Выборы в Турции: убедительная победа партии власти без достижения главной цели

Опубликовано: 02.11.2015

Парламентские выборы в Турции, которые прошли 1 ноября, завершились убедительной победой Партии справедливости и развития (ПСР), к которой принадлежат президент страны Р. Эрдоган и премьер-министр А. Давутоглу, пишет Вести.Ru.

Спустя почти полгода политического кризиса в стране ПСР удалось получить 49% голосов, и теперь партия власти может сформировать однопартийное правительство, вернувшись к положению, длившемуся последние 13 лет.

По мнению наблюдателей, столь благоприятного результата партии удалось добиться благодаря предвыборной риторике ее лидеров, из-за которой за ПСР проголосовали избиратели, которые на предыдущих выборах предпочли ей Партию националистического движения (ПНД) и Демократической партии народов (ДПН), представляющую интересы курдов. Сильнее всего провалились «националисты»: их представительство в парламенте сократилось сразу на 39 мест.

Что касается курдов, то их представительство сократилось не так значительно (с 80 до 59 мест), поэтому свое главное достижение – переход от трехпартийной системы к четырехпартийной – им удалось отстоять. Вместе с тем, взрывной рост насилия между турецкими силовиками и боевиками Рабочей партии Курдистана (РПК) не могло не отразиться на их позициях.

Как отмечают эксперты, теперь Турцию ждет возвращение к той самой вертикали власти, которая действовала с момента первой победы ПСР в 2002 году. Тем не менее, главной цели – проведения референдума о превращении Турции из парламентской республики в президентскую – Эрдогану, похоже, добиться не удастся. Для этого партии власти необходимо, как минимум, 330 парламентских мандатов, в то время как 49% дают ей лишь 317 мест. Теоретически, недостающие голоса ПСР может попытаться добрать за счет ренегатов из других партий, однако, как показали прошедшие полгода, все остальные партии являются категорическими противниками конституционной реформы. Так что в ближайшие годы обязанности главы государства будет исполнять премьер-министр, а за президентом сохранятся в основном номинальные функции.

В целом же ожидать каких-либо радикальных перемен во внутренней политике Турции не приходится: по сравнению с временным правительством в постоянном кабинете могут быть перемены, однако возглавлять его по-прежнему будет Давутоглу. При этом, несмотря на номинальное звание главы государства, многие считают его вторичной фигуры по сравнению с Эрдоганом, который, по сути, и продолжает принимать решения по всем ключевым вопросам, хотя, занимая президентский пост, по закону он все же ограничен в своих полномочиях.

Comments are closed.