Идеологическое воздействие на человеческое сознание и подсознание является одной из форм разновидности ведения войны, которая некоторое время назад получила название «информационной». И одним из наиболее главных средств в ней, безусловно, является телевидение. При этом сами телевизионные передачи не одинаковы и отличаются по уровню и направлению, а одними из самых рейтинговых среди них являются телесериалы. Их-то и следует проанализировать в первую очередь.
***
Когда в начале 90-х на экранах появились первые «мыльные оперы», большая часть россиян оказалась к этому психологически не готова. Выражалось это, в частности, в том, что зрители оказались настолько привязанными к экранам, что переживали за персонажей фильмов как за реально существующих, активно обсуждая каждое их действие, а порой споря и ругаясь из-за них друг с другом. Но даже эти сериалы показались безобидными «цветочками» по сравнению с теми «ядовитыми ягодами», которые «выросли» на экранах телевизоров впоследствии. Особенно это касалось молодежных бандитских фильмов, и едва ли не первым из них оказалась многосерийная «Бригада». Создатели фильма предусмотрели для своего детища многое, включая интригующее и захватывающее с самого начала музыкальное сопровождение. Не случайно, что в свое время эта мелодия была одним из самых распространенных рингтонов среди владельцев мобильных телефонов.
«Бригада», в отличие от многих других отечественных фильмов и сериалов, наводнивших российский телеэфир, в открытую выставляла одну из бандитских группировок в качестве положительных героев, заставляя зрителей переживать за их разборки. Естественно, что среди врагов «крутых бригадиров» были и сотрудники правоохранительных органов. Не надо иметь «семи пядей на лбу», чтобы не понять, к чему приводит такого рода зомбирование, направленное в первую очередь на подрастающее поколение.
Чтобы не быть голословным, можно привести вполне реальные факты из криминальных хроник, согласно которым после появления данного сериала в некоторых регионах производились аресты подростковых преступных «бригад». Причем в некоторых случаях, по признаниям самих малолетних преступников, «бригады» создавались как раз на основе этого сериала. Насмотревшись на «любимых актеров», они решали полностью скопировать их образ жизни, сколачивая небольшую бандитскую группировку с целью подчинения всей близлежащей округи. Естественно, что при этом они использовали те же методы, что и «герои» сериала. И это лишь один из эпизодов подобного рода криминальных хроник, а сколько таких «бригад» появилось в итоге по всей России и всему евразийскому пространству, знает только один Всевышний.
***
Было бы наивным предполагать, что те, кто стоял за этим мегапроектом – проектом по продвижению в России «хорошего бандитизма» – остановятся на создании одной лишь «Бригады». Вскоре на смену устаревшим «бригадирам» пришли еще более продвинутые «бумеры». И хотя поначалу этот фильм состоял всего из одной серии, тем не менее, его содержание, а значит и воздействие на зрителя, оказалось не меньше, а может даже и больше, чем влияние предыдущего сериала. Тем более, что вслед за первым «Бумером», появился и второй, который усиленно рекламировался на всех телеканалах страны, в результате чего его рейтинг возрос в еще большей степени. И опять создатели фильма, зная чем «ловить» неискушенную молодежь, нашли захватывающую с виду вроде бы совсем безобидную песенку, которая так же, как и «бригадирская», стала очередным хитом, причем не только среди «мобильной полифонии», но и на волнах радиоэфира.
«Герои» нового фильма – такие же бандиты, как и «бригадиры» – не только устраивали «разборки» друг с другом, но и откровенно воевали с милицией. Естественно, что молодые ребята, следившие за развитием неприхотливого сюжета, переживали за «хороших» бандитов, настраиваясь тем самым против всех их врагов, и в первую очередь против правоохранительных органов. И, вероятно, не раз многим приходилось слышать, как обычные подростки, смотревшие данную картину, прямо называли того «героя», что покинул своих «братков» на поле боя в войне против сотрудников милиции, «предателем». Если такие мысли приходили к обычным ребятам, то чего же тогда можно было ожидать от «уличной» молодежи, среди которой уже вошло в норму иметь при себе бейсбольную биту, совсем как в вышеописанном фильме.
