Обзор Аравийского п-ва: кто выиграл от саммита США-КСА; превратится ли Катар в энергетическую державу; какой новый военный проект запустили в Йемене; и мн. др. за июнь-июль 2022

Опубликовано: 01.08.2022

Саудовская Аравия

Главным событием для всего региона стал визит Дж. Байдена в КСА, и, по мнению экспертов, он явился новым признанием статуса кронпринца. «Это именно то, чего хотел Бин Салман последние 1,5 года: встреча и фотография с Байденом в качестве его коллеги», – приводит France-Presse слова западного дипломата, проживающего в Эр-Рияде.

Издание Foreign Affairs написало о визите следующее: «Что делать с богатым нефтью арабским лидером, с которым вы не можете жить, но и без него тоже нельзя? Это дилемма, с которой столкнулись Байден и Бин Салман. Цены на энергоресурсы растут, подпитывая инфляцию, что угрожает нанести серьезный ущерб “демократам” на промежуточных выборах, и кажется, что ключ от этой проблемы находится в руках кронпринца, т.к. его страна является единственным производителем нефти, у которого достаточно свободных мощностей, чтобы успокоить нефтяные рынки».

В ходе визита глава Белого дома объявил о приверженности своей администрации 10 внешнеполитическим обязательствам, в первую очередь тому, что США «не покинут Ближний Восток и не оставят вакуум для Китая, России и Ирана». Также он обязался «усилить ПВО в регионе для противостояния угрозам с воздуха». Кроме того, Байден пообещал не допустить, чтобы «внешние силы ограничивали судоходство в проливах, и продолжить работу с КСА и Оманом над поиском политического решения в Йемене».

Со своей стороны, саудовский МИД заявил, что поддерживает партнерские отношения и с США, и с Китаем, отметив, что Эр-Рияд «не отдает предпочтение одной стране перед другой: КНР – крупнейший торговый партнер, огромный рынок энергии, огромный рынок в будущем и крупный инвестор в королевстве. США тоже являются ключевым партнером, особенно когда речь идет о безопасности и политическом сотрудничестве, а также в торговле и инвестициях».

Примечательно, что в ходе саммита не было дискуссий о военном сотрудничестве между странами Залива и Тель-Авивом. Хотя до визита говорилось о возможном создании «арабского НАТО» и «нормализации саудовско-израильских отношений». Отвечая на вопросы по этому поводу, глава МИД КСА сказал: «Вопрос военно-технического сотрудничества с Израилем не поднимался ни на саммите в Джидде, ни до него». Правда, накануне визита Эр-Рияд разрешил израильским гражданским самолетам пролет над своей территорией, а после саммита американские СМИ сообщили о планах создания антииранского киберальянса с участием КСА и Израиля.

Washington Post, комментируя визит, написала о его противоречиях принципам США и предвыборным обещаниям Байдена: «Бесполезно иметь дело с арабскими тиранами, хотя Байден – не первый американский президент, пытающийся это сделать. Когда вечеринка закончилась, оказалось, что Бин Салман публично не обещал добывать больше нефти».

На этом фоне саудовский посол в США принцесса Рима бинт Бандар заявила, что «время отношений с Вашингтоном при помощи модели “нефть в обмен на безопасность” давно ушло в прошлое». В свою очередь, France-Presse посчитало, что «визит Байдена вновь откроет сыну короля зарубежные двери».

Подтверждением этому стало первое после убийства журналиста Джамаля аль-Хашакджи европейское турне Бин Салмана, в ходе которого он посетил Францию и Грецию. «Родина демократии» вообще устроила фактическому правителю КСА «такой пышный прием, который еще недавно казался просто невозможным».

Из других событий можно отметить визиты кронпринца в Египет, Иорданию и Турцию. В ходе визита в АРЕ было подписано 14 соглашений на сумму $7,7 млрд, в т.ч. о строительстве крупнейшей на Ближнем Востоке ветряной электростанции. В Аммане Бин Салман обсудил с Абдаллой II пути укрепления двустороннего сотрудничества, в частности, в экономике. Относительно же визита в Турцию СМИ пишут, что восстановление саудовско-турецких отношений предвещает новую реальность на Ближнем Востоке.

Йемен

В Йемене продолжается перемирие, объявленное еще 2 апреля, которое было продлено 2 июня. Спецпосланник ООН Х. Грундберг назвал перемирие «беспрецедентным и невообразимым в начале года», признав при этом, что до окончательного прекращения конфликта еще далеко. ООН призвала стороны конфликта продлить перемирие и далее.

США также призвали к продлению перемирия примерно на полгода. Госсекретарь Э. Блинкен полагает, что это позволит обеспечить прекращение огня во всем Йемене на постоянной основе и начать инклюзивное, всеобъемлющее политическое урегулирование под эгидой ООН.

