Высшая мера для президента. Ошибки Мурси и поражение «Братьев-мусульман»

Опубликовано: 27.05.2015

В субботу, 16 мая 2015 года экс-президент Египта, один из лидеров общественного движения «Братья-мусульмане» М. Мурси был приговорен к смертной казни.

35

Несмотря на то, что еще есть шанс опротестовать решение суда и добиться пересмотра приговора (например, на пожизненный срок), суровый вердикт бывшему главе страны демонстрирует серьезность намерений египетских военных относительно свергнутых «Братьев-мусульман». И если самому движению к репрессиям не привыкать – скорее всего, справится оно с трудностями и сейчас – то политический проект «братьев» в том виде, в котором он возник после свержения Х. Мубарака, очевидно, станет достоянием истории…

***

Подведение итогов недолгому правлению в Египте сил, связанных с движением «Ихван аль-Муслимун», и президентству Мурси, в частности, сводится к одному главному вопросу – почему «ихваны» все же не смогли удержать власть в своих руках? Однозначный ответ на этот вопрос едва ли возможен – речь идет о совокупности причин, которые привели «Партию свободы и справедливости» и представлявшего ее президента Мурси к политическому краху. При этом все эти причины следует разделить на внутренние и внешние, субъективные и объективные. Также необходимо рассмотреть те ошибки, которые допускали «Братья-мусульмане» по своей вине, и те факторы, которые от них не зависели.

Среди главных причин поражения «ихванов» в Египте нередко называют слабую фигуру президента. Как известно, Мурси был лишь одним из лидеров движения «Ихван аль-Муслимун». И учитывая специфику организации «братьев», действия Мурси на посту президента, по сути, не были проявлением лишь его индивидуальных качеств, а были продиктованы коллективными решениями руководства движения. Тем не менее, именно к Мурси, обладавшему рычагами политического воздействия, было больше всего претензий со стороны оппозиции. Ведь именно он олицетворял собой присутствие «ихванов» во власти и потому был главной мишенью критики со стороны недоброжелателей.

***

Помимо общих претензий и обвинений «Братьев-мусульман» в «исламизации» Египта и безосновательных версий о намерении превратить Египет в сугубо клерикальное государство, хотелось бы обратить внимание на несколько политических аспектов, за которые критиковались египетские «ихваны» и которые можно назвать одними из главных причин, приведших к их падению:

1) «Незаконченная справедливость».

Мурси следовало быть более последовательным в доведении до конца судебных процессов в отношении представителей прежнего режима. А в идеале – инициирование новых. Суд в отношении представителей прежней власти, в общем-то, является обычной практикой постреволюционных процессов и традиционно рассматривается как проявление воли и самостоятельности новых властей. Судебные процессы над членами свергнутого режима, как правило, поддерживаются массами и помогают расчистить политическое пространство.

Главным преступлением, которое вменялось Мубараку, а также бывшему министру внутренних дел Хабибу аль-Адли и другим высокопоставленным силовикам, было жесткое подавление демонстраций в ходе событий на площади Тахрир, начиная с 25 января 2011 г. и вплоть до отставки Мубарака. Учитывая масштабы волнений и общую напряженную обстановку в центре египетской столицы, можно говорить о том, что смещение Мубарака обошлось малой кровью. Тем не менее, наказание виновных в гибели людей и доведение судебного процесса до логического завершения должно было стать для «ихванов» делом принципа. Но суд над Мубараком и его приближенными превратился в фарс, разочаровав тех, кто требовал справедливого наказания. Кроме того, на момент избрания Мурси президентом, в египетских тюрьмах продолжали оставаться около 16.000 политзаключенных. От «братьев» ждали объявления полной и безоговорочной амнистии для всех политических узников, но и этого в полной мере не произошло.

***

2) Проблемы с обеспечением порядка и безопасности.

Другой задачей, с которой должен был справиться президент – обеспечение политической и социальной стабильности в постреволюционном Египте. От Мурси и «Братьев-мусульман» ждали решительных действий в наведении порядка в Египте. События на Тахрире привели к всплеску преступности, справиться с которым египетская полиция оказалась не в состоянии. Даже в относительно престижных районах, прежде спокойных и безопасных, стали угонять автомобили; среди бела дня происходили ограбления, в которых принимали участие вооруженные бандиты. Также немало людей гибло и в акциях протеста, сопровождавших многие действия президента Мурси.

Позже сторонники «ихванов» будут обвинять в саботаже представителей силовых ведомств, которые не могли (или не хотели) обеспечить порядок на улицах египетских городов. С таким объяснением плохой работы полицейских можно поспорить, учитывая, что полиция больше других институтов пострадала в ходе революции. Следует вспомнить, что волнения в Каире начались 25 января 2011 г. – как раз в «День полиции», к которому и была приурочена молодежная акция протеста. Фактически, именно правоохранительное ведомство приняло на себя весь удар, оказавшись серьезно дискредитированным, поскольку воспринималось в обществе в качестве «защитника прогнившего режима». И восстановить свой прежний авторитет для полиции было неимоверно трудно.

Не стоит забывать и о том общественном возбуждении, которое имело место быть в Египте и которое характерно для всех обществ в период социальных потрясений, особенно таких как революция.

В итоге, криминогенная ситуация в крупных городах ухудшилась, и вопрос личной безопасности граждан стал одной из причин недовольства политикой Мурси и «Братьев-мусульман». Более того, фактически, эта проблема в какой-то мере даже привела к частичному оправданию действий путча военных во главе с ас-Сиси, поскольку от последних ждали наведения порядка в стране.

***

3) Неудачи в борьбе с коррупцией.

