11 марта Афганистана

Опубликовано: 20.03.2014

11 марта 2012 года в афганском селении Панджвай произошло массовое убийство мирных жителей. Это стало одной из тех страшных трагедий, которые к своему ужасу уже стали характерными для сегодняшнего Афганистана. В тот день сержант армии США Роберт Бэйлс хладнокровно расстрелял 16 афганцев. Мирных, ни в чем не повинных сельских жителей, большинство из которых были женщины и дети. Однако об этой печальной дате не вспоминают так, как помнят о других трагедиях. К сожалению, в мировых СМИ этому событию достойного места так и не нашлось.

Те, кто видел воочию свидетельства трагедии в Панджвае, едва ли когда-нибудь смогут ее забыть. Когда смотришь на лица тех, кто потерял там своих родных и близких, невольно задаешься вопросом – услышит ли когда-нибудь мир их истории? Способна ли их слушать Америка? Готовы ли их слышать ее союзники по НАТО? Эти вопросы далеко не случайны, ведь после произошедшего началась целая кампания по выгораживанию виновных. Правительство пыталось даже сделать так, чтобы всем показалось, будто никаких убийств вообще не было.

Вот как, согласно репортажу The Guardian, происходил допрос свидетелей, летевших из Кандагара с твердым намерением рассказать все, что произошло в то страшное утро.

 «Могу ли я рассказать обо всех произошедших событиях, есть ли у меня такой шанс?» — спрашивает суд один из свидетелей.

 «Нет, вы можете отвечать только на поставленные вопросы» — бесстрастно отвечает военный судья, полковник Джеффри Нэнс.

 «Есть ли еще у кого-нибудь вопросы?» — спрашивает он вслед за этим.

В ответ – тишина, скрывающая разочарование и отчаяние людей, надеявшихся на реальное правосудие.

***

Несмотря на достаточное количество свидетельских показаний, до сих пор относительно этого преступления остается немало вопросов. Например, свидетели утверждают, что американский боевик действовал не один, но обвинение было предъявлено лишь ему одному. В какой-то мере это напоминает иракскую трагедию в Хадите в 2005 г., когда восемь американских солдат зверски убили 24 ни в чем не повинных мирных жителей Ирака. Ни один из убийц так и не был признан виновным, и только один – сержант Фрэнк Вутрих понес некое подобие наказания. Он был …понижен в звании с издевательской для иракцев формулировкой – «за небрежное исполнение своих обязанностей».

Люди не хотят помнить о трагедиях, особенно о тех, вина за которые лежит непосредственно на их странах. Конечно, ведь такие воспоминания разрушают тот тщательно построенный имидж «защитников и поборников демократии», которым прикрываются в западном мире, словно щитом. Поэтому те, кто знает о подобных афганской или иракской трагедиях, обязаны доносить до мира правду об этих преступлениях против человечества. И они должны мешать тем попыткам фальсификации истории, которые предпринимаются со стороны определенных кругов, думающих только о том, как бы не запятнать этими ужасными фактами свой собственный имидж. Если же журналисты или кто-либо другой, достоверно знающий о совершенных против мирных граждан преступлениях, старается затушевать факт трагедии, то, по сути, он и сам становится соучастником преступления.

Трагедия, случившаяся 11 марта в Панджвае – лишь одна из тех многих афганских трагедий, о части которых мир, возможно, вообще никогда не услышит. И сколько их еще будет, сложно себе представить. Ведь даже непосредственно в самом Афганистане еще остаются военные базы НАТО. И разве не оттуда совершается бесчисленное количество налетов на афганские и пакистанские деревни, в результате которых в основном гибнут простые сельские жители. Да, теперь это выглядит как абсолютно другая война, преподносящаяся жителям Запада как «безопасная», ибо ее ведут обезличенные беспилотные летательные аппараты. Но эта «безопасность» предназначена только для одной стороны – для самого западного мира. Для жителей же Афганистана, Пакистана или Сомали, нет никакой разницы, каким образом совершают свои беспощадные вылеты беспилотные дроны. Уничтожают мирных жителей живые убийцы или летающие – масштаб трагедии от этого не становится меньшим. Таким образом, новая стратегия Белого дома – это новый вид цинизма, ведь под лозунгом «безопасности» скрывается безопасность для самого агрессора.

