Многие жители России уже давно поняли, что ни США, в частности, ни Запад, в целом, не являются действительными защитниками и гарантами реальных свобод и готовы потакать любым режимам, которые лояльны к их политике. Разные виды варварского отношения к памяти предков, надругательство над могилами, марши легионеров СС, то и дело происходящие в отдельных государствах – все это должно было подвигнуть западных политиков хотя бы к тому, чтобы не испортить свой имидж «борцов за отстаивание прав человека». Однако вразумительной и адекватной реакции с их стороны практически не наблюдается. И тут впору говорить не просто о «двойных стандартах», нет, все это сильно похоже на откровенное лицемерие.
***
Следует отметить, что различные провокационные демарши отдельные государства осуществляют уже достаточно долгое время. При этом очевидно, что без поддержки «сильных мира сего» они бы едва ли когда-нибудь на это решились. Использование же западными державами контролируемых ими режимов, в т.ч. необходимо для того, чтобы, не вступая в прямое противостояние с сильным соперником, заставить того совершить какую-нибудь ошибку. Эта тактика немного напоминает бокс – чуть откроешься и сразу можно нарваться на сильный удар. Именно этим в последнее время занимаются за океаном, настраивая против своих геополитических конкурентов всех, кого только возможно.
И к сожалению, порой эти самые конкуренты предоставляют Белому дому немалое количество поводов, что позволяет им с еще большей силой критиковать своих соперников и выставлять их в самом негативном контексте. Вспомнить, к примеру, события с гражданами Грузии, когда излишне ретивые и крайне недальновидные российские чиновники чуть не прошлись катком по всем грузинам, хотя многие из них не только не имели к режиму М. Саакашвили никакого отношения, но и, более того, были настроены к нему весьма отрицательно. И вот вместо того, чтобы использовать эти настроения, российские чиновники, фактически, сами настраивали грузинских граждан против Российского государства.
А вот представители западного мира действуют совершенно иначе – они не только работают над своим положительным имиджем, но и тратят колоссальные средства на то, чтобы взрастить новые элитарные круги, которые с самой юности ориентировались бы именно на них. Причем, что интересно, эти молодые политики потом не просто работают за деньги или какие-нибудь материальные средства. Некоторые из них действительно убеждены в превосходстве той модели, которую им заложили во время учебы. И переубедить их в обратном впоследствии бывает уже очень и очень сложно.
***
Более чем очевидно, что успехов в этом стратегически важном направлении у российских властей ничтожно мало. Ни в одной из близлежащих стран не существует той самой чиновничьей прослойки, на которую действительно можно было бы опереться. Но при таком раскладе крайне сложно рассчитывать на ответные дружеские чувства. Откуда взяться друзьям, если большинство элитных кругов едва ли не с детства воспитывается в прозападном направлении? И если кто-то скажет, что эту ситуацию изменить невозможно, то пусть вспомнит первые годы существования Российской Федерации, когда у власти оказались такие младореформаторы как А. Чубайс, Е. Гайдар и многие другие. Откуда все они пришли? Разве они приехали из других государств? Нет, просто с ними вели грамотную и целенаправленную работу. И финансы, вложенные в их подготовку, окупились с лихвой. А ведь работа с ними проводилась еще при Советском Союзе!
Российским же властям в большинстве государств положиться практически не на кого. А тех, кто в силу своего этнического происхождения, может и выступил бы в пользу своих соплеменников в Российской Федерации, грамотно ограничивают в возможностях быть представленными во власти. Но вина за это, как это не выглядит парадоксальным, отчасти лежит и на самих этнических диаспорах. Очень часто русское меньшинство вместо того, чтобы принять правила игры и последовательно начать продвижение во власть, просто противопоставляет себя большинству, что естественно не может сказываться на их дальнейших перспективах. Взять, к примеру, положение с изучением государственного языка таких государств как Эстония, Латвия или Литва. Разве есть в этом что-то плохое или дискриминирующее? Напротив, знание этих языков было бы весьма полезным во всех отношениях, начиная от собственной пользы и заканчивая открывающимися возможностями. В конце концов, и в России требуется знание русского языка, потому что иначе вписаться в российское общество просто невозможно.
