Одним из знаковых явлений, характерных для начала прошлого века, стало появление многочисленных «…измов», часть которых имела самое непосредственное отношение и к мусульманам. Одной из самых известных и распространенных доктрин стала, к примеру, такая идеология как «пантюркизм».
***
В принципе, мысли, заложенные в пантюркистской идеологии, не представляют собой чего-то нового и оригинального – проповедники идеи объединения по этническому признаку существовали среди людей издавна. Не обошли эти мысли и мусульманские народы. Однако отличие эпохи начала прошлого века было в том, что усилиями определенных заинтересованных сил были сформированы специальные движения и организации, проводившие в жизнь данные идеологемы.
При исследовании пантюркизма, в первую очередь, следует отметить неоднозначность этого явления с точки зрения исламского мировоззрения. И здесь не следует сразу «рубить с плеча», обвиняя апологетов пантюркизма в противоречии их убеждений исламским. Ибо бывают ситуации, при которых на один и тот же вопрос можно дать несколько разных ответов, причем правы будут абсолютно все. Также и в пантюркизме — несомненно, что в этой идеологии присутствует националистический аспект, противоречащий сути исламского вероубеждения. Однако в нем же присутствуют и положительные моменты, связанные с возрождением национальных традиций в рамках общетюркского культурного пространства.
***
И все же такого рода идеологические схемы довольно часто и успешно используют в своих интересах изощренные в геополитических сражениях силы. Так было и с пантюркизмом… Его как сформировавшуюся идеологию, фактически, поставила себе на вооружение Great Britain – «Великая Британия». Именно стратеги этой империи первыми сумели направить пантюркистские идеи в нужное для себя русло.
Имея стратегически дальновидный подход в решении тех или иных вопросов, англосаксонский мир быстро осознал огромный потенциал, таящийся в пантюркистских идеях. В результате этого многие тюркские движения попали под сильное влияние своих западных «друзей», причем порой даже не осознавая этого. Некоторые из таких движений были настолько обмануты данной идеологией, что тюркский национализм затмил в их сознании абсолютно все, в том числе, религиозную составляющую, оттеснив ее на задний план.
На сегодняшний день идеи пантюркизма все еще активно используются западными стратегами, целью которых является создание националистических тенденций среди тюркских народов, чтобы на их основе создавать небольшие «удельные княжества». К тому же, многие современные пантюркисты нередко дистанцируются от религиозных принципов, что также играет на руку колониальной политике, построенной по известному всем принципу «разделяй и властвуй».
К сожалению, часть современной политической элиты некоторых тюркоязычных государств и регионов до сих пор стоят на этих недальновидных позициях. Недальновидность же заключается в том, что пантюркизм, во-первых, в разы сужает геополитическое пространство для объединительных, созидательных процессов. Во-вторых, в современных реалиях он, по сути, направляет весь свой потенциал на разрушение сложившихся государственных границ, что, безусловно, несет в себе семена хаоса и анархии. Наконец, в-третьих, что, пожалуй, является самым важным, превалирование пантюркистских идей приводит к отодвиганию на задний план мусульманских, исламских идей. А ведь, как известно, «свято место – пусто не бывает»… И никакая пантюркистская идеология не может занять место собственно религиозной традиции, а это означает, что место ислама займет что-то иное. Именно это и происходило с частью представителей пантюркизма, которые нередко становились апологетами секуляризма, а впоследствии и близкого к нему атеизма.
Видимо, понимая это, часть пантюркистов предлагает свою альтернативу – возрождение национальных религиозных верований, в частности, т.н. «тенгрианства». И это при том, что лоббисты данной идеи позиционируют себя как «современных, цивилизованных интеллектуалов». Честно говоря, это выглядит поразительным — пытаясь доказать, что исламская идеология якобы является устаревшей и неактуальной, эти люди призывают возродить древнее национальное язычество?! Разве им неизвестен тот факт, что любая языческая традиция по всем показателям проигрывает четко сформулированной и уже давно сформированной исламской традиции. Разве не верхом абсурда являются попытки внедрения вместо исламского вероучения язычества? Тем более, что из истории хорошо известно, что большая часть тюркоязычных племен, когда-то исповедовавшая как раз «тенгрианство», сама, без какого-либо принуждения, выбрала для себя исламский путь развития. И ничуть от этого не проиграла. Напротив, приобщение к исламской цивилизации дало мощный толчок к развитию в самых различных сферах и областях, и однажды даже вывело тюркские народы в лидеры практически всего исламского мира.
***
Несмотря на то, что идеи пантюркизма нередко использовались во вред самим тюркоязычным народам, провоцируя среди них националистические, а значит разрушительные тенденции, все же стоит отметить, что при грамотном подходе пантюркистская идеология могла бы приносить и пользу. К примеру, сближение со среднеазиатскими государствами вполне могло бы проходить и под общетюркскими идеями.
Однако часть российских и среднеазиатских политиков и чиновников, по каким-то причинам не желающих или не умеющих действовать созидательно, всеми силами лишь нагнетают обстановку в этой сфере, загоняя таким образом любого рода активистов в угол. Естественно, что это вызывает ответную реакцию, и сколько из-за этого появилось новых — активных и потенциальных противников объединения, наверное, так никто и не узнает. До тех пор… пока, не дай Бог, в регионе не создастся чрезвычайная ситуация, как это некогда случилось в царской России. А какую роль в революционных процессах сыграло притеснение иноверцев и иноязычных помнит, вероятно, любой, кто хорошо изучал этот исторический период.
***
Конечно, доля вины в том, что сложилась такая ситуация есть и на самих мусульманах, потому что порой мусульманское сообщество настолько инертно и невежественно, что кажется, будто всех способностей хватает лишь на громкие лозунги и выуживание финансовых средств. Однако с другой стороны — во многих регионах есть грамотные и достойные представители мусульман, которые при должной поддержке вполне могли бы заменить бездарных и корыстолюбивых деятелей. Но найдутся ли те силы, что были бы заинтересованы в появлении такой активной и адекватной современным реалиям прослойки, причем не обязательно по должности, а скорее по духу? Возможно, от этого зависит и геополитическое будущее всего евразийского пространства.
Руслан Раминов, специально для портала
Muslim Politic