Саудовская Аравия после короля Абдаллы: дипломатия или…?

Опубликовано: 29.01.2015

Приход к власти короля Абдаллы бин Абдель Азиза, сменившего в 2005 г. короля Фахда, поначалу многие посчитали началом «новой эры» в истории Саудовской Аравии.

Прогнозы, которые делались экспертами и аналитиками, предполагали, что в стране тотчас же начнутся реформы. И эти надежды были связаны непосредственно с новым королем, которого считали «реформатором», насколько это определение можно применить к правителю Саудовской Аравии.

21

***

Однако сильная оппозиция «консервативного крыла», прежде всего, в лице религиозных деятелей, и преклонный возраст монарха сделали свое дело. Абдалла так и не решился на серьезные преобразования в своей стране. А вспыхнувшие затем волнения в арабо-мусульманском мире, известные как «Арабская весна», и усиление экстремистских групп, в том числе и внутри саудовского общества, сделали вопрос реформ крайне сложной задачей, если не сказать невыполнимой.

По мнению многих современников, король Абдалла отличался добрым нравом и простым характером. Как пишет арабская пресса, «он был неприхотлив и предпочитал проводить свои выходные дни в пустыне в бедуинских шатрах, вместо того, чтобы отдыхать в роскошных дворцах, раскинутых по всему миру. Также отмечается, что он был против громадных расходов членов королевской семьи и когда пришел к власти, приказал всем принцам самим оплачивать телефонные счета и покупку билетов». Это был один из шагов направленных на борьбу с коррупцией, которая сильно распространилась в стране. Особенно проявлялись коррупционные схемы при заключении сделок по покупке вооружений на Западе, когда комиссия от таких соглашений иногда превышала 30% и нередко уходила в карманы многочисленных принцев.

Смог Абдалла сделать и несколько шагов в сторону решения некоторых т.н. «женских вопросов». Именно во время его правления саудовские женщины были введены в консультационный совет при короле, чего до этого в стране и близко не видели. Также покойный монарх был известен своими призывами к диалогу, причем как между религиозно-правовыми школами внутри ислама, так и между религиями в целом. Однако, как говорится, «ничто не вечно под луной». Король Абдалла умер…

***

Приход к власти нового монарха Салмана бин Абдель Азиза сразу же ознаменовался значительными событиями. Еще до похорон Салман убрал со всех постов главу канцелярии и личного секретаря покойного монарха – Халида Тувейджари, хранившего многие секреты Абдаллы и обладавшего сильным на него влиянием.

Следующим шагом стало назначение заместителем наследного принца Мухаммеда бин Наефа. При том, что эта должность была создана с подачи Халида с перспективой назначения на нее сына покойного короля – Мутаиба бин Абдаллы.

Еще одним значительным событием можно считать назначение сына нового короля – Мухаммеда бин Салмана министром обороны и главой канцелярии короля. И на это действительно стоит обратить внимание, поскольку король Салман принадлежит к т.н. «клану ас-Судейри» – сыновьям основателя династии ас-Сауда от его жены Хиссы бинт Ахмад ас-Судейри. Эта группа считается самой влиятельной среди принцев Саудовской династии, общее количество которых насчитывается уже более 200 человек.

Из всего этого можно сделать следующие важные выводы:

Во-первых, посредством назначения видных представителей «клана ас-Судейри» на наиболее значимые посты в Министерстве обороны и Министерстве внутренних дел, фактически, произошло возвращение этого клана на политическую арену;

Во-вторых, начался процесс перехода власти ко «второму поколению» принцев – внуков основателя династии Абдель Азиза ас-Сауда.

Но следует отметить, что новые назначения понравились далеко не всем, причем как внутри страны, так и за ее пределами. Например, на церемонии прощания с королем Абдаллой не было руководителей Объединенных Арабских Эмиратов. Не прилетел также и президент Египта, Абдель Фаттах ас-Сиси, сославшийся на погодные условия в Давосе. Причиной этого, полагают эксперты, является то обстоятельство, что руководство ОАЭ и Египта делали ставку на связку «Халид-Мутаиб», которая вследствие последних назначений оказалась не у дел.

***

Помимо междоусобных проблем новому королю предстоит решать и многие другие вопросы – как внешнего характера, так и внутреннего. Конечно, международные вопросы, наподобие угрозы со стороны ИГИЛ, едва ли получится решить в одиночку: здесь многое будет зависеть, скорее, от общей геополитической ситуации, на которую влияют совсем иные силы.