***
Конечно, такого рода фильмов много не только в России, и американские или французские картины с подобным сюжетом, где убийцы или бандиты выступают в роли положительных героев, ничем не лучше российских. Но здесь следует отметить одну важную деталь – когда в роли «хороших братков» выступают местные актеры с сугубо местным менталитетом, когда сценарий фильма выглядит копией реальной жизни – в этом случае восприятие такого зомбирования мозгов происходит гораздо более сильнее и быстрее. Даже представить сложно, какой в итоге ущерб эти фильмы уже принесли и еще могут принести, так как они до сих пор иногда еще ставятся в эфир. Более того, создаются все новые и новые с подобным сюжетом картины. Сколько молодых судеб уже искалечено от копирования этих «антигероев»? Сколько простых людей пострадало в результате разбойных нападений, вызванных, между прочим, и воздействием этих опасных фильмов, которые сродни вирусам, заражающим человеческий мозг?
Что же можно предпринять для того, чтобы прекратить это вирусное воздействие? Как минимум, наверное, можно было бы перекрыть пути его проникновения, а, как максимум, создавать новые «антивирусные» фильмы и сериалы, где воспевались бы нормальные общечеловеческие ценности.
Российские власти до сих пор ищут идеологию, способную объединить и вывести страну из крупнейшего социально-психологического кризиса, и такой идеологией вполне мог бы стать «культ доброты», заключающийся в культивировании всего, что так или иначе связано с хорошими, добрыми и полезными делами. Объединившись со здравым патриотизмом такой «идеологический пакет», несомненно, дал бы мощный информационный импульс для нового витка развития нашей цивилизации.
На первый взгляд данная идея может показаться смешной и наивной, но если взглянуть на прошлое столетие, то можно увидеть, что совсем недавно ситуация с морально-нравственным состоянием нашего общества разительно отличалась от сегодняшней действительности. И в первую очередь это было связано с отсутствием грязной и негативной информации, которая сейчас порой просто переходит все границы. Глобализация, конечно, объективный процесс, и отгородиться от всех было бы неразумно, но ведь, если в каком-то регионе происходит вирусная инфекция, на это необходимо реагировать, иначе риск появления эпидемии станет запредельным.
Точно такая же ситуация и в информационной среде, и здесь нет никакой разницы, за исключением разве что незаметности происходящих процессов. Но ведь они действительно происходят. Почему, например, в европейских странах уже давно присутствует такое понятие как антиреклама, заключающаяся в создании роликов антиалкогольной и антитабачной направленности, а у нас количество таких роликов можно пересчитать по пальцам? Почему многие европейцы, увидев на каком-нибудь телеканале одну из криминальных хроник, в ужасе отшатываются от экранов, возмущаясь тем, что «подобной жестокости и насилия они никогда в своих странах не наблюдали»? конечно, это не означает, что на Западе нет проблем идеологического характера, и последнее Евровидение наглядно это продемонстрировало. Однако есть в западном мире и много полезного, от чего не стоило бы отворачиваться, а, напротив, над чем имело бы смысл поразмыслить. Так может уже стоило бы задуматься о создании некоего подобия министерства по делам информационной безопасности, которое регулировало бы эту, без всяких сомнений, актуальную сферу жизни?
***
Более чем очевидно, что решать проблему отсутствия государственной идеологии, как и вопросы отрицательного информационного воздействия на российское общество, следует как можно скорее. Несмотря на разного рода риторику о «свободе самовыражения», которую уже давно продвигают активные сторонники проекта «идеологического разврата», это можно было бы исправить достаточно быстро. И делать это можно как на официальном уровне, так и неофициально. Тем более, что полное снятие с эфира подобных «вирусных» лент стало бы одним из звеньев в борьбе против детской преступности.
Если же посмотреть на этот процесс более глобально, то становится очевидным, что активизация деятельности в области информационной безопасности, по сути, является борьбой против морально-нравственного уродства и разложения, причем не только в рамках российского государства, но, возможно, и в масштабах всего мирового сообщества.
Руслан Раминов, специально для портала
Muslim Politic