К сожалению, не преуспел президент Мурси и в деле борьбы с коррупцией, хотя этот вопрос всегда занимает важное место в «революционной» повестке дня. В результате свержения Мубарака тюремные сроки получили только четыре одиозных представителя бизнес-элиты (Рашид Мухаммед Рашид, Ахмед Аль-Маграби, Ахмед Эзз, Хусейн Салем). Все они были тесно связаны либо с самим Хосни Мубараком, либо с его сыном, Гамалем Мубараком.

Конечно, удар по коррупционной системе предполагает целый комплекс болезненных мер, решиться на которые непросто. Но одна из причин, по которой представители «ихванов» не продолжили свои действия в этой сфере, заключалась в том, что они не хотели по-настоящему ссориться с представителями истеблишмента, надеясь, что их тоже примут в его ряды.

4) Пробелы в налаживании отношений с элитой.

У «братьев» были сложные отношения с представителями политической и экономической элиты. Свержение Мубарака привело к бегству и аресту некоторых важных фигур. Но политический класс сохранил свои позиции, поэтому говорить о низложении Мубарака как о революции не совсем верно – по факту это был переворот, который не привел к изменению положения правящего класса.

Просто «Братья-мусульмане» смогли получить доступ к власти через выборы. И следующим этапом было установление отношений с представителями египетской элиты, заключение определенных негласных соглашений, связанных с обеспечением лояльности новой власти и т.д. И вот с этим «ихваны» справиться не смогли, хотя и очень старались.

5) Не сложились отношения «братьев» и с представителями интеллектуальной элиты: с учеными, публицистами, журналистами, литераторами и всеми теми, кто посредством слова оказывал влияние на общественное мнение.

У движения «Ихван аль-Муслимун» были свои газеты и журналы, был даже свой телеканал, но эти ресурсы были ограничены. Четыре самые читаемые египетские газеты являются «светскими», и критиковали они «братьев» чуть ли не ежедневно. Шквал критики раздавался по поводу каждого шага президента Мурси, в отношении каждой инициативы «Партии свободы и справедливости», чего бы они не касались.

Здесь, кстати, вовсю проявились «двойные стандарты» т.н. «независимой» прессы. Ирония заключается в том, что те же самые шаги со стороны ас-Сиси, когда он стал президентом, почему-то не вызвали в этих СМИ столь бурной реакции. Например, смертный приговор, вынесенный весной 2015 г. одиннадцати участникам побоища на футбольном матче в Порт-Саиде (февраль 2012 г.), не вызвал бурной реакции и не привел к общественным волнениям в стране, как это произошло в 2013 г. Также относительно спокойно прошла информация и об оправдании экс-президента Мубарака.

***

6) Непоследовательность в действиях.

Анализ поведения «Братьев-мусульман» и «Партии свободы и справедливости» в период с конца января 2011 г. вплоть до свержения летом 2013 г. демонстрирует непоследовательность «ихванов» и расхождение между заявлениями и делами во многих вопросах. Причем, претензии и критика звучали как слева, так и справа. Так, сторонники продолжения революции обвиняли Мурси и в нерешительности в борьбе с представителями прежнего режима, и даже в предательстве «идеалов революции». Тогда как либералы усматривали попытку «узурпировать власть и подавить свободы». Приверженцы религиозного пути развития говорили об «измене исламским ценностям». Секуляристы, напротив, обвиняли власти в «исламизации».

Таким образом, Мурси, в частности, и «Партия свободы и справедливости», в целом, оказались под перекрестным огнем критики: с одной стороны от них требовали перемен, с другой стороны – их обвиняли в пассивности и конформизме. Как ни странно, но отчасти причиной этих обманутых ожиданий был имидж «Братьев-мусульман» как общественного движения. Оно старалось угодить всем слоям населения: бедным – предоставить социальную альтернативу; разочаровавшейся молодёжи – дать выход эмоциям; людям религиозным – показать путь к «чистому исламу»; в то же время, либералам – продемонстрировать «прогрессивную, умеренную платформу». «Братья» хотели понравиться и Западу, и коптам, и одновременно с этим – псевдорелигиозным радикалам. Немудрено, что в такой ситуации разочарованными оказались очень и очень многие.

***

7) Наконец, еще одним слабым местом «ихванов» оказался кадровый вопрос.

Проблема «Партии свободы и справедливости» заключалась в том, что в ее рядах, фактически, не оказалось тех, кто мог бы взять на себя важные государственные направления и осуществить необходимые преобразования и реформы. Крайне мало было настоящих интеллектуалов, технократов и профессионалов. Также у Мурси были недальновидные советники, которые плохо просчитывали политические ходы, часто совершая серьезные ошибки и просчёты. В условиях противодействия со стороны представителей «старого режима», критики оппозиции и недовольства революционно настроенной молодёжи цена каждого неверного решения или действия «Братьев-мусульман» была крайне высока.

Вообще, складывается впечатление, что представители движения «ихванов» полагали, будто взятие под контроль ключевых министерств – экономики, финансов и т.д., обеспечит им политический контроль над страной. Возможно, именно это оказалось одним из главных стратегических просчетов с их стороны. Тем более, что в условиях турбулентности были необходимы очевидные успехи, которые можно было бы продемонстрировать недовольным. Успехов же оказалось не так много, как того хотелось простым людям. И, быть может, этот незначительный период «ихвановского» правления в Египте станет, пусть и не положительным, но поучительным примером для всех, кто, так или иначе, пытается добраться до вершин власти.

Гумер Исаев, кандидат исторических наук

Muslim Politic

Comments are closed.