Влияние Священного Писания мусульман на творчество многих известных поэтов неоспоримо. Причем иногда поэтические образы, созданные под впечатлением сур и аятов, достигали самых величественных и выразительных форм стихосложения. И что удивительно – коранические этюды вдохновляли не только поэтов-мусульман, но и представителей других цивилизаций, в том числе европейцев и россиян.
И это несмотря на то, что многие поколения как европейцев, так и россиян жили в условиях крайне необъективного, а порой и просто враждебного отношения к исламскому вероучению. Это свидетельствует о том, что Священный Коран не только далек от тех отрицательных оценок, какие порой можно услышать от некоторых необъективных критиков, но и напротив – заслуживает более внимательного отношения по примеру великих мастеров пера и слога.
Ищущие Бога
Одними из тех, кто довел исламскую поэзию до совершенства, стали те, кто провел свою жизнь в поисках Всевышнего. Любовь и устремление к Богу самым великолепным образом описаны во многих поэтических произведениях. Можно с недоверием относиться к исламу, причины чего, как правило, кроются в необъективном и предвзятом подходе, но когда кто-либо знакомится с величайшими образцами мусульманской поэзии, его охватывает чувство восхищения и удивления – столь прекрасны и возвышенны образцы их уникального, не имеющего аналогов творчества.
Среди множества поэтов, принадлежащих исламской цивилизации, нельзя не выделить некоторых из них, например, таких как Джалалуддин Руми и Саади Ширази, оставивших богатейшее наследие арабо-персидско-мусульманского мира. Дело в том, что многие из поэтов записывали свои произведения на персидском языке. Это было вызвано тем, что, во-первых: по своему происхождению многие из них являлись выходцами из Персии, а во-вторых: персидский язык считается особенно приспособленным для поэзии. Но при этом арабский всегда оставался для всех мусульман священным языком – языком Корана, поэтому подавляющее большинство ученых и поэтов владели им в совершенстве.
Джалалуддин Руми
Творчество Руми отличается своей искренностью по отношению к Богу. Еще в юности достигнув высочайшего уровня в различных науках, будущий поэт чувствует потребность в своем духовном развитии. Это впоследствии привело его на путь самосовершенствования, а прекрасный дар стихосложения как нельзя лучше помог ему выразить те чувства, что он испытывал.
«Вы слышите свирели скорбный звук?
Она, как мы, страдает от разлук.
О чем грустит, о чем поет она?
«Я со своим стволом разлучена.
Не потому ль вы плачете от боли,
Заслышав песню о моей недоле.
Я – сопечальница всех, кто вдали
От корня своего, своей земли…
И если друг далек, а я близка,
То я ваш друг – свирель из тростника…».
Великий поэт напоминает нам так же о важности поиска иного – не мирского – блага, и расширения сознания:
«Мирское благо – то, что всех обманет,
Лишь редких птиц иное благо манит.
Чтобы попасть им в ту, иную сеть,
Они готовы многое стерпеть…
Меж тем владыка мира под луной
Лишь тот, кто избежал тщеты земной.
И душно в этом мире, как в темнице,
Где душам вашим суждено томиться».
Цель этой жизни – проснуться, скинуть пелену с глаз, избегнуть суеты сует, что мешает нам увидеть истинную реальность, сокрытую у Бога:
«Душа того, кто бдит, усыплена,
И это бденье много хуже сна.
Меж тем безумье нам дарует плен
Благоразумью трезвому взамен.
И все же Истина к тому, кто верит,
Стучит, как путник в запертые двери.
И если ты в душе своей таишь
Лишь мысли, где убыток, где барыш,
Мне жаль тебя: на тропах к высям вечным
Блаженства не познать людям беспечным».
Руми говорит: «До тех пор, пока мы не найдем Бога, наша «душа усыплена» – она полностью погружена в мирское. Лишь любовь, «безумная» любовь сможет вывести нас из плена этого мира, и привести к Богу – быстрее, чем что бы то ни было еще:
«Немало раковин на дне морском,
Но лишь в немногих жемчуг мы найдем.
Ракушки схожи все, но неспроста
В той – жемчуг, в этой – только пустота.
Мы, люди, – раковины, и отнюдь
Не всех сходна с жемчужинами суть».
Мушрифуддин Саади
Творчество Саади Ширази, произведения которого входят и в золотой фонд классической таджикской литературы, освещено не так ярко, как оно того заслуживает. Однако лучшие творения поэта очаровали не одного классика мировой культуры. Возможно, на это повлияло детство поэта – рано оставшись сиротой, он испытал немало страданий и горестей, что находит отражение в его, пронизанных состраданием стихах:
«Бедняге сиротке, о, друг мой, помоги –
Обмой, вынь занозу ему из ноги.
И если поник сирота, пожалей –
Своих перед ним не жалей ты детей.
С очей сиротинки слезу кто утрет?
Коль гневен – к спокойствию кто призовет?
Ах, если до слез сироту ты довел,
Всколеблется Всевышнего Бога престол»
Поэзия Саади с одной стороны проста и понятна, с другой – изысканна. Несмотря на бытовавшее в советский период мнение о нерелегиозности поэта, его творчество полностью опровергает эти, навеянные безбожной эпохой предположения:
«Ничтожный раб у трона Бога я,
Плод вечных благ Его – душа моя.
В душе немного доблести иль много –
Но уповаю я на милость Бога.
Хоть не богат товарами мой склад,
Хоть благочестьем я и не богат,
Но может Бог спасти раба от муки,
Хоть у раба и опустились руки.
Своих рабов, доживших до седин,
Отпустит Благородный Господин.
О Боже, мироздания основа,
Прости же ты меня – раба седого!».
Стихи Саади не просто заставляют задуматься о бренности этого мира, но и побуждают к действию. Так же, как великий поэт побуждал к активной жизни и самого себя:
«О Саади, стань на священный путь,
Иди в Каабу, в драгоценный путь…
Злосчастный только не признает Бога –
Другого в мире не найти порога…».
Muslim Politic