«Алмаз мира»

Опубликовано: 20.01.2015

История развития мусульманской цивилизации явила миру ярчайшие образцы культурной и научной жизни и окружавшей ее толерантности. Одним из примеров этого является история Кордовского государства, память о котором хранят не только мусульмане, но и представители других конфессий.

8

***

Начало Кордовскому эмирату положил молодой и энергичный принц Абдурахман, история которого тесно связана с падением династии Омейядов и приходом к власти Аббасидов. Не по годам мудрый и весьма активный принц воспользовался предоставившимися ему возможностями и не только основал в Андалусии собственное государство, но и сумел отразить все внешние атаки и сохранить внутреннее единство страны. Даже его противники в Багдаде уважительно называли Абдурахмана «соколом курайшитов», подчеркивая таким образом его таланты.

Впрочем, его наследники также оставили свой след в истории. Так, к примеру, Абдурахман III в еще большей степени объединил мусульманскую Испанию, примирив различные религиозные и этнические группы арабов, евреев, берберов, испанцев и даже славянских наемников. С этого момента началось стремительное развитие Кордовского государства, слава о котором распространилась во многих регионах. Сама Кордова стала одним из крупнейших политических, культурных и научных центров мира, во всех областях жизни которого наблюдался небывалый расцвет.

Одним из интересных моментов в методах правления Абдурахмана III было то, что он привлекал в качестве чиновников людей из неаристократических слоев общества и не связанных с производственной деятельностью. Многие из них впоследствии достигали высокого положения при правителе и служили в государственном управлении в качестве личных телохранителей. Среди последних особенно выделялась славянская гвардия, или «ас-сакалиба», как называли славян в арабском мире.

***

Дальновидная политика Абдурахмана III привела к тому, что Кордову стали называть не иначе как «алмаз мира». Столица Андалусии отличалась изысканной красотой своих храмов, фонтанов, дворцов и даже университетов. Население Кордовы, по данным историков, составляло почти 500.000 (!) человек.

В стране развивались самые различные отрасли знания, включая научные дисциплины, области права, теологию, а также литературу и поэзию. Во дворце Абдурахмана III работали знаменитые ученые и поэты. При этом сам правитель тратил огромные суммы на покупку рукописей для библиотек. Только в его личной коллекции было собрано 400.000 рукописей со всего мира.

Большой популярностью пользовался Кордовский университет, в котором учились не только мусульмане, но и видные представители христианских и иудейских научных кругов.

***

Об уникальной атмосфере Андалусии говорит и тот факт, что большую и значимую роль в жизни государства, управлявшегося мусульманами, играли представители других конфессий: христиане и иудеи.

Христиан в Андалусии именовали таким словом как «мосарабы» (от арабского: мустараб, что в переводе означает: «арабизированный»). Христианское духовенство и знать пользовались большими привилегиями и широкой религиозной свободой. Многие из христиан привлекались к государственной службе, занимая довольно высокие посты.

Иудейская община тоже пользовалась большими свободами. Так, иудеи свободно занимались торговыми делами, изучали научные дисциплины. В итоге, Кордова даже стала крупным культурным центром для западноевропейских иудеев. В том числе, этому способствовала деятельность Хасдая ибн Шафрута, врача и советника Абдурахмана III, который впоследствии стал, своего рода, министром финансов и в какой-то степени даже министром иностранных дел. Именно в Кордовском государстве прошел «золотой век» испанского еврейства – многие видные еврейские ученые, поэты и философы проявили себя как раз во времена существования этой страны.

Только после распада Гранадского эмирата (последнего мусульманского государства на территории Пиренеев) и последовавших после этого жестоких преследований со стороны европейской феодальной знати, иудеи были вынуждены бежать из Испании. При этом, что примечательно, бежавшие от гонений евреи получили убежище опять же у мусульман – на этот раз у Османов.

***

На редкость благоприятные условия дали сильнейший импульс развитию научных дисциплин в Андалусии. Наука развивалась благодаря той громадной поддержке, которая оказывалась правителями государства ученым. В этот период активно развивалась и переводческая деятельность, благодаря которой на арабский язык было переведено огромное множество книг. Причем впоследствии они стали широко известны и в европейских научных кругах.

Также больших успехов достигли такие науки как: языкознание и философия, история и география, математика и астрономия. Особого успеха достигли медицина и фармацевтика, в результате чего многие книги по медицине также были переведены сначала на арабский язык, а затем и на латынь. Одним из известных врачей мусульманской Испании был Саид ибн Абдураббих, который придумал свой метод лечения тифа и различных видов лихорадок. Не меньшую известность получили и Ахмад ибн Йунус и его брат Умар, прославившиеся успехами в лечении глазных болезней и приготовлением различных видов лекарств. Слава кордовских врачей настолько распространилась по всей Европе, что немало представителей европейских королевских семей специально приезжали в Кордову, чтобы лечиться у местных врачей.

***

Экономическое развитие Андалусии также достигло больших высот. Все области хозяйственной жизни развивались более чем успешно. Например, в сельском хозяйстве была создана искусная система орошения, что дало возможность выращивать сахарный тростник, гранаты, пальмы и многие другие полезные растения. Была создана и особая порода тонкорунных «мериносов» (порода овец), которые давали шерсть крайне высокого качества.

Не забывали в Кордовском государстве развивать и промышленность, среди отраслей которой выделялись: текстильная (особенно суконная и шелковая); кожная; бумажная; керамическая; стеклянная; и даже рудная. Добыча природных ресурсов всегда была одним из показателей богатства и могущества страны, особенно в тот период времени, ведь металлы и руды были крайне необходимы для самых разных отраслей жизнедеятельности, в том числе и в военной сфере. Поэтому не случайно, что мастера Кордовского государства также прославились производством оружия всех видов и их удивительной отделкой.

7

***

Кордовское государство распалось в первой половине XI века, когда последний его правитель не смог справиться с потоком накапливавшихся проблем, в результате чего вскоре был свергнут. Страна распалась на отдельные полуавтономные мелкие владения, часто воевавшими друг с другом. Лишь когда контроль над Андалусией получила новая династия, государство вновь стало централизованным и сильным.

Что же касается Кордовы, то, по признанию многих ученых, в свое время она представляла собой самую передовую цивилизацию в Европе. Андалусия остается одним из примеров той толерантности и уважения к представителям иных конфессий, которые были изначально заложены в исламском вероучении. История Кордовского государства может и должна стать уроком для всех, кто обвиняет ислам в отсталости и нетерпимости, от чего, на самом деле, он далек и чист.

Руслан Раминов, специально для портала

Muslim Politic

Tags: ,

Comments are closed.