6 октября 2013 – годовщина начала войны мусульманских государств с Израилем, получившей название «Октябрьской», а в израильской и западной традиции названной войной «Судного дня». И хотя прошло так много лет, до сих пор относительно этого противостояния ходит немало мифов и легенд, часть из которых едва ли не прописалась на страницах многих современных средств массовой информации…
Миф первый
Первый и основной миф связан не только и не столько с войной 1973 г., сколько с конфликтами между мусульманскими государствами и Израилем в целом. Мусульман вообще постоянно обвиняют в крайней агрессивности, делая акцент на одних событиях, но забывая или просто игнорируя множество других аспектов и фактов. К примеру, делая вывод о радикализме и фанатизме, якобы присущим всему мусульманскому миру, многие СМИ приводят в пример в основном маргиналов, которые хоть и выступают под исламскими лозунгами и флагами, тем не менее, по сути своей, являются изгоями. Более того, именно они несут смерть и разрушения в самом исламском мире – и современный Ирак, где уже чуть ли не каждую неделю (!) погибает до 200-300 человек, является наглядным тому подтверждением.
Также те СМИ, что ведут своих читателей в русле своих ангажированных выводов, абсолютно не обращают внимания на существование подобного рода маргиналов в других конфессиях и цивилизациях. Если, например, взглянуть на статистику количества терактов, совершенных в Европе или США, то окажется, что маргиналы от мусульман составляют в ней мизерные от общего числа проценты. Так, в период с 2007 по 09 гг. только 0,4% преступлений, так или иначе относятся к мусульманам; а из 249 терактов, совершенных на территории ЕС в 2010 г., лишь три были совершены экстремистами от мусульман; похожая статистика и в США – к примеру, за период с 1980 по 2005 гг. только 6% относят к маргиналам от мусульман. Эти очевидные факты сразу превращают всю исламофобскую риторику в песок.
Подобное предвзятое отношение часто муссируется и по отношению к войнам между мусульманскими государствами и Израилем. Но объективный анализ полностью опровергает миф о «кровожадных арабах, мечтающих поглотить мирный и защищающийся Израиль». Только по официальным данным из четырех крупнейших войн две из них (вторую и третью) начали израильские власти. И с этим фактом спорить абсолютно бессмысленно, если, конечно, не стоять на заведомо необъективных позициях.
Также внимательно следует отнестись и к другим военным и политическим аспектам данного противостояния. Так, к примеру, в первой войне (1947-49 гг.) на первом этапе конфликта арабские отряды не просто не имели численного превосходства над своими противниками, но, напротив, существенно им в этом уступали (по некоторым оценкам аж в 5 раз!). На втором же этапе войны (с мая 1948 г.), несмотря на то, что в нее вступили войска нескольких мусульманских государств, численность израильской армии, насчитывавшей по некоторым данным до 120.000 человек, также превышала общую численность арабских войск. И это немудрено – согласно различным историческим источникам в Израиль прибывало до 10.000 человек ежемесячно (!). Более того, вскоре в Израиль потоком стало направляться самое современное вооружение, включая танки и авиацию (в т.ч. такие известные истребители как «Мессершмит»).
Также следует отметить и тот факт, что в некоторых случаях против арабских войск действовали и британские отряды, что опять же подтверждается официальными данными. Британское вмешательство осуществлялось и более хитрыми способами – так, когда осажденные в Хайфе попросили о помощи и к ним были направлены арабские отряды, они были остановлены британскими подразделениями под предлогом «недопущения продолжения военных действий». Справедливости ради следует отметить, что после открытого недовольства, выраженного некоторыми арабскими лидерами, подчас британцы пытались останавливать не только арабские войска. Британские высшие должностные лица прямо называли происходящее «резней арабов», но при этом двулично замечали, что это ставит их «в сложную позицию перед арабскими странами». Несмотря на это, британцы довольно часто, даже после того, как им удавалось остановить военные действия, через какое-то время просто покидали места сражений, оставаясь как бы «ни при чем». Возможно, в том числе, это было вызвано и теми террористическими актами, которые не раз осуществлялись против британцев боевиками организаций наподобие «Иргуна». Так, например, в 1946 г. при взрыве в гостинице «Царь Давид», где располагалась штаб-квартира британской администрации в Палестине, погибло более 90 человек. А в 1948 г. подрыв поезда привел к гибели порядка 30 британских военнослужащих.
Так кто же агрессор?
