Поучительная история американских мусульман

Опубликовано: 24.02.2015

17

21 февраля 1965 года смертью мученика погиб известный мусульманский деятель Малкольм Икс, ставший одним из самых авторитетных лидеров мусульман Северной Америки и сумевший коренным образом повлиять на мировоззрение многих афроамериканцев, которые поначалу следовали за идеями основателей известной американской организации «Нация ислама»…

***

Движение Nation of Islam (NOI) возникло с точки зрения истории совсем недавно – всего лишь в первой половине XX века. Однако довольно быстро оно сумело завоевать в Новом Свете весьма большую популярность и в некоторой степени даже стало оказывать влияние на внутреннюю политику Соединенных Штатов, чего достигали совсем немногие организации.

Основателями NOI стали представители афроамериканцев, т.е. потомки тех жителей Африки, которых, начиная где-то с XVII в., насильно вывозили на территорию американского континента.

Основной целью первых членов общества была борьба за свои ущемленные права. Однако путь, который был избран основателями движения, был таким же радикальным, как и у тех, против кого они боролись. Дело в том, что изначальная идеология NOI строилась на «черном расизме», который явным образом противопоставлял себя «расизму белому». Так, к примеру, в ряды организации не допускались белокожие американцы, даже если они и проявляли свое сочувствие к проблемам афроамериканцев.

Но почему же в названии этого, казалось бы, явно неисламского движения присутствовала связь с исламом? Объяснялось это следующим образом: основатель и лидер организации, некий Уоллос Фард, будучи довольно загадочной личностью, объявил себя «Махди» и «Мессией» одновременно, играя, таким образом, на эсхатологических настроениях.

Фард появился в Детройте в 1930-ом году и начал проповедовать там свой «ислам», который он называл «истинной религией афроамериканцев». Отличие от подлинного ислама заключалось, прежде всего, в том, что:

Во-первых, сам Фард претендовал на озвученный ранее статус, что превращало его в лжеца и самозванца;

Во-вторых, некоторые из столпов ислама объявлялись необязательными или видоизменялись;

В-третьих, движение исповедовало «исключительность черной расы». К примеру, утверждалось, что все пророки, в том числе и Иисус, якобы «были людьми исключительно с черным цветом кожи». При этом ветвями «черной расы» объявлялись и другие не белые расы, то есть, красная и желтая.

В то же время, многие из положений исламского вероучения принимались без изменений. К примеру, изучение Корана входило в программу обучения членов организации. Однако осуществлялось это вперемежку с изобретенной основателями движения мифологией. Все это путало людей, которые полагали, что Уоллос Фард проповедует именно ислам как таковой. В добавление к этому, само движение имело название «Нация ислама», что в еще большей степени вносило путаницу и сумятицу. Тем более, что в то время мир еще не был столь открыт и взаимосвязан, как в современную эпоху, а информационные технологии были развиты достаточно слабо.

***

В 1931 году в организацию вступает молодой и энергичный Элайджа Пул. Его активность не остается без внимания, и вскоре он назначается «премьер-министром», после чего получает имя Элайджа Мухаммед. Движение начинает быстро и широко развиваться, обретая свою экономическую базу. Как результат – основываются все новые и новые религиозные и образовательные центры.

В 1934 году происходит событие, сделавшее Элайджа уже единственным лидером NOI – Уоллос Фард таинственным образом исчезает. В организации этот факт объяснили, используя идеологический подтекст: «Уоллос избрал Элайджа своим учеником, передав ему свою посланническую миссию и обучив необходимым знаниям, после чего исчез из этого мира».

***

В 1960-х годах в идеологии движения происходит один из ключевых и переломных моментов. Связано это было с тем обстоятельством, что «черные мусульмане» начинали открывать для себя подлинный ислам, узнавая его историю и задумываясь об истине. Одним из тех, кто сумел пройти этап переосмысления, стал известный проповедник Малкольм Икс.

Его окончательное преображение произошло после совершения им хаджа – паломничества в Мекку. Там, согласно собственным словам Малкольма, он воочию увидел настоящее братство мусульман, не ограниченное расовыми предрассудками, и понял, что «именно настоящий ислам может стать тем инструментом, который позволит преодолеть расовые проблемы».

В результате, после своего возвращения, Малкольм, будучи одним из самых харизматичных лидеров NOI, пытается открыть истинные гуманистические принципы ислама своим друзьям и коллегам. Часть людей прислушивается к нему, однако со стороны других это наталкивается на непонимание и противодействие. Тогда Малкольм начинает выступать с лекциями, в которых раскрывает суть подлинного ислама. Также он подвергает критике идеологию NOI, причем с самых различных позиций: и с религиозных, и с этнических, и с социально-политических. «Я многое натворил, – отмечал Малкольм, – и теперь я сожалею. Тогда я был зомби… мне указали направление и приказали маршировать. То были плохие времена. Болезненность и безумие тех дней – я рад быть свободным от них».