***

Что можно противопоставить такому откровенному цинизму? Наверное, только правду – жестокую, но реальную правду. Быть может тогда общество хоть немного, но начнет реагировать. Для этого и нужны собранные в результате журналистских расследований свидетельства тех, кто своими глазами видел все, что происходило в афганском селении Панджвай ранним весенним утром:

 «В предрассветные часы 11 марта 2012 г. сержант армии США Бэйлс покинул свой лагерь, расположенный к юго-западу от Кандагара, и направился в близлежащее селение. Подойдя к домам, он постучал в дверь и сразу открыл огонь. Часть людей была убита в домах, некоторые оказались застрелены в своих дворах.

Восьмилетняя девочка, которой посчастливилось остаться живой (она была ранена в ногу), вспоминает: «Он начал стрелять. Сначала он застрелил нашу собаку, потом выстрелил моему папе в ногу. Потом он потащил мою маму за волосы. Она кричала, но он ее не отпускал. Мой папа попросил: «Отпусти ее», и тогда он тут же убил папу».

Когда люди стали кричать, маленькие детишки сильно испугались, и стали плакать. Особенно плакал 6-месячный ребенок. Тогда американский сержант взял пистолет и поместил его прямо в рот ребенку…

Еще один житель села, также чудом оставшийся в живых, но потерявший почти всю свою семью, свидетельствует: «Когда постучали в дверь, моя пожилая мама пошла открывать, и тут же была убита… Потом в дом принесли все тела, поместили их в одну комнату, взяли из шкафа полотна и одеяла, положили сверху тел и подожгли».

Десятилетний мальчик вспоминает последние слова своего папы, которые он произнес, перед тем, как его убили: «Пощадите…»

Возможно, этот рассказ вызывает в душе отвращение и его не хочется дальше читать. И, наверное, особенно неприятно читать его представителям «великой западной цивилизации». Но как раз они-то в большей степени, чем кто-либо другой, не имеют права игнорировать то, что совершается от имени этой цивилизации. Иначе это будет самым настоящим лицемерием, потому что именно западный мир заявляет о себе как о «главном защитнике прав человека».

Почему же, вместо того, чтобы во всеуслышание осудить это жесточайшее преступление, судьи стали приписывать трагедию некоему «умственному расстройству»?! Если бы эта трагедия была единственной, то еще как-то и можно было поверить этому диагнозу. Но ведь длящаяся уже больше десяти лет оккупация Афганистана насчитывает целый ряд таких преступлений. И это только в Афганистане. А сколько подобных жестокостей совершалось в свое время во Вьетнаме? Сколько таких трагедий перенесли жители Ирака? Мир должен о них знать и никогда не забывать, чтобы не допустить их повторения в будущем.

***

Справедливости ради нельзя не сказать и о том, что многие американцы, и европейцы никогда не поддерживали ни вторжение в Афганистан, ни агрессию против Ирака. Они были бессильны что-либо изменить. Однако есть и другие – те, кто поддерживает военные действия натовской коалиции; есть и те, кому наплевать на жизни далеких от его мира афганцев или иракцев. Таким людям следует помнить, что их личное не участие в военных действиях не освобождает их от ответственности за совершенные преступления. Трагедия в афганском селении Панджвай, в том числе, произошла и по их вине, потому что они не просто позволили этому произойти, но и всячески поддерживали своих «бравых солдат». Поэтому они, вместе с непосредственными участниками бойни, несут свою, моральную ответственность.

Такую же (если не в большей степени) ответственность несут и те, кто искажает и подтасовывает факты, пытаясь затушевать или оправдать случившиеся преступления. Тем же, кто имеет возможность донести до мира правду о подобного рода злодеяниях, необходимо понимать, что это является их личным долгом перед всем человечеством.

Muslim Poitic по материалам зарубежных СМИ

Comments are closed.