Политические перспективы Судана (часть первая: «Юг – это только начало?»)

Опубликовано: 03.10.2014

Судан является одним из тех государств, которые не только богаты своей культурой и историей, но и обладают значительными природными ресурсами. Более того, эта страна вполне могла бы претендовать на статус региональной или даже континентальной державы. Если бы не множество но…

8

***

Получив независимость в 1956 г., Судан так и не смог обеспечить внутри себя стабильность и процветание. Периодически возникавшие конфликты длятся в этой стране до сих пор. Даже несмотря на то обстоятельство, что после прихода к власти военных во главе с Омаром аль-Баширом в 1989 г. в истории Судана начался новый этап развития.

Одной из причин нестабильности официального Хартума, безусловно, следует считать тяжелые последствия колониализма, основным лозунгом которого являлась политика «разделяй и властвуй». Ее итогом в Судане стала гражданская война между Севером и Югом. Конфликт продолжался (с некоторыми перерывами) около 60 лет (!) и закончился проведением референдума в южной части страны. В итоге, 9 июля 2011 года на карте мира появилось новое государство – Республика Южный Судан со столицей в г. Джуба.

Казалось бы, после отделения территорий, недовольных центральной властью, в регионе должно было наступить спокойствие. Однако, напротив, произошедшие изменения не принесли ни мира, ни процветания. Причем отделение не принесло счастья и самим отделившимся. Уже в декабре 2013 г., т.е. всего лишь спустя два года, в Южном Судане вспыхнула кровавая гражданская война, причиной которой стала попытка военного переворота со стороны отправленного в отставку вице-президента Риека Мачара. Следствием конфликта стали случаи массовой межплеменной розни, голод и сотни тысяч беженцев. 10 мая 2014 года стороны подписали соглашение по урегулированию конфликта, но полный мир так до сих пор и не наступил.

***

Отделение Южного Судана, несомненно, стало большим и тяжелым ударом не только для Судана, но и для всего арабо-мусульманского мира. Судан со своей независимой антизападной политикой давно стоял поперек горла западным державам, которые никак не могли прибрать к своим рукам нефтяные богатства страны. Тем более, что Хартум подписывал контракты с такими странами как Китай, Малайзия, Индия, Бразилия. Вот только с США суданские власти дел иметь не хотели.

В отместку за это, процесс разделения Судана активно поддерживался американской администрацией. И даже сейчас после раздела, противники Хартума отнюдь не желают останавливаться на достигнутом. Красноречивее всего об этом свидетельствуют слова президента Южного Судана Салвы Киира: «Судан ждет конец как самой большой державы в Африке. В скором времени он неизбежно распадется на несколько частей: первым в этом ряду стал Южный Судан, за ним последует Восточный Судан, потом — Дарфур».

Отделение Юга нанесло Судану и тяжелый экономический урон, ведь из 500 тыс. баррелей нефти, добывавшихся в Судане, более 350 тыс. приходились на юг страны. От южносуданской нефти Хартум получает сейчас деньги лишь за транзит, но даже и они выплачиваются с большими перебоями, что приводит к большим задолженностям Юга. Также между сторонами возникают новые военные конфликты, в частности, в районе приграничной территории Южный Кордофан. Противоречия в этом районе возникли еще в мае 2011 г., незадолго до проведения референдума на юге. И с точки зрения большинства экспертов, более чем очевидно, что на данное противостояние оказывало сильное влияние наличие больших запасов нефти в пограничных провинциях Южный Кордофан, Абьей и эль-Вахда, где запасы углеводородов исчисляются примерно в 500 млн. баррелей.

Еще один конфликт вспыхнул в марте 2012 г., теперь уже за нефтяное месторождение Хеглиг, на которое также претендует каждая из сторон. Войска Южного Судана попытались войти на данную территорию и даже захватили столицу района город Хеглиг. Тогда суданская армия в ответ начала бомбить позиции своих неспокойных соседей. Под давлением ООН, войска покинули район боевых действий, и сейчас каждая из сторон пытается добиться признания этой важной нефтеносной земли за собой.