Удовлетворение ситуацией в Йемене выразил и Тегеран, о чем было объявлено в ходе телефонного разговора представителей МИД Ирана и «хуситов». Также прекращением огня в стране довольны и саудовцы: агентство Reuters сообщает, что Эр-Рияд проводит с повстанцами переговоры, чтобы обсудить вопросы приграничной безопасности и будущих отношений в рамках любого мирного соглашения. Налаживанию контактов между сторонами помогает Оман.

КСА и ОАЭ объявили о готовности реализовать в Йемене 17 экономических проектов, для чего планируется выделить более $3 млрд. Одновременно с этим Эр-Рияд начинает в стране свой новый военный проект, связанный с формированием «Бригад счастливого Йемена». Они включают в себя 7 бригад численностью 14 000 бойцов, большинство которых относятся к т.н. «салафитам» из южных провинций, которым Эр-Рияд будет платить регулярную зарплату.

Поддерживаемый ОАЭ «Южный переходный совет» (сторонники отделения юга) уже выразил в связи с этим свое несогласие. И это не случайно, ведь специалисты отмечают, что новые бригады создаются в противовес поддерживаемым Абу-Даби «салафитским» отрядам «Амалика». Сами сепаратисты тем временем начали укреплять свое влияние в южных и восточных провинциях страны.

ОАЭ

Ставший после смерти своего брата президентом Бин Заед рассказал гражданам о приоритетах развития страны, среди которых: защита суверенитета; добрососедские отношения со всеми странами региона и мира; диверсификация экономики, которая должна стать ведущей; укрепление позиций в качестве надежного поставщика энергии и сторонника глобальной энергетической безопасности.

На этом фоне Абу-Даби и Вашингтон начали обсуждение деталей нового соглашения, которое будет включать гарантии стратегической безопасности. Эксперты считают, что если Белый дом предоставит такие гарантии, Байден повторит ошибки своих предшественников, «успокоив плохого регионального актора за свой счет: легко понять, какую выгоду получат ОАЭ, но все, что получают США – это еще одно нежелательное бремя».

Хотят Эмираты гарантий безопасности и от Ирана. В частности, Абу-Даби призвал Тегеран дать гарантии странам Персидского залива в отношении мирного характера своей ядерной программы. При этом эмиратские власти заявили, что ОАЭ «не будут частью антииранской оси и не принимают идею конфронтации с ИРИ».

Важным событием для ОАЭ стал первый визит Бин Заеда во Францию, где стороны подписали соглашения о глобальном стратегическом партнерстве в области энергетического сотрудничества. Согласно Le Monde, «отношения двух стран в эпоху Макрона выходят на серьезный уровень». Кроме того, ОАЭ «превращаются в ведущего клиента французской военной промышленности».

Из других новостей следует отметить объявление эмиратских властей о планах построить в Судане: новый порт на Красном море, зону свободной торговли и 450-километровую автомагистраль.

Катар

Эмир Катара Тамим Аль Тани назван «самым влиятельным мусульманским деятелем в 2022 году». Среди его заслуг были отмечены достижения Дохи на международной арене, преодоление кризиса с соседями по Персидскому заливу, посредническая роль в ряде конфликтов (афганский, американо-иранский и др.), гуманитарная помощь нуждающимся странам (Ливану, Палестине) и успешная подготовка к ЧМ по футболу.

Важным внешнеполитическим событием для Катара стал первый за 7 лет визит эмира в Египет, целью которого была заявлена «полная нормализация отношений». Ранее Доха объявила, что инвестирует более $4,5 млрд в египетскую экономику. На фоне той поддержки, которую катарские власти оказывали «Арабской весне» все эти изменения можно считать настоящим прорывом.

Кстати, Катар и Турция, известные своей поддержкой «политического ислама», теперь постепенно дистанцируются от этого проекта в пользу укрепления отношений с т.н. «прагматическим лагерем» во главе с КСА, ОАЭ, Бахрейном и Египтом. По всей видимости, причина этого в том, что интересы, связанные с продовольственной безопасностью, энергетикой и стабильностью, стали преобладать над идеологическими предпочтениями. Хотя конкуренция в ряде регионов (в частности, в Афганистане) между лагерями все еще есть.

НАТО выразило готовность поддержать Катар в аспектах безопасности во время ЧМ по футболу. Альянс подтвердил в своем заявлении, что поддержка будет осуществляться в рамках взаимного сотрудничества. Ранее аналогичное обещание сделали Турция и США.

Наращивается влияние Катара и в геоэкономике: подписаны соглашения о развитии проекта по производству СПГ на сумму около $30 млрд. Среди подписантов – Eni, Shell, ConocoPhillips, ExxonMobil, Total Energies. Проект должен закрепить позиции Дохи как крупнейшего в мире экспортера СПГ. Financial Times пишет, что Катар находится на пороге превращения в мировую державу в мире энергетики.

По мнению экономистов, географическое положение страны делают ее более удобным поставщиком газа в Европу и Азию, чем США и Австралия. Хотя есть и препятствия – ЕС не понравилось предложение катарцев о подписании долгосрочных контрактов по поставкам СПГ на 20 лет, которое было названо «слишком жестким».

