Мусульманская автономия на Филиппинах: дипломатия в действии (часть II)

Опубликовано: 12.03.2015

Как власти Филиппин, так и большая часть филиппинских мусульман прекрасно понимали, что завершить начавшийся в конце 1960-х годов конфликт силовыми методами едва ли когда-нибудь удастся. Поэтому с обоих сторон велась усиленная работа на дипломатическом уровне…

33

В 1987 г. в Джидде между филиппинскими властями в лице президента К. Акино и повстанцами вновь подписывается мирное соглашение. Однако и в этом случае возникают проблемы, причем, в большей степени связанные уже с внутренними противоречиями среди самой филиппинской элиты. Только с 1986 по 87-ой года в стране произошло шесть попыток государственного переворота. Естественно, что в этих условиях о мире на юге страны приходилось только мечтать.

В 1996 г. при новом президенте Ф. Рамосе начался новый этап мирного урегулирования филиппинского конфликта. Стороны подписали, как они думали тогда, окончательное соглашение о создании автономного региона на Минданао.

Но в 1998 г. во главе Филиппин становится Дж. Эстрада, который уже через два года полностью сменяет политику взаимоотношений с мусульманским югом, объявляя о начале «тотальной войны». Армия нанесла повстанцам несколько мощных поражений, однако это привело лишь к тому, что в регионе начинается партизанская война. А вскоре в отношении самого Эстрады выносится импичмент, и он уходит с поста президента.

***

Начиная с 2001 года филиппинские власти и повстанцы неоднократно предпринимали усилия для окончательного урегулирования кризиса, но каждый раз мирный процесс натыкался на те или иные препятствия как со стороны центра, так и со стороны радикалов из числа повстанцев. При этом против экстремистов порой выступали и сами мусульмане. Так, в 2013 г. силами НОФМ были взяты два лагеря террористической группировки «Абу Сайяф», имеющей тесные связи с «Аль-Каидой», а сейчас присягнувшей на верность ИГИЛ.

Наконец, в марте 2014 г. в Маниле было подписано «всеобъемлющее соглашение по автономному региону Бангсаморо». Президент Филиппин Б. Акино в своей речи к Конгрессу призвал принять закон о создании мусульманской автономии на юге страны. «Нам нужно ускорить процедуру принятия закона о Бангсаморо, который отражает стремление всех филиппинцев к миру», – отметил глава государства на церемонии представления законопроекта в президентском дворце в Маниле. Также филиппинский лидер заявил, что «до подписания полноценного договора об автономии остался один шаг, который будет подписан после того, как будет достигнута договоренность о разоружении 12-тысячной повстанческой группы».

Согласно соглашению, автономия Бангсаморо получит возможность развивать на своей территории мусульманские формы государственности, включая частичное шариатское правосудие. В автономию должны войти 5 южных провинций, по 6 городов из других провинций, в т.ч. и некоторые крупные города. Также мирное соглашение предусматривает создание «переходной комиссии», которая займется разработкой законодательства для претворения в жизнь пунктов подписанного соглашения.

ИОФМ обязуется разоружить свои боевые отряды в течение четырех лет, а армия Филиппин, в свою очередь, передаст правоохранительные функции полиции Бангсаморо. Власти автономии получат большие права и смогут самостоятельно распределять свои ресурсы, которыми богаты эти районы, включая запасы природного газа.

Оценивая подписанное соглашение, эксперты по Филиппинам отмечают, что если перемирие состоится и начнется его практическая реализация, данный факт будет «выдающимся политическим событием исторического характера». И хотя подобный диалог продолжался в течение не одного десятка лет, он никогда еще не завершался полноценным договором. Поэтому заключение такого соглашения стало бы «величайшим событием и образцом перехода вооруженных повстанцев и властей от конфронтации к мирному взаимодействию».

***

Конечно, следует понимать, что мирные переговоры, которые несколько раз прерывались, все еще находятся под угрозой срыва, так как есть силы заинтересованные в продолжении конфликта: это и местные миссионеры, не желающие терять территорию для своей проповеди; и командование группировки филиппинской армии на юге страны (Southcom), которая может потерять свое финансирование после завершения конфликта; и различные экстремистские группировки (прежде всего, «Абу Сайяф»), использующие интересы «моро» для прикрытия своей террористической деятельности…

Не следует забывать и о внешних заинтересованных силах, использующих практику т.н. «управляемого хаоса», поскольку посредством него можно воздействовать не только на одну страну, но и на весь Тихоокеанский регион в целом. И, учитывая стратегическую важность этого региона, становится понятной заинтересованность в его контроле со стороны мировых геополитических игроков.

И все же сам процесс мирного урегулирования, осуществляемого посредством дипломатических усилий, вызывает большой интерес и уважение. Очевидно, что завершение более чем 40-летнего военного конфликта действительно может стать историческим событием, послужив, своего рода, примером для других регионов, число которых в последнее время лишь увеличивается.

Руслан Раминов, специально для портала

Muslim Politic

Tags: 

Comments are closed.