Политические перспективы Судана (часть вторая: «Можно ли остановить запущенный процесс распада?»)

Опубликовано: 06.10.2014

8

Продолжение. Начало в части №1

Осуществленное при активном лоббистском и финансовом участии США отделение Южного Судана способствовало решению важной для Вашингтона экономической задачи: были созданы условия и возможности для передела суданского нефтяного рынка в ущерб интересам господствовавшего здесь ранее Китая.

Однако, учитывая политическую и финансово-экономическую активность, которую в последнее время демонстрирует КНР, вполне возможно, что Вашингтон вовсе и не сумеет воспользоваться созданной им ситуацией.

***

До недавнего времени Судан оставался единственной в мире крупной нефтедобывающей страной, экспортировавшей сырье в Индию, Китай и Малайзию, а не в Европу, США или Японию. По этой и другим причинам одной из приоритетных задач для Белого дома является ослабление Судана, т.к. для Соединенных Штатов крайне важно: 1) облегчить доступ к энергетическим ресурсам африканского континента; 2) ослабить своих геополитических конкурентов.

Еще одним примечательным аспектом, связанным с Суданом и его южным соседом является столкновение в регионе интересов Израиля и Ирана. Как известно, Судан занимает активную антиамериканскую и антиизраильскую позицию. Израиль, в свою очередь, одним из первых признал независимость Южного Судана, руководство которого объявило об установлении дипломатических отношений с Израилем в полном объеме уже через две недели после провозглашения независимости. Израиль стремится извлечь максимум выгоды из отношений с Южным Суданом, и это касается различных сфер жизнедеятельности. Особенно израильские власти заинтересованы в получении нефти и уже успели подписать с Южным Суданом соглашения в этой сфере.

***

События «Арабской весны» также не прошли мимо Судана. Беспорядки начались 23 сентября 2013 года в штате Эль-Гезира и, прежде всего, носили экономический характер, поскольку в основном были связаны с повышением цен на топливо. Вскоре митинги вылились в массовые акции протеста; демонстранты стали громить магазины и офисы в городах, в том числе и в Хартуме. В результате погибло около сорока человек; сотни были ранены.

И все же эти события не привели к каким-нибудь значительным изменениям, поскольку ситуацию удалось удержать под контролем, причем во многом благодаря харизме Омара аль-Башира. Не случайно те, кто хорошо знают суданского президента, описывают его следующим образом: «Этот человек отличается не только железной волей и самодисциплиной, но и незаурядным честолюбием; он является чрезвычайно целеустремленным и прагматичным лидером, при этом, однако, способным постоянно учиться; также он характеризуется способностью максимально эффективно действовать в критические моменты; и его главный козырь – умение оборачивать свои поражения в победы».

***

Несмотря на указанный президентский фактор, изменения на внутриполитическом суданском поле вполне возможны. И осуществлены они могут быть несколькими основными силами. Прежде всего, это, конечно же, уже упоминавшиеся в первой части данного исследования дарфурские сепаратисты. Также серьезную опасность для целостности страны представляют и движения из приграничных с Югом районов (Абьей, Южный Кордофан), которые фактически выступают за присоединение к Южному Судану.

Однако еще большую опасность для Судана представляет тот раскол элит, который, фактически, происходит в стране в последнее время. И связан он с тем обстоятельством, что часть политических движений выступает за изменение конституции Судана в сторону усиления религиозной компоненты. Тогда как другая часть настаивает на сохранении сложившегося законодательства.

Среди сторонников первой позиции следует выделить «Исламский конституционный фронт» (ИКФ), в который входят такие разносторонние силы как суданские «Братья-мусульмане»; т.н. «салафиты» из «Ансар аль-Сунна»; представители т.н. «суфистских» групп из «Форума за справедливость и мир» (ФСМ); и другие. Данная коалиция была создана по инициативе правящей в стране «Партии Национального конгресса» с целью лоббирования вопроса об изменении конституции Судана в связи с отделением «неверного», как они его называют, Юга.

На первый взгляд предложения членов фронта выглядят оправданными. Однако не все так гладко, как это может показаться поначалу… Дело в том, что, во-первых, часть коалиционных сил выступает за резкие и решительные изменения, что, конечно же, в сложившихся реалиях может нанести для внутриполитической стабильности непоправимый урон. Ибо любые резкие шаги, как правило, наталкиваются на ответную, подчас жесткую реакцию. И это при том, что позиции тех, кто выступает за сохранение ныне действующего законодательства, достаточно крепки, чтобы их просто проигнорировать.