Возвращаясь к истории противостояния между арабскими и израильскими войсками, нельзя не отметить тот не вызывающий ни доли сомнений факт, что войну, произошедшую в 1956 г. (т.н. «Суэцкий кризис»), начали именно войска Израиля, причем впоследствии поддержанные войсками Великобритании и Франции. И это было самой настоящей агрессией.
Война 1967 г., получившая название «Шестидневной», также началась с воздушного нападения израильской авиации. И хотя власти Израиля говорят о превентивном ударе, факт остается фактом. Более того, право на мобилизацию своих армейских подразделений и упреждающий удар имели и арабские войска, ибо располагали достоверными данными о подготовке израильского нападения на Сирию, о чем были официально уведомлены правительством СССР. Как известно, в результате «Шестидневной войны» Израиль оккупировал весь Синайский п-ов вплоть до Суэцкого канала на юге, Голанские высоты на севере, а также Сектор Газа и Западный берег р. Иордан в Палестине. И, кстати, с точки зрения международного права все территории, которые Израиль захватил в 1967 г., имеют статус «оккупированных», что зафиксировано соответствующей резолюцией Совета безопасности ООН под номером 242. Так кто же здесь отличился кровожадностью и агрессивностью?!
Весьма примечательными являются и события, развернувшиеся вокруг т.н. «Войны на истощение» – военного противостояния слабой интенсивности, длившегося на протяжении 1967-70 гг. Тогда в 1970 г. со стороны США был предложен мирный план, согласно которому конфликт должен был быть прекращен, а Израилю предписывалось покинуть оккупированные им территории. И это полностью отвечало нормам международного права, поскольку соответствовало принятой в 1967 г. резолюции Совбеза ООН под номером 242. Однако израильские власти во главе с Г. Меир не только отказались выполнять решения Организации Объединенных Наций, но и посредством своего лобби в США начали кампанию по давлению на администрацию американского президента Р. Никсона. В итоге один из авторов плана по заключению мирного соглашения госсекретарь США У. Роджерс даже был подвергнут обструкции и обвинен в антисемитских настроениях. Несмотря на это летом 1970 г. этот конфликт все же подошел к концу, и между сторонами было заключено перемирие.
Эти и другие факты доказывают, что якобы «кровожадность» арабских государств и якобы, напротив, «миролюбие» Израиля является самым настоящим мифом, искусственно поддерживаемым заинтересованными в этом силами.
Мифы относительно начала «Октябрьской войны»
Согласно официальным данным «Октябрьскую войну» 1973 г. начали египетские и сирийские войска. И это действительно факт. Однако практически никто не упоминает о том, что незадолго до этого – в сентябре 1973 г. над границей между Ливаном и Сирией израильская авиация сбила более 10-ти сирийских самолетов. И именно этот момент стал одной из основных причин начала военных действий.
Нельзя не отметить и то, что по отношению к этой войне многие СМИ используют такой термин как «внезапное нападение», тогда как известно, что за несколько дней до начала войны израильская армия была приведена в состояние повышенной боеготовности. Также началась частичная мобилизация, и на границе с Сирией, к примеру, осуществлялась массированная переброска военных грузов.
Но еще более занимательным является тот факт, что израильской разведке «Моссад» было точно известно о начале военных действий со стороны арабских сил. Более того, им была указана даже точная дата наступления – 6 октября. Одним из тех, кто сообщил об этом, стал агент «Моссада» А. Марван, занимавший пост …ни много, ни мало… советника президента Египта А. Садата, попутно являвшийся его зятем. Интересно, что в 2007 г. израильский шпион А. Марван погиб в столице Великобритании, причем причины гибели для общественности так и остались неизвестными. Также неизвестной остается и судьба его, так и не изданной, книги, в которой должны были быть описаны подробности многих аспектов войны 1973 года.
Комиссия засекреченных отчетов
Но откуда же мир узнал о столь поразительных подробностях? Как это ни выглядит парадоксальным, но многие из фактов были открыты самими …израильтянами. Дело в том, что после окончания войны в Израиле началось расследование всего, что сопутствовало данному военному конфликту. Расследованием занималась специально созданная «комиссия Аграната», которая накопала так много подробностей, что их размер составил порядка 2.000 страниц. Итоги расследования привели к очень значительным и существенным последствиям для израильского истеблишмента.
Поначалу в 1974 г. был опубликован предварительный отчет. Но даже на его основании сразу было уволено несколько ключевых израильских военных чиновников, включая главу Генштаба Д. Элазара. Более того, практически через десять дней после публикации отчета в отставку подало и израильское правительство во главе с Г. Меир.
