Белуджистан как возможное препятствие к возрождению Великого шелкового пути (часть первая)

Опубликовано: 20.03.2015

К XXI веку в мире осталось множество народов, не только не имеющих своей государственности, но и разделенных установившимися государственными границами. Курды на Ближнем Востоке, туареги в Африке, уйгуры в Центральной Азии и многие другие – все они, оказавшись в свое время «разменной монетой» в больших геополитических играх великих и не очень держав, порой, к сожалению, продолжают невольно служить их интересам до сих пор. И одним из ярчайших примеров такого исполнения чужих задач является сепаратизм на территории Белуджистана.

2

***

Данная историческая область, в которой проживают ираноязычные кочевники-белуджи, оказалась разделена между тремя современными государствами – Ираном, Афганистаном и Пакистаном. И если никогда не контролировавший белуджей Афганистан, фактически, не участвовал в определении современных государственных границ, то Иран, тогда называвшийся Персией, поделил территорию Белуджистана с англичанами. Таким образом, западные белуджи оказались в составе иранского государства Каджаров, а восточные – в сфере влияния Great Britain.

Примечательно, что формально подчинявшиеся Великобритании белуджи, находясь в составе Келатского ханства, по сути своей, сохраняли автономность и в какой-то степени даже независимость. Именно это дало им формальное право сразу после ухода англичан и образования в северной части их владений Пакистана заявить о себе. Ведь, по логике некоторых элитарных белуджских групп пусть британский, но фактически независимый Белуджистан стал частью нового государства. Тем более, что белуджи занимали привилегированное положение в британской колониальной армии. Их отряды участвовали в подавлении сипайского восстания 1857-1858 гг., в Абиссинской войне, в подавлении народных выступлений в Восточной Африке и восстания тайпинов в 1962 г. в Китае.

Мусульмане-белуджи помогли английским колонизаторам против своих единоверцев и в Третьей англо-афганской войне, а также сражались во время Первой мировой войны на территории Франции и Бельгии. Именно из белуджей был Худадад Хан, первый британский колониальный солдат, получивший высшую воинскую награду империи – Крест Виктории. В ходе Второй мировой войны уроженцы Белуджистана сражались в Бирме и на островах Малайского архипелага с японцами, в Восточной Африке – с итальянцами, в Греции и на Кипре – с немцами.

***

И все же в 1947 г. Келатское ханство оказалось присоединено к Пакистану, армия которого к 1948 г. сломила сопротивление белуджских отрядов. С этого момента история пакистанского Белуджистана стала развиваться крайне противоречиво.

С одной стороны, белуджи, как и в случае с англичанами, остались военной элитой армии нового государства. Они приняли участие во всех трех войнах Пакистана против Индии, зачастую единственные сохраняли боеспособность и добивались серьезных успехов. Так было, когда они захватили высоту Панду на территории Кашмира, и когда сорвали наступление индийских частей на Лахор. А в ходе войны за независимость Бангладеш в 1971 г. уроженцы Белуджистана, хоть и не спасли пакистанские вооруженные силы от поражения, выглядели исключительно боеспособными, снискав уважение среди военных Индии и Пакистана. Не случайно, в городе Абботобад расположен мемориал, посвященный солдатам-белуджам, сражавшимся в пакистанской армии – как знак признания их заслуг. Все это объяснимо как этнопсихологическими, так и социальными аспектами – военная служба для жителей экономически неразвитого пакистанского Белуджистана является едва ли не единственным шансом занять высокое социальное положение, а также финансово обеспечить себя и свои семьи.

***

Однако с самого включения в состав Пакистана территорий, населенных белуджами, сторонники сепаратизма и национализма из их числа ведут постоянную вооруженную борьбу против центральной власти. В 2000 г. их разрозненные отряды объединились в «Освободительную армию Белуджистана» (ОАБ), ведомую бывшим пакистанским министром и сенатором от им же созданной партии «Национальный альянс Белуджистана» Акбар Ханом Бугти. Правда, в 2006 г. он был убит, но смерть 79-летнего лидера не остановила белуджских сепаратистов, которые до сих пор продолжают бороться против официального Исламабада. Общая численность «Освободительной армии Белуджистана» доходит до 250.000 человек, и, помимо стрелкового оружия, она имеет на вооружении даже несколько зенитно-ракетных комплексов.

При этом, преподносящаяся западными СМИ как «освободительная и справедливая» борьба теряет все свое благородство, едва лишь становится известно о ее методах. Во-первых, белуджи-сепаратисты отметились подрывами газопроводов, снабжающих Пакистан столь необходимым гражданскому населению топливом. Последний такой инцидент имел место в 2014 г., когда без газа осталось более 1.000.000 человек. И эта практика целенаправленных подрывов газопроводов, АЗС и других объектов, связанных с энергоносителями, была начата «освободителями» еще в 2002 г.

Но самое страшное – это теракты в отношении мирных граждан. Так, в феврале 2014 г. боевиками ОАБ был организован подрыв железнодорожного состава, следовавшего из Карачи в Пешавар. В результате погибли 8 человек, и еще 30 были ранены. В том же месяце ими были расстреляны три учителя в селении Ках Банда. При этом экстремисты активно используют смертников – к примеру, в январе 2013 г. террорист совершил самоподрыв на рынке в городе Кветта, унеся с собой в могилу 11 человек.

