Великие герои прошлого (шейх Абд аль-Кадир аль-Джазаири)

Опубликовано: 04.06.2014

muslimpolitic.ru 01

Великий герой Алжира шейх Абд аль-Кадир с детства отличался тягой к знаниям и прилежностью в учебе. Он много изучал Коран, богословские и другие, необходимые и доступные в то время науки, в частности, иностранные языки. Уже в юном возрасте он вместе со своим отцом отправился в хадж, побывав по пути в разных городах исламского мира и вернулся на Родину за несколько месяцев до начала агрессии со стороны Франции.

***

Практически сразу после высадки на алжирскую землю французские войска встретили ожесточенное сопротивление со стороны местного населения, и одним из лидеров этой борьбы стал, вернувшийся из хаджа Абд аль-Кадир. За свое умение и мужество несколько племен провозгласили его своим эмиром. Он сумел преодолеть раздробленность и попытался создать объединенное государство. Улемы также подержали его, что было немаловажно в сложившейся ситуации.

В течение нескольких лет алжирцы во главе с шейхом Абд аль-Кадиром сумели полностью блокировать несколько французских гарнизонов, в результате чего в 1834 г. колониальные власти были вынуждены заключить с ними мирный договор. Правда, уже через год французские колонизаторы нарушили соглашение, но вновь были разбиты и согласились признать власть шейха в центральных и западных районах Алжира. К 1838 г. под контролем армии Абд аль-Кадира находился практически весь Алжир, и это было высшей точкой расцвета нового государства.

Понимая, что агрессоры не отступят от своей цели, алжирцы стали усиленно развивать свою военную промышленность. Были созданы сабельные, ружейные, литейные, пушечные и пороховые предприятия, в результате чего алжирская армия стала весьма грозной в техническом отношении. Так, на ее вооружении было около 250 пушек, что, конечно же, играло существенную роль. За время перемирия шейхом были предприняты и меры по установлению порядка внутри страны. Он сумел ограничить власть и доходы местных правителей и провел административную реформу, разделив государство на несколько областей. Также была осуществлена судебная и налоговая реформа. Таким образом, новое государство обладало всеми необходимыми ему признаками, вплоть до выпуска собственной валюты. Несомненно, что именно благодаря такому грамотному подходу, алжирцы сумели противостоять такой грозной силе, как французская армия.

***

И все же силы были неравны – на стороне Франции было не только количественное (их численность доходила до 100 тыс. человек), но и техническое превосходство. После взятой передышки французские войска овладели городом Константина, который к тому времени не контролировался шейхом. Начались мелкие столкновения, переросшие затем в настоящую войну. Колониальные войска, вовсе не задумываясь о понятиях чести и морали, применяли тактику выжженной земли, уничтожая все на своем пути – от людей до животных.

В течение нескольких лет алжирцы под руководством шейха Абд аль-Кадира противостояли колонизации, но в итоге потерпели поражение. Большая часть государства была оккупирована, а сам шейх укрылся на территории соседнего Марокко, чьи власти также участвовали в сопротивлении, но также потерпели поражение. В результате этого под давлением Франции они были вынуждены согласиться выслать шейха из страны.

Однако захват земель в Алжире вызвал новое восстание, и шейх Абд аль-Кадир был приглашен алжирцами, чтобы вновь принять руководство. В это время колониальные войска, к которым постоянно прибывали подкрепления, начали уничтожать целые поселения, не оставляя в них живыми никого. Осознав, что дальнейшее сопротивление приведет к полному истреблению, шейх Абд аль-Кадир принимает нелегкое решение – он начинает переговоры. Главное условие, которое ставит шейх – прекращение преследования гражданского населения, а в качестве уступки со своей стороны обещает покинуть Алжир и выехать с семьей и ближайшими сторонниками в Египет. Генерал-губернатор герцог Орлеанский лично обещает соблюсти данный договор, но в последний момент нарушает данное им слово. Шейха с семьей арестовывают и отправляют во Францию, где он содержится в заключении, сначала в Тулоне, а затем в замке Амбуаз.

