтом, было бы не совсем верно. Скорее, каждый из проектов пытается подойти к точке «перезапуска» системы в максимально выгодном положении, ослабив в то же время своих конкурентов…

***

Движение против однополярного мира зрело постепенно – одним из первых крупных его шагов стало появление в 2006-09 гг. такой организации как BRIC (Бразилия+Россия+Индия+Китай). Вскоре структура пополнилась еще одним государством – ЮАР, и получила свое нынешнее название – BRICS («кирпичи»). Создание BRICS ускорило такой важнейший процесс в борьбе против Pax Americana как дедолларизация, которая впоследствии стала настоящим трендом.

В 2016 г. свой удар по евроатлантическому глобализму наносит Великобритания – в стране происходит референдум по вопросу выхода из Евросоюза. И хотя процедура запуска Brexit и его фактическое воплощение в жизнь постоянно сдвигались, в 2020 г. это историческое событие все же состоялось.

Еще в большей степени по «глобализму» ударила пандемия: этот «геополитический коронавирус» прошелся волной по многим глобальным связям и усугубил те кризисные явления, которые и так уже нарастали по всему миру. Covid-19, конечно, нанес вред и каждому из мировых игроков, но при этом, по сути, запустил процесс фрагментации мира, в т.ч. и с экономической точки зрения. А именно это является одним из главных условий для обрушения однополярной системы и ее эволюции в сторону многополярности.

***

В военном отношении важным событием стал случившийся в августе 2008 г. вооруженный конфликт в Южной Осетии с участием Грузии и России. Как впоследствии признал Европарламент, наступление начал именно Тбилиси, и связано это было, по всей видимости, с тем, что в начале 2008-го началась усиленная подготовка вступления Грузии в НАТО, а альянс не горел желанием иметь в своих рядах страну, у которой были нерешенные территориальные споры. Решительный ответ Москвы этот процесс остановил. Как отмечал тогда The Economist: «Дни, когда обсуждать военную угрозу со стороны России планам Североатлантического альянса считалось “табу”, практически миновали».

В 2014 г. в Киеве происходит военный переворот, и реакция Кремля была мгновенной – Крым присоединяется к РФ, а Донбасс получает негласную военно-экономическую поддержку. Многие задаются вопросом – почему Москва не пошла на прямое вмешательство в ситуацию уже тогда? По всей видимости, это было связано с отсутствием должной подготовки на самых разных уровнях: военной, экономической, геополитической.

Что же изменилось сейчас? Во-первых, внутри страны были зачищены потенциальные «майдановцы» в лице Навального и его приверженцев. Во-вторых, российская экономика стала более устойчивой и развернутой на Восток. В-третьих, завершилась модернизация вооружений и появился опыт их применения за рубежом. В-четвертых, пусть и частично, но были решены проблемы с соседями, где могли быть открыты другие фронты (Казахстан, Армения, Азербайджан и в некоторой степени Турция).

Но самое главное, пожалуй, это то, что сама Американская империя и ее инструменты (прежде всего, НАТО и ЕС) ослабли ровно до такой степени, когда уже с ними можно было говорить на языке ультиматумов. Они еще могут давать отпор и даже проводить контратаки (наглядный тому пример – Пакистан). Однако в целом их силы истощены, экономика в кризисе, отношения с союзниками испорчены и даже внутри «глобалистских» структур существуют серьезные разногласия (Турция).

***

Обострение украинского кризиса не только ударило по планам «глобалистов» в отношении РФ, но и вызвало дальнейшую фрагментацию мира. Разлом между условным Западом и условным Востоком прочерчивается все более отчетливо. Сломает ли это однополярную систему? Пока уверенности в этом нет, и даже переход России на расчеты в рублях, вероятнее всего, не обрушит Pax Americana окончательно.

В связи с этим можно ожидать новых ударов по Американской империи – как снаружи, так и изнутри. Будут ли это некие катаклизмы внутри США, бунт «Старой Европы», выход Турции из НАТО, противостояние между РФ и Польшей, начало войны за Тайвань или дедолларизация саудовской нефти – так или иначе, мир ожидает серьезная перезагрузка. И то, что мы наблюдаем сейчас, еще не самая ее горячая фаза…

Агентство геополитических исследований «Манара»

Приложение. Ключевые даты однополярной эпохи

1991 – распад СССР и Восточного блока; начало однополярной эпохи с полным доминированием Pax Americana

1997-1998 – азиатский финансовый кризис (технический дефолт в России)

1999 (2002) – введение евро

1999-2000 – приход к власти в РФ В. Путина

2000 – начало экономической рецессии в Соединенных Штатах

11 сентября 2001 – теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне; приход к власти в США «неоконсерваторов»

2001 – вторжение американцев в Афганистан

2003 – интервенция США в Ирак

2004 – пятая, самая крупная волна расширения НАТО

2006 – заложение основ BRICS

2007-2008 – ипотечный кризис в США, приведший к мировому экономическому кризису

2008 – Августовская война в Южной Осетии

2008 – победа на президентских выборах в США Б. Обамы; начало процесса «перезагрузки»

2010 – начало «Арабской весны» (падение режима М. Каддафи в Ливии; война в Йемене; борьба с ИГИЛ* и др.)

2012-2013 – приход к власти в КНР Си Цзиньпина

2014 – переворот в Киеве; присоединение Крыма к России; начало поддержки Донбасса

2015 – начало российской военной операции в Сирии

2015 – миграционный кризис

2016-2020 – выход Великобритании из Евросоюза (Brexit)

2016 – победа на президентских выборах в США Д. Трампа; продолжение процесса сворачивания роли Америки в мире

2019-2022 – пандемия коронавируса (Covid-19)

2020 – победа на президентских выборах в США Дж. Байдена; активизация вывода американских военных контингентов

август 2021 – полный вывод американских войск из Афганистана

декабрь 2021 – завершение боевой миссии США в Ираке

январь 2022 – попытка переворота в Казахстане; первое применение силы ОДКБ

февраль 2022 – признание ДНР и ЛНР; обострение украинского кризиса; масштабное давление Запада на Россию; переход Москвы на расчеты в рублях

Muslim Politic

[1] По всей видимости, цель Обамы и его администрации была в том, чтобы, запустив «перезагрузку» системы, ввергнуть мир в управляемый хаос, не допустив при этом усиления конкурентов. Частично это удалось (Ливия, Йемен, ИГИЛ*…), частично – нет (Сирия).

[2] Следует отметить, что Трампа, конечно, нельзя назвать апологетом Great Britain, в большей степени он принадлежит к социал-консерваторам и придерживается курса на изоляцию США. В связи с этим речь здесь может идти о совпадении интересов. При этом, по странному стечению обстоятельств, близкие к социал-консерватизму политики почти в одно и то же время пришли к власти сразу в нескольких регионах: США, Бразилии (Ж. Болсонару), Великобритании (Б. Джонсон).

* — запрещены в РФ

Tags: , , ,

Comments are closed.