Таким образом, в Израиле произошла смена политического руководства – во власть пришли другие силы во главе с И. Рабином (который, как известно, был убит в 1995 г., причем вовсе не «мусульманскими террористами», а израильским экстремистом И. Амиром).
Что же касается отчетов «комиссии Аграната», то они были настолько скандальными, что, несмотря на тот факт, что его окончательная версия была опубликована только в 1975 г., даже тогда значительная часть документов была засекречена на целых 30 лет! И хотя еще до истечения срока истечения секретности в 1995 г. многие части отчета получили открытый доступ, тем не менее, частично он так и продолжал оставаться засекреченным. В 2012 г. отчет был вывешен на сайте одного из военных ведомств Израиля, но и по сей день некоторые его части до сих пор остаются неопубликованными.
Мифы военные
Описывая непосредственные детали хода войны 1973 г., многие СМИ не скрывают своего восторга от «блестящих атак израильской армии», и чуть ли не покрывают позором действия арабских войск. Так, к примеру, не иначе как провалом называют наступление со стороны Сирии. Однако на деле выясняется, что на самом деле сирийские войска были буквально в шаге от победы. Роковой ошибкой стала приостановка наступления из-за темноты – именно в течение ночи к израильским войскам подошли подкрепления, что и позволило им сдержать отчаянный натиск сирийской армии, а затем и перейти в контратаку.
Эксперты до сих пор гадают, в чем же была причина остановки, и одной из версий является политическая. Дело в том, что согласно некоторым данным ни руководство Египта, ни власти Сирии вовсе не планировало глубокого вторжения в Израиль. И связано это было с максимальной долей вероятности прямого вмешательства в конфликт Соединенных Штатов. Это, кстати, вновь развенчивает миф о «кровожадности и агрессивности» мусульманского мира, поскольку основными целями объединенного арабского удара было лишь освобождение Синайского п-ва на египетском направлении и Голанских высот – на сирийском.
Мифы египетские
В египетском обществе «Октябрьская война» также постепенно мифологизируется. Молодое поколение, родившееся после 1973 г., начинает терять связь со своим прошлым. Те достижения и победы, которые, несмотря на неудачи, все же были достигнуты в ходе военных действий, начинают отходить на второй план. Удары по группировке Шарона в районе Исмаилии; победа в битве за Суэц – эти и многие другие эпизоды данного противостояния все больше и больше забываются.
Помимо этого в историю были вплетены и такие ныне популярные мифы как возвеличивание роли отдельных личностей. Так, к примеру, по причине того, что военно-воздушные силы Египта в тот период времени возглавлял Х. Мубарак, в стране до сих пор популярны такие разговоры, что складывается впечатление, будто «экс-президент взлетал и атаковал Израиль в одиночку».
Подобного рода мифологемы, как и замалчивание того, что было в реальности, привносит и еще один негативный аспект – вместо того, чтобы изучать и узнавать о правде «Октябрьской войны» из достоверных источников, часть молодежи все активнее пользуется источниками западными, а порой даже и израильскими. Естественно, что, черпая информацию оттуда, им сложно будет судить о произошедшем объективно. Впоследствии это вполне может обернуться для Египта большой бедой, ведь такая антипатриотическая молодежь вероятнее всего будет ориентироваться в своих идеологических воззрениях на Запад, а не на свою родину, не говоря уже об общеисламской солидарности. Очевидно, что, как египтянам, так и всем мусульманам необходимо задуматься над данной проблемой и попытаться решить ее наиболее оптимальными методами.
Мифы о поддержке
Как и в предыдущих случаях, часть СМИ также ангажированно и крайне необъективно описывают ту поддержку, которая действительно оказывалась арабским странам со стороны СССР. Однако опять же, при этом, почему-то очень слабо упоминается о той поддержке, какая была оказана Израилю со стороны США. И еще вопрос – чья поддержка оказалась весомей. Так, к примеру, некоторые из американских транспортных самолетов приземлялись аж на самом Синайском п-ве, где располагались на тот момент израильские войска. При этом одним из главных «подарков», которыми щедро одаривало израильтян руководство США, были различные технологические новинки в области вооружений, напичканные всевозможной электроникой. И как признают многие эксперты, именно эти технологии внесли существенный вклад в действия израильских войск.
Еще одной мифологизированной темой является политическое вмешательство в конфликт СССР. Согласно одной из версий «только угрозы советского руководства в адрес Израиля и США привели к окончанию войны». Но так ли это на самом деле?