Некоторые акции сепаратистов демонстрируют намеренное пренебрежение к значимым для современного Пакистана местам. Так, в июне 2013 г. им удалось сжечь резиденцию основателя государства Мухаммада Али Джинны на территории округа Зиарат. Еще более громкой акцией экстремистов стало похищение в феврале 2009 г. руководителя регионального Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев Джона Солеки. Взамен боевики потребовали отпустить из тюрем не менее 250 своих соратников. Осуществила эту акцию, к слову, другая организация – «Объединенный фронт освобождения Белуджистана». Дипломат вышел на свободу лишь в апреле того же года.

Важным аспектом является и то, что на территории пакистанского Белуджистана действуют не только сепаратисты как таковые, целью которых в большинстве своем является отделение от Пакистана. В последние годы в регионе стали набирать силу и псевдорелигиозные группировки, взявшие на вооружение идеологию «такфиризма» (обвинение всех несогласных в неверии). Самой могущественной среди таких групп считается местное отделение движения «Лашкар-э-Джангви». Его мишенью, помимо военных и правительственных чиновников (в число которых почему-то включаются и преподаватели школ), стали также живущие в Белуджистане шииты-хазарейцы. Только лидер одной из провинциальных ячеек Усман Курд (задержанный в 2006 г. и известный как Сайфулла), был причастен к убийству не менее 150 мирных граждан из числа хазарейцев.

***

Рассматривая взаимоотношения между суннитами и шиитами в Белуджистане, полезно будет заглянуть и по другую сторону границы, разделившей эту историческую область еще в XIX в. В Иране белуджский сепаратизм столь же силен и имеет почти столь же давнюю, сколь и в Пакистане, историю.

Первая сепаратистская организация в иранском Белуджистане была образована в 1964 г. Она получила название «Белуджский освободительный фронт» и первоначально базировалась в Дамаске. В 1968 г. фронту удалось поднять восстание против шахского режима, которое длилось несколько лет. При этом «Белуджский освободительный фронт» являлся группировкой сугубо сепаратистской направленности и интересовался исключительно вопросами «независимости Белуджистана».

В 80-е гг. эстафету вооруженной борьбы перехватило образованное Абдулазизом Моллазаде «Белуджское автономистское движение». Его деятельность пришлась на годы ирано-иракской войны, и поддержку движению оказывала администрация Саддама Хусейна. После окончания военного противостояния, Саддам потерял интерес к белуджскому сепаратизму, и их активность быстро сошла на нет.

Однако связи, кадры и методы движений прошлых лет были с успехом использованы созданным в 2003 г. террористическим объединением «Джундалла». Эта группировка, в отличие от предшественников, имела религиозную, поначалу просто суннитскую, а впоследствии – «такфиристскую» направленность. Боевики «Джундаллы» сражались не только против Ирана, «незаконно оккупировавшего», по их словам, территорию Белуджистана, но и против шиитов вообще как «неправильных мусульман» или даже «кяфиров» (т.е. неверующих). Возглавил движение Абдулмалик Риги, которому на момент зарождения группы было всего лишь 20 лет.

***

Всего через два года после основания группировки, ее боевики атаковали кортеж президента Ирана Махмуда Ахмадинежада. В ходе нападения погиб один из охранников главы иранского правительства. В 2006 г. «Джундалла» уничтожила 21 мирного жителя селения Тасуки. Годом позже ее жертвами стали 18 бойцов Корпуса стражей Исламской Революции, рядом с автобусом которых была взорвана бомба. 31 человек получил в ходе данного теракта ранения. Но, пожалуй, самой кровавой акцией «Джундаллы» можно назвать взрывы в Пишине в 2009 г. Один из них раздался недалеко от конференц-зала, где было запланировано суннитско-шиитское мероприятие. Второй – в расположении Корпуса стражей Исламской Революции. В результате погибли 50 человек, в числе которых – замкомандира наземными частями КСИР генерал Нур Али Шуштари, а также командующий частями Корпуса в провинции Систан и Белуджистан генерал Раджаб Али Мохаммадзаде.

Данный теракт стал своеобразной «последней каплей» для иранских спецслужб, которые посчитали поимку лидера «Джундаллы» и его наказание – делом чести. 23 февраля 2010 года самолет, на котором Абдулмалик Риги вылетел из Дубая в Бишкек, был посажен истребителями иранских ВВС в аэропорту г. Бендер-Аббас. Эта операция стала, пожалуй, самой громкой и успешной за все время существования иранских спецслужб. При этом ранее в руки иранцев попал и брат лидера террористов Абдулхамид. В итоге, он отрекся от своего брата и командира, объяснив, что именно тот привел его на скамью подсудимых. Более того, Абдулхамид Риги обвинил Абдулмалика в связях с ЦРУ.

Вскоре тот и сам подтвердил факты своей работы на американскую разведку и даже предоставил компрометирующие документы. Видеозапись признаний Абдулмалика Риги транслировалась иранскими телеканалами, после чего была направлена президенту США Бараку Обаме и генсеку ООН Пан Ги Муну, которые, впрочем, никак на это не отреагировали. 20 июня 2010 года лидер самой кровожадной экстремистской группировки Ирана был казнен…

Продолжение в части №2

Антон Евстратов, политолог

Muslim Politic

Tags: ,

Comments are closed.