***

Эта, безусловно, сложная ситуация, к сожалению, не является для Хартума единственной «головной болью». Сепаратистские тенденции, явным образом поддерживаемые извне, одолевают Судан не только на юге. Еще в 2003 г. в стране вспыхнул конфликт в провинции Дарфур. Ее население, наряду с негроидными народами, составляют арабские племена. Но как среди одних, так и среди других есть те, кто ведет вооруженную борьбу за большую автономию.

Поначалу конфликты здесь возникали на почве земельных отношений и доступа к водным ресурсам. Затем к этим причинам добавилось и то обстоятельство, что площадь земель, пригодных для обработки, стала постепенно уменьшаться по причине наступления пустыни. Еще одним поводом к конфликту стал договор между Хартумом и Джубой о разделе доходов от добычи нефти. Из за этого население Дарфура посчитало себя ущемленным в экономическом и социальном отношении.

На первом этапе оппозиционные силы в Дарфуре были представлены двумя основными движениями: «Фронтом освобождения Дарфура» (позднее эта организация стала называться «Суданским освободительным движением» — СОД) и «Движением за справедливость и равенство». СОД преимущественно состоял из племен «фур» и «загава». Что же касается «Движения за справедливость и равенство», то среди его членов главное место занимали бывшие сторонники известного лидера Хасана ат-Тураби.

Суданские власти привлекли к борьбе с повстанцами ополчение «Джанджавид», состоявшее из местных арабоязычных кочевников. Результатом столкновений стали тысячи убитых и сотни тысяч беженцев. Тогда в июле 2004 г. Совет безопасности ООН принял резолюцию по кризису в Дарфуре, которая обязала правительство Судана в течение 30 дней разоружить отряды «Джанджавид». В августе того же года в Нигерии прошли переговоры по урегулированию дарфурского кризиса. Тем не менее, конфликт все равно продолжался, и лишь в 2007 г. Франция, Великобритания и Гана разработали проект резолюции о создании 26-тысячного контингента войск ООН для отправки в Дарфур. Желание принять участие в миротворческой операции высказали также и Россия с Китаем.

В итоге, после долгих переговоров Хартум все же сумел наладить контакт с вооруженными группами Дарфура, и в результате, правительство Судана и самая мощная повстанческая организация «Движение за равенство и справедливость» подписали мирное соглашение. Договор был подписан в Дохе 6 апреля 2013 года, и произошло это при посредничестве Катара, который как раз старался играть тогда весьма активную роль.

Мирное соглашение включило в себя шесть основных пунктов: оказание помощи беженцам; предоставление свобод; соблюдение прав человека; вопросы безопасности; а также разделение власти и национальных богатств.

***

И все же, вероятность того, что конфликт на этом не завершится, весьма высока. Дело в том, что, по мнению экспертов и аналитиков, истинной причиной конфликта в Дарфуре следует считать наличие там огромных запасов нефти. В этой провинции, согласно исследованиям ученых Берлинского университета, проводивших там геологоразведочные работы, обнаружены колоссальные запасы «черного золота», причем довольно высокого качества. По некоторым данным, общее количество нефти исчисляется в миллиардах баррелей!

Таким образом, война в Дарфуре, как и во всем регионе, в целом, выгодна некоторым из тех крупнейших игроков мировой геополитики, которые «сцепились» за контроль над энергоресурсами и за политическую власть над миром. Именно поэтому события в Дарфуре необходимо рассматривать в контексте глобальной геополитики. Этот конфликт является, своего рода, той «точкой», где сошлись интересы мировых политических сил, сделавших Южный Судан своеобразным полигоном и плацдармом для приближающейся смертельной схватки за Африку, которая вполне может завершиться для континента новым территориальным и энергетическим переделом…

Продолжение в части №2

Агентство геополитических исследований «Манара»

Muslim Politic

Comments are closed.