То, что власти СССР поддерживали своих арабских союзников и действительно пытались воздействовать на своих геополитических соперников, никто, конечно же, не отрицает. Но вот насколько готовы были к ним прислушиваться – это большой вопрос! Об этом заставляют задуматься самые разные аспекты. Например, несмотря на то, что заявления советского руководства были озвучены еще 24 октября, израильские атаки в районе Суэца продолжались вплоть до 28 числа. И хотя официальной датой окончания войны считается 24 октября – Израиль принял соглашение о перемирии только 28 числа. Почему же? Вероятнее всего, это было связано с теми военными неудачами, которые стали терпеть израильские войска в последнем сражении «Октябрьской войны».
Мифы об итогах войны
Многие СМИ описывают результаты войны 1973 г. как «безоговорочную победу Израиля». Но если объективно рассмотреть ситуацию на фронтах, то вывод напрашивается несколько иной.
То, что на египетскую территорию израильские войска местами действительно проникли достаточно глубоко, сомнений не вызывает. Однако уже в сражении за первый крупный город они потеряли около 40 танков и были отброшены от города. При этом порядка 80 израильских военных было убито и около 120 ранено. Такого рода потери являются достаточно серьезными, и не это ли стало одной из причин окончания войны? Не случайно битва за Суэц стала последним сражением в «Октябрьской войне». И если взглянуть на вещи реально, то у израильских войск, конечно, не было потенциала для дальнейшего продвижения вглубь Египта. Их коммуникации были растянуты, а координация действий была отнюдь не на высшем уровне. В то же время, египетские войска провели перегруппировку своей армии, и что принес бы на этом фронте день грядущий, остается только догадываться.
Также и на сирийском направлении – израильские войска уже не вели наступление, оно просто-напросто выдохлось. Напротив, армия Израиля сдерживала отчаянный натиск арабских войск. Поэтому разговоры о том, что только решение ООН остановило полную победу израильской армии, ровным счетом не имеют под собой никаких оснований. Как раз таки решение о перемирии принесло Израилю большие дивиденды.
Именно поэтому итоги войны «Судного дня» даже в самом Израиле воспринимаются лишь в качестве «тактической победы». В стратегическом же плане победу, безусловно, одержали, если и не все страны арабской коалиции, то, как минимум, египтяне и сирийцы.
Так, согласно «Соглашению о разъединении», принятому в 1974 г., Голанские высоты получили статус «демилитаризованной зоны под управлением ООН». При этом часть Голан, которая до «Октябрьской войны» была занята Израилем, в т.ч. ее бывшая столица Эль-Кунейтра (превратившаяся с тех пор в город-призрак), была возвращена непосредственно Сирии.
Что же касается египтян, то уже через 5 лет (в 1978 г.) израильские власти, больше не решавшиеся на открытое противостояние, были вынуждены подписать Кэмп-Дэвидские соглашения, в результате чего их войска в конце концов покинули Синайский п-ов, и он до сих пор находится под управлением Египта.
Нельзя не отметить и такое примечательное событие как общая солидарность исламского мира, выразившаяся в очень значительных действиях – впервые за всю свою историю мусульманские государства из числа «нефтяных гигантов» объявили эмбарго на поставку «черного золота» тем странам, которые поддержали Израиль, в т.ч. и в отношении США. Сейчас это кажется чем-то фантастическим, но мусульмане действительно выступили практически единым фронтом, причем против практически всего западного мира.
Но самая главная победа, пожалуй, была одержана на идеологическом поле – мусульмане не только почувствовали, что они могут наносить серьезные поражения израильским войскам; они не только почувствовали, что могут выступать все вместе, представляя таким образом грозную силу; но и их противники также прониклись этими убеждениями, что и заставило их впоследствии пойти на территориальные уступки.
Заключение
Сумеют ли современные мусульмане извлечь пользу из этих и других уроков прошлого? Сумеют ли оставить в стороне свои разногласия и противоречия? От этого зависит, будут ли с ними считаться, или они так и будут исполнять ту роль, которую им отводят западные кукловоды, цель которых крайне проста – пусть все воюют друг с другом, и пусть руками мусульман уничтожаются любые конкурирующие с Западом силы. И пока исламский мир этого не поймет, он будет оставаться слабым, потому что ослабляет друг друга, и зависимым, потому что действует согласно навязанным планам. Понимание всего этого представляет для противников единения мусульман большую, огромную угрозу, и потому последователи ислама должны приложить как можно больше усилий, дабы суметь раскрыть все эти аспекты в самых максимальных размерах.
Агентство геополитических исследований «Манара»
Muslim Politic