А вот в отношении различных внутренних проблем у нового монарха за плечами имеется немалый жизненный опыт. Не следует забывать, что с 1962 по 2011 гг. Салман бин Абдель Азиз занимал пост губернатора Эр-Рияда, и за это время город с глинобитными домами и населением всего в 200 тыс. человек превратился в современный мегаполис, насчитывающий 7 млн. жителей.

Среди тех качеств, которые отмечают у нового короля, можно выделить и владение им искусства дипломатии, что для сложившейся внутри государства ситуации является весьма полезным и актуальным. Также он известен как личный секретарь и хранитель многих тайн саудовских королей, и это, безусловно, может стать дополнительным козырем нового правителя.

С другой стороны, Салмана считают сторонником консерваторов. К примеру, согласно письмам, обнародованным известным ресурсом WikiLeaks, новый монарх «не считает демократию пригодной для своей страны». Может, поэтому далеко не случайно, что совершившему в Эр-Рияд официальный визит американскому «президенту-демократу» и его супруге был устроен такой «теплый» прием? Прервать встречу с главой Белого дома, тем более для страны, которая в очень многих аспектах зависит от Вашингтона, можно только в том случае, когда хотят показать, что дружба и взаимопонимание здесь не так уж и близки…

***

Итак, новый король, безусловно, столкнется со всевозможными сложностями и проблемами, причем как старого характера, так и нового, ибо каждый год, каждый месяц, а иногда даже и каждый день, приносят с собой все новые и новые вызовы.

Некоторые эксперты в связи с этим отмечают, что «короля Салмана ожидает короткий срок, и несмотря на то, что многие говорят о плавном переходе власти, есть много причин, которые заставляют говорить о том, что королевство ждут трудные дни, особенно учитывая последние события в Йемене, а также то, что ИГИЛ уже стучится в дверь».

Если же попытаться выделить основные вопросы, которые придется решать королю Салману, то наиболее значимыми выглядят следующие проблемы:

  • Угроза со стороны ИГИЛ. Эта опасность на нынешнем этапе развития страны является, конечно же, одной из самых главных. Причем для Эр-Рияда эту группировку можно считать как внешней, так и внутренней угрозой, поскольку внутри саудовского общества найдется немало ей сочувствующих. Опасность также представляют и другие радикальные группы, прежде всего, «Аль-Каида» и другие близкие к ней по идеологии экстремистские организации, обвиняющие официальные власти в «отступлении от истинного ислама».
  • Взаимоотношения с Ираном, который Саудовская Аравия обвиняет в поддержке «хуситов» в Йемене, шиитских движений в Ираке, оппозиции в Бахрейне и Башара Асада в Сирии. Учитывая, что уже четыре страны региона, в той или иной степени, находятся под иранским влиянием – Сирия, Йемен, Ливан и Ирак, отношения с Ираном остаются достаточно напряженными и могут доставить много неприятностей Эр-Рияду.
  • От Ирана во многом зависит и еще один важный вопрос – вопрос местной саудовской шиитской общины, представители которой компактно проживают на востоке страны. Они обвиняют Эр-Рияд в игнорировании их проблем и лишении возможности самим решать эти проблемы, т.к. у них нет возможности занимать высокие административные посты. Учитывая же, что большая часть залежей нефти располагается именно в восточных районах, становится очевидным, что волнения среди шиитов, число которых достигает почти 20 млн. человек, для Эр-Рияда вполне могут обернуться полным крахом.

Также можно отметить и некоторые другие проблемы, которые, так или иначе, но придется решать новым саудовским властям. Например, такие вопросы как: реформирование и модернизация страны; права женщин, которым только в этом году разрешили участвовать в выборах и даже предоставили возможность выставлять свои кандидатуры; преклонный возраст короля и состояние его здоровья, и т.д.

***

Сумеет ли новый правитель разрешить имеющиеся проблемы и противоречия с помощью того искусства дипломатии, которое было замечено за ним уже давно и которое столь необходимо в современную эпоху? От этого, возможно, и зависит будущее Саудовской Аравии – страны, способной оказать достаточно сильное воздействие на весь Большой Ближний Восток.

Али Алиев, эксперт портала

Muslim Politic

Comments are closed.