Активная деятельность Малкольма вызвала среди руководства организации резкое неприятие. Угрозы сыпались на него одна за другой. Затем на его жизнь начались и реальные покушения. В итоге, 21 февраля 1965 года, прямо во время одного из своих выступлений Малкольм погибает смертью мученика от рук убийц из числа членов NOI.

Это жестокое убийство потрясло не только членов самой организации, оно всколыхнуло собой всю страну. Так же, как затем убийство Мартина Лютера Кинга – одного из наиболее известных борцов против расизма.

***

Несмотря на то, что при жизни Малкольма существенных изменений в развитии NOI не произошло, его идеи и проповеди все же достигли своей цели, сыграв свою положительную роль уже после его смерти. Причем восприняты они оказались там, где ожидать этого можно было меньше всего… В 1975 году умирает лидер движения Элайджа Пул, и во главе организации встает один из его сыновей, который и начинает реформирование идеологии в сторону подлинного ислама.

В результате, происходит отказ от главных неисламских убеждений – «боговоплощения и мессианства У. Фарда», «пророчества Элайджа» и «расового превосходства». Многие из членов «Нации ислама» последовали за новым лидером, который отказался от старого названия организации, переименовав ее в «Мировое сообщество Ислама на Западе». Впоследствии это движение стало известно как American Society of Muslims («Американское общество мусульман»).

Однако меньшинство – наиболее упорное в своих воззрениях продолжило исповедовать прежние убеждения и даже сумело оставить за собой старое название. Их новым лидером стал Луис Фаррахан, который, в свое время, был назначен на место погибшего Малкольма. При этом немалое количество людей считало последнего причастным к тому резонансному убийству. В частности, жена Малкольма «считает это общеизвестным».

***

В течение определенного периода времени Nation of Islam и American Society of Muslims существовали и действовали параллельно друг другу. Однако в 1985 году ASM объявляет о самороспуске. Целью данного шага было преодоление изоляции афроамериканских мусульман и объединение с мировой уммой.

В то же время, нельзя не отметить, что такое решение, к сожалению, как бы отдало инициативу доминирования среди афроамериканцев движению NOI. Этим обстоятельством сумели воспользоваться лидеры организации, укрепившие старые и учредившие новые региональные филиалы. В течение 10 лет Фаррахан и его единомышленники активно действовали по всем штатам, инициируя различного рода мероприятия.

Наконец, в 1995 году они достигли, вероятно, своего апогея, организовав получивший широкую известность «Марш миллиона мужчин». Впервые за всю историю США в стране (да еще в самой столице – Вашингтоне) на шествие собралось около миллиона мужчин с черным цветом кожи. Этот марш продемонстрировал силу движения, в частности, и потенциал афроамериканцев, в целом.

После этого активность NOI несколько снизилась. А по мнению части мусульманских ученых, в движении даже наметились тенденции в сторону сближения с настоящим исламом. Одной из причин этого стала клиническая смерть, которую пережил глава организации. Из последних крупных акций лидера NOI – проведение в 2005 г. митинга, во время которого он обвинил власти США в «геноциде афроамериканцев в Новом Орлеане во время урагана “Катрина”».

Что же касается «Американского общества мусульман», то, несмотря на юридический самороспуск, организация продолжала свою деятельность на неофициальном уровне. Ее популярность была достаточно высока, и количество вступивших в нее мусульман постепенно возрастало. Так, в 2002 году численность организации оценивалась в 2,5 миллиона человек.

***

Подытоживая все сказанное, можно сделать несколько важных выводов. Самым главным из них является то обстоятельство, что, несмотря на изначальное серьезное отличие идеологии NOI от исламских убеждений, всё повернулось таким образом, что многие из «черных мусульман», в итоге, вошли в единое мусульманское сообщество. Ибо, отказавшись от чуждых исламскому вероучению воззрений, они стали полноценными последователями ислама. И это, безусловно, можно считать одним из тех чудес, которые происходят лишь благодаря Божественной воле. Действительно, каким образом могла измениться эта неблагоприятная для мусульман ситуация, если не при помощи мудрости и могущества Всевышнего?

Другим важным выводом является тот пример, который столь актуален для современных мусульман – пример мирной, грамотной и самоотверженной проповеди, посредством которой даже «проиграв битву» можно «выиграть сражение». Именно так произошло с той миссионерской деятельностью, которую вел погибший смертью мученика Малкольм, чьи проповеди одержали победу даже после его ухода из этой жизни.

Руслан Раминов, специально для портала

Muslim Politic

Tags: ,

Comments are closed.