Во-вторых, внутри самой коалиции, как это видно из состава, присутствуют настолько разные полюса, что говорить здесь о единстве можно лишь с большой натяжкой. Да, относительно вопроса законодательства силы, входящие в фронт, едины. Но как быть с другими, не менее важными вопросами? Какое будущее ждет эту коалицию, даже если она вдруг окажется на вершине власти? Пример Египта, когда бывшие союзники очень быстро оказались по разную сторону фронта, является в этом отношении более чем наглядным.

***

На этом фоне интерес вновь вызывает харизма суданского президента. В конце 2013 года он выступил с инициативой национального диалога между всеми политическими партиями Судана для разрешения имеющихся проблем и будущего устойчивого развития страны. Суданский лидер сделал интересный и достаточно неожиданный ход, удалив из своего окружения близких ему людей, с целью привлечь к управлению государством молодежь.

На призыв к национальному диалогу откликнулось около 80 партий и общественных организаций. В результате в стране был проведен «политический круглый стол», и по его итогам президент объявил о серии принятых решений. Среди них были обязательства предоставить больше свободы политическим партиям и прессе, а также освобождение всех политических заключенных. Очевидно, что эти и другие решения направлены на стремление наладить национальный диалог. Другими же целями национального диалога стало намерение принести спокойствие и мир в Дарфур, Южный Кордофан и Голубой Нил, а также налаживание добрососедских отношений со всеми соседними государствами, особенно с Южным Суданом.

***

Лидеры крупнейших партий Судана, конечно, не остались от происходивших процессов в стороне. Так, Хасан ат-Тураби, глава партии «Народный Конгресс», заявил, что настаивает на полном и окончательном мире в зонах конфликтов, призвав к открытию гуманитарных коридоров для оказания помощи всем пострадавшим. Также общественный и религиозный деятель призвал к обеспечению больших свобод, к позволению открыть доступ в частные и государственные СМИ для всех, пригласив группировки повстанцев к участию в диалоге и предоставив при этом гарантии того, что им не причинят вреда.

В то же время, Хасан ат-Тураби упомянул и о создании переходного правительства, которое занималось бы разрешением кризиса. Однако в данном вопросе Омар аль-Башир пойти на такой шаг пока не готов.

Лидеры другого популярного движения — партии «Национальная Умма» призвали официальные власти отменить запрет на деятельность международных гуманитарных организаций и предоставить им возможность оказывать помощь пострадавшим в зонах конфликтов.

Представители партии «Реформы сейчас», которая возглавляется Гази Салах ад-Дин аль-Аттабани, заявили о необходимости изменения роли политической жизни, призвав и к изменениям в конституции.

Глава «Арабской социалистической партии» Мустафа Махмуд, в свою очередь, подтвердил, что его партия готова к работе с правительством, заявив, что только мирный диалог может привести к преобразованиям, и призвав исключить при решении проблем насильственные методы.

Учитывая все пожелания и призывы, Омар аль-Башир в своем обращении к суданскому народу 1 января 2014 года, объявил о четырех главных пунктах предлагаемых реформ: «Остановить войну и установить мир; сделать политическую жизнь свободной; вести борьбу с бедностью; возродить национальную идентичность». Объявив об этом, глава Судана призвал все силы к принятию участия в диалоге.

***

Подводя небольшой итог данному исследованию, нельзя не отметить, что на современном этапе своего развития Судан столкнулся с целым рядом серьезных проблем как внутреннего, так и внешнего характера. Оказавшись в центре геополитической борьбы мировых держав за контроль над африканским континентом, страна даже подверглась разделу. При этом данный процесс еще может иметь и тенденцию к продолжению.

Таким образом, одной из самых главных задач для суданских властей, безусловно, является привлечь все возможные силы для того, чтобы остановить процесс децентрализации. Второй основной задачей видится необходимость провести такие реформы, которые смогли бы вывести Судан на новый уровень развития. И в этом ему должен помочь весь арабо-мусульманский мир, иначе «вирус» разделения и сепаратизма вполне может перекинуться затем и на их собственные страны.

Агентство геополитических исследований «Манара»

Muslim Politic

Comments are closed.