***
Существует и еще один путь, следуя которым можно было бы попытаться создать свои форпосты влияния в тех или иных странах. Речь идет о национальных диаспорах, проживающих уже в самой России. Они вполне могли бы отстаивать в т.ч. и российские интересы. Причем не только перед своими соплеменниками в других странах, но даже и перед западным миром в целом.
Но для того, чтобы это работало, необходимы не только деньги. Нужна грамотная и обязательно справедливая межнациональная политика внутри страны. Диаспоры должны не только чувствовать себя полноценными гражданами России, но и видеть положительное отношение к их проблемам, в том числе, связанными и с их этно-религиозной принадлежностью. Как этого добиться? Можно, конечно, придумывать что-то новое, но, как говорится, «новое – это хорошо забытое старое». Поэтому можно пойти путем изучения накопленного опыта как в самой России, так и на Западе. Разве станут люди стремиться к чему-то иному, если почувствуют, что государство действительно проявляет реальную заинтересованность в сохранении их этнического и религиозного наследия?
К сожалению, в России часто происходит наоборот – как только тот или иной народ начинает только задумываться о том, что неплохо бы… это сразу вызывает негативную реакцию.
Чиновники будто не понимают, что на дворе уже не Средневековье, а наступивший XXI век – век открытости и глобальности. Представители разных народов давно проживают дисперсно, находясь в активном взаимодействии и с русским народом, и друг с другом. И глупо было бы пытаться повернуть время вспять, загоняя всех в искусственные этно-религиозные гетто.
Также наивно выглядят и рассуждения о возрождении Российской Империи со всеми ее плюсами и минусами. Едва ли кто-то захочет возвратиться в те времена, когда большая часть населения прозябала в крепостном праве. Когда солдаты служили по 25 лет и возвращались домой либо калеками, либо лишенными всех жизненных сил. Когда за малейшие провинности по отношению к дворянской элите ссылали на каторгу в глухую сибирскую тайгу, вырывая при этом ноздри и ставя клеймо. Неужели кто-то всерьез полагает, что простой народ вновь позволит себя загнать в это болото?
Конечно же, нет. Более того, люди воспользуются любой мало-мальской возможностью, чтобы избежать подобной участи. И если ее предоставят оттуда, из Запада… то тогда уж пусть не обессудят господа дворяне. Но виноваты в этом будут в первую очередь они сами, поскольку именно их высокомерие и упрямство толкает народы на проявления разных «-измов». Подобное отношение к иноверцам и инородцам, к простым русским рабочим и крестьянам уже сыграло с Россией злую шутку в 1917 г., так неужели у элиты недостаточно ума, чтобы не повторять ошибки своих предшественников?
***
Более чем очевидно, что идеологи, пытающиеся построить в современной России какое-то моноэтничное и монорелигиозное государство, просто обречены на провал. И российская история уже не раз доказывала, что именно своей многонациональностью и поликонфессиональностью сильно Российское государство. Башкирская конница в 1812-14, кавказская «Дикая дивизия» в 1914-17, «панфиловцы» из Казахстана в 1941-45, и многие другие примеры показывают несостоятельность лозунга «Россия для русских» и других, подобных ему призывов. Если сегодня врагами объявят кавказцев, завтра – тюрков, затем – финно-угров, с кем тогда останутся проводники имперской идеологии? В качестве наглядного примера можно привести такую массовую сферу жизнедеятельности человека как спорт. Сколько побед одержано, благодаря объединенным усилиям спортсменов и тренеров, представляющих самые различные национальности и религии. Сколько медалей, в т.ч. и на прошедшей в Сочи зимней Олимпиаде, завоевано их общим трудом.
Игры в национал-монархизм настолько не адекватны современным реалиям, что просто удивительно слышать об этом из уст представителей российской элиты. Невозможно обогнать поезд, если соревноваться с ним на карете, даже если в ней будет сидеть какой-нибудь император. Так не пора ли, отказавшись от столь безумной идеи, начать действовать в рамках новой стратегии?
Стратегии осмысленного изучения и внедрения всего положительного, в т.ч. и присутствующего на Западе, отбрасывая при этом все отрицательное. Пересев таким образом на другое средство передвижения, обладающее современными скоростными и качественными характеристиками.
Добиться этого вполне реально. Но только… общими усилиями и только посредством справедливой политики по отношению ко всем без исключения пассажирам.
Руслан Раминов, специально для портала
Muslim Politic