Кувейт

В Кувейте распустили парламент и назначили нового премьер-министра, которым стал старший сын эмира Ахмед Аль Сабах. При этом премьером должен был стать глава МИД Мухаммед Аль Сабах, однако его кандидатура не была утверждена, т.к. он отказался от утверждения бюджета, не проанализировав его, а также запросил свободу действий при назначении членов правительства.

Теперь страна готовится к новым выборам, дату которых еще не объявили. В обращении к народу кронпринц Мишааль Аль Сабах, который из-за болезни эмира, по сути, и управляет страной, заявил, что противостояние между парламентом и правительством «угрожает национальному единству» и призвал сограждан «сплотиться вокруг эмира».

Эксперты отмечают, что кувейтяне смотрят на развитие соседних государств и их лидеров (в частности, Катара и КСА), и это вызывает раскол в обществе. Часть граждан считает, что их страна должна последовать их примеру. В то же время некоторые опасаются утраты политической открытости и независимости.

Слабости Кувейта заключаются не только в парламенте, который наделен широкими полномочиями, но и в правящей семье, страдающей от разногласий и отсутствия четкого плана развития. По мере того, как правящие семьи соседних стран двигались в сторону омоложения руководства, династия Аль Сабах придерживается консервативных установок, отдающих предпочтение старшему поколению. В стране сохраняются фундаментальные политические разногласия, а соперничество между членами правящей семьи может разжечь беспорядки.

Fitch Solutions прогнозирует, что «предстоящие выборы в Национальную ассамблею приведут к ограниченному улучшению политических и экономических проблем. Но политический тупик приведет к дальнейшей задержке проведения благоприятных для бизнеса реформ». При этом надо отдать должное кувейтянам – они не готовы продать свои морально-нравственные ценности, что подтвердил последний скандал с американскими дипломатами.

От экономического кризиса страну спасают высокие нефтяные цены, и на этом фоне Kuwait Petroleum Corporation намерена увеличить производство нефти с 2,9 млн баррелей в сутки до 3,1 млн. Увеличение добычи произойдет за счет вливания дополнительных инвестиций.

Оман

В Омане открыли новые месторождения нефти, которые будут способствовать увеличению добычи сырья. В настоящее время запасы сырой нефти в стране составляют 5,2 млрд баррелей, а запасы газа – около 24 трлн кубометров. Власти объявили об увеличении своих государственных доходов почти на 50%, что привело к профициту бюджета в размере $1,6 млрд.

Указом султана Хайсама бин Тарика был реорганизован кабинет министров и заменены министры здравоохранения, энергетики и по делам религии. Также был создан Высший судебный совет. Кроме того, в рамках «стремления правительства усилить роль провинций» было увеличено их число – с 61 до 63.

Из других событий можно отметить подписание 4-х военных соглашений с крупными международными компаниями. Также Маскат с официальным визитом посетил президент Египта А. Сиси: стороны подписали 9 меморандумов и соглашений о сотрудничестве в ряде областей – экономики, промышленности, торговли, окружающей среды, морского транспорта. Сам султан совершил два визита в Европу – Великобританию и Германию. В Берлине стороны провели переговоры о путях повышения уровня партнерства между двумя странами и обсудили вопросы энергетической безопасности.

Бахрейн

В Бахрейне прошли крупные перестановки в правительстве, в ходе которых были заменены 17 из 22 министров. Также были созданы 4 новых министерства, в т.ч. туризма и устойчивого развития. Эксперты считают, что таким образом кронпринц Салман Аль Халифа, занимающий также пост премьера, укрепляет свою власть.

Одним из важнейших изменений в кабмине стало увольнение министра нефти и 3 из 4 вице-премьеров. Новым главой Миннефти стал бывший представитель королевства по вопросам климата, считающийся «технократом», близким к лагерю наследного принца.

Другой крупной «жертвой» перемен стал сын и заместитель бывшего премьер-министра. Его увольнение значительно уменьшило влияние наследников экс-премьера, который умер в 2020 г., проработав почти 50 лет. Именно они считались одними из главных конкурентов кронпринца.

Манама и Каир подписали несколько соглашений и меморандумов о сотрудничестве в ряде областей, включая экономику, технологии, защиту окружающей среды и инвестиции. А вот Израиль согласился предоставить Бахрейну беспилотники и зенитные системы. При этом Тель-Авив назвал Манаму «важным союзником». Согласно западным СМИ, королевство плотно работает с «Моссадом» для обучения своих спецслужб.

P.S. В целом, нельзя не заметить, что страны Залива не просто отошли от экономического кризиса, вызванного пандемией и низкими нефтяными ценами, но и стали наращивать свое влияние, особенно в области геоэкономики. Одним из подтверждений этого является доклад агентства Bloomberg, согласно которому аравийские монархии начали усиленно закупаться активами крупных компаний по всему миру…

Али Алиев, политический обозреватель портала

Muslim Politic

Tags: , ,

Comments are closed.