Альянс мусульманских государств: утопия или перспектива?

Опубликовано: 18.08.2014

Одним из главных успехов дипломатии является объединение. При этом объединение может проявляться в различных аспектах: идеологических, экономических, информационных, политических и т.д.

10

В последнее время объединительные тенденции все больше уступают место процессу разъединения. Некоторые страны, как, например, Судан и Южный Судан, уже оказались разделенными, а некоторые, как, к примеру, Ирак или Ливия, едва ли не вплотную подошли к распаду на несколько отдельных территорий.

И все же объединительные процессы в современную эпоху также имеют место быть. И хотя происходят они на широких геополитических просторах, менее значимыми от этого они не становятся. Напротив, любой новый альянс, создаваемый на межгосударственном уровне, несет в себе потенциал для прогресса и развития входящих в такой союз стран. Ведь взаимная поддержка друг друга, безусловно, может помочь в преодолении самых различных сложностей и проблем.

***

Мусульманские государства, в свое время, также сумели создать несколько союзов и альянсов. Однако по большей части многие из них либо выродились в сугубо декоративные организации, либо объединяют по достаточно локальным и узким интересам. Такое положение дел и привело мир ислама к тому хаосу и разброду, который можно сейчас наблюдать во многих мусульманских странах.

Некоторые из альянсов так и не смогли заработать на свою полную мощность, тогда как их воплощение в реально работающие проекты могло бы принести огромное количество дивидендов. Среди подобного рода проектов особенно выделялся проект создания т.н. «мусульманской восьмерки». Данный альянс предполагал объединение самых крупных и мощных государств исламского мира, таких как: Турция, Иран, Пакистан, Индонезия, Египет, Малайзия, Бангладеш и Нигерия. Одно перечисление этих стран несет в себе мощь и огромный потенциал. Хотя, конечно, в нем и не хватает представителей Аравийского п-ва. Но их неучастие, вероятно, было лишь делом времени, если бы проект действительно заработал. Пусть не на полную мощь, но хотя бы даже наполовину. Впрочем, обо всем по порядку…

***

«Мусульманская восьмерка» официально была  учреждена в июне 1997 г. в Стамбуле, где и расположился ее главный офис. Такое местоположение было далеко не случайным, ведь одним из главных инициаторов создания альянса был известный турецкий политик Неджметтин Эрбакан. В то время Эрбакан занимал пост премьер-министра Турции, и за свое недолгое время правления он попытался воплотить в жизнь то, о чем пока можно только мечтать – реальное геополитическое сближение мусульманских государств. Такой актуальный для исламского мира вектор развития был поддержан рядом политических лидеров в других странах, в результате чего и сложилось столь мощное наднациональное объединение.

Примечательно, что даже несмотря на отстранение от должности премьер-министра  самого Эрбакана, «мусульманская восьмерка» продолжила свою деятельность. Вплоть до 2001 г. альянс продолжал организовывать саммиты, пытаясь не допустить торможения объединительного курса. Однако, к сожалению, эти попытки не привели к большому успеху. Те политические процессы, которые происходили внутри каждой из стран, так или иначе, но оказывали свое негативное влияние.

В первую очередь, конечно, сказались изменения, произошедшие в Турции. Как уже упоминалось, под давлением армейских кругов Эрбакан был вынужден уйти в отставку. И что интересно, это случилось практически сразу после того, как произошло основание нового наднационального мусульманского альянса. И это, безусловно, наталкивает на самые серьезные размышления относительно неслучайности такого «странного совпадения». Но сторонникам секуляризма и кемализма, еще имевших в то время большую силу и возможности, и этого оказалось мало – вскоре экс-премьеру и вовсе запретили участвовать в политической деятельности сроком на пять лет. Естественно, что это не могло не сказаться на всем проекте в целом. Хотя, как уже говорилось, деятельность альянса какое-то время еще продолжалась.

***

Странно, но ученик и в какой-то степени наследник Неджметтина Эрбакана, новоизбранный турецкий президент Реджеп Эрдоган почему-то не пошел в этом перспективном направлении. На начальном этапе это еще можно было объяснить тактическими соображениями и нежеланием повторить судьбу своего предшественника. Однако после того, как «пятая колонна» из числа военных практически полностью была отодвинута в сторону, проект мусульманского объединения вполне мог быть реанимирован. По каким причинам Эрдоган не предпринимает усилий в этом крайне важном и перспективном направлении, сказать достаточно сложно. Но то, что «альянс мусульманских государств» вполне мог бы поднять страны ислама на новый геополитический уровень, является более чем очевидным.

Сумеют ли мусульманские лидеры преодолеть те разногласия и амбиции, которые не дают им возможности объединиться, как порой это получается в других регионах. От этого зависит судьба, прежде всего, самих мусульман – пойдут ли они по пути Сомали, Ливии и Ирака, или же постараются воплотить в жизнь столь востребованную ныне концепцию единения.

Агентство геополитических исследований «Манара»

Muslim Politic

Comments are closed.