На этом история шейха не заканчивается – в силу различных обстоятельств, начиная от политического давления Великобритании, соперничавшей с Францией, и заканчивая приходом во власть нового правителя Наполеона III, шейх Абд аль-Кадир получает свободу. В качестве условия с него берется слово, что он больше никогда не ступит на алжирскую землю. Он поселяется на Ближнем Востоке, куда его лично пригласил османский султан. В этот период шейх занимается творческой деятельностью, совершает поездки в разные регионы исламского мира, в том числе и два раза совершает хадж. 26 мая  1833 г. душа шейха Абд аль-Кадира покидает этот мир и предстает перед Всевышним.

***

Одной из характерных черт национального героя Алжира, как это не покажется странным, были его миролюбие и толерантность. Да, да, это не обман и не фантазии. Так, к примеру, в исторических хрониках зафиксирован обмен письмами между шейхом Абд аль-Кадиром и имамом Шамилем. Исходя из них становится очевидным, что даже в разгар военных действий они оба выступали против насилия и жестокости, призывали к мирному диалогу с представителями других конфессий. Несомненно, что данные письма должны стать достоянием общественности, чтобы из них могли почерпнуть для себя много нового те, кто не понимает сущность джихада, полагая, что под ним подразумевается тотальное уничтожение иноверцев.

Шейха Абд аль-Кадира сложно обвинить в трусости или несоответствии духу ислама – своей борьбой он навечно заслужил звание национального героя Алжира, которого признают и чтят все алжирцы без исключения. И если мусульмане хотят быть похожими на таких выдающихся людей, то они должны изучать их историю, а не отбрасывать ее в сторону, как неподходящую для их убеждений. Ведь мы на сегодняшний день даже в малейшей степени не можем сравняться с ними ни в их мужестве и отваге, ни в героизме и силе воли, ни в знаниях и богобоязненности.

Свое истинно исламское отношение к представителям других религий шейх Абд аль-Кадир пронес сквозь все невзгоды и трудные времена. Особенно это проявилось во время событий в Дамаске, когда местные мусульмане пошли по пути шайтана, учинив погром христиан. Нападению подверглось и российское вице-консульство, и только благодаря вмешательству и заступничеству шейха вице-консул Макеев был спасен от неминуемой гибели. Были спасены и многие другие христиане, за что имам Шамиль, продолжавший переписку с шейхом, поблагодарил его такими словами:

«Да примиришься ты с Всевышним! И да благословит Он тебя достоянием и детьми, ибо ты исполнил слова великого Пророка, посланного Всевышним по милости к человекам, и не допустил укоренения вражды к нам из-за нашей веры».

На это шейх отвечал ему:

«Насилие торжествует во всех странах, и результаты его постыдны. Однако люди в наши дни искушений теряют голову до такой степени, что им мало что представляется добрым… Сколь же печально видеть столь мало людей религиозных и столь малое количество тех, кто все еще прибегает к власти справедливости. Их столь мало, что невежды начали полагать, что источником веры в исламе являются грубость, жестокость и отстраненность от всех иноверцев».

***

Как актуальны и поучительны эти слова, особенно теперь, когда эта проблема заострилась настолько, что требует немедленного решения. Ибо когда место знания занимает невежество, мир погружается во тьму. Когда мусульмане забывают о благонравии, тяжелее которого, согласно хадисам Пророка Мухаммада (да пребудет над ним мир и благословение Всевышнего Аллаха), «в День воскрешения на весах верующего… ничего не будет», исламский мир погружается в пучину. Когда человек лишается милосердия, он становится «злосчастным», а ведь «Аллах не помилует того, кто не проявляет милосердия по отношению к другим людям».

Только когда к мусульманам вернутся эти благородные качества, можно рассчитывать на то, что ислам вновь станет ведущей силой в мире и поведет за собой все человечество к вечному счастью.

Источник: islam.ru

Comments are closed.