О «феномене ИГИЛ» сказано и написано уже довольно много, однако действительно ли появление и продвижение этой организации является феноменом? И не имеются ли в истории подобного рода прецеденты? С подобной точки зрения деятельность этой сектантской группировки, практически, не рассматривается, тогда как даже при простом, поверхностном исследовании найти ее аналоги, как оказывается, не так уж и сложно.
***
Термин «сектантский» был упомянут далеко не случайно – кем бы себя не считали члены группировки, как бы себя не именовали, подавляющее большинство мусульманских ученых считают ИГИЛ именно сектой, причем сектой «такфиристского» толка.
…Здесь необходимо небольшое пояснение относительно понятия «такфиризма». Данный термин образован от слова «такфир», что означает «обвинение в неверии». Согласно исламскому вероучению, такое обвинение может выноситься только на основании, как говорится, «железобетонных» доказательств, и только компетентными в вопросах вероубеждения лицами. Когда же та или иная группа начинает «обвинять в неверии» направо и налево, причем порой по самым незначительным поводам, не обладая к тому же соответствующим уровнем знаний – такая группа и становится на путь «такфиризма», а значит, сектантства, поскольку считает лишь себя «избранной и истинной», обвиняя при этом всех остальных в самых различных грехах.
Но когда же появились «такфиристы» среди мусульман? Здесь также необходимо пояснить, что, опять же, согласно большинству мусульманских ученых, «такфиризм» является продолжением, своего рода, новым воплощением «хариджизма». И если принять это во внимание, то все становится на свои места, ведь история хариджитских сект достаточно исследована, и именно среди них можно найти аналоги современной «неохариджитской, такфиристской» группировки ИГИЛ. А то, что и те, и другие исповедуют, практически, одну и ту же идеологию, может убедиться каждый, если хотя бы немного узнает о взглядах и мыслях хариджитских проповедников.
***
Несмотря на то, что движение хариджитов зародилось в Ираке, впоследствии оно распространилось и на другие территории, в том числе, и в отдаленных провинциях мусульманского государства. И если в Ираке у предшественников ИГИЛ создать свое государство так и не получилось, то на периферии им это удалось. Особенно удачливыми оказались хариджиты Северной Африки: именно здесь были образованы их государства, просуществовавшие около полутора веков.
Одним из таких государственных образований стало государство Рустамидов, датой основания которого считается 767 г., а датой ликвидации — 909 г. Столицей Рустамидов был город Тахарт (в современности – Тиарет), расположенный на северо-западе Алжира. Уже на ранних стадиях своего существования «рустамидские хариджиты» столкнулись с проблемой передачи властных полномочий. И если поначалу провозглашались лозунги «свободного выбора правителя», то затем, получив власть в свои руки, династия Рустмидов уже не захотела ее отдавать, фактически, введя наследственную форму правления, против которой они так горячо выступали.
Это вызвало начало внутренних междоусобных конфликтов за трон. Тем не менее, Рустамиды просуществовали вплоть до начала X века, пока не были разгромлены Фатимидами. И хотя «рустамидское государство» было не очень большое, маленьким его назвать тоже было нельзя. К тому же, правящая династия сумела выгодно использовать свое важное (с точки зрения торговых путей) стратегическое местоположение, а также сыграть на противоречиях между Аббасидами и испанскими Омеййядами. Это и было одной из главных причин столь длительного существования этого государственного образования.
***
Одним из соседей Рустамидов было государство Мидраридов, началом которого считается 772 г., а концом – 967 г. Столицей этой династии был город Сиджильмаса, располагавшийся на юго-востоке Марокко.
Примечательным является тот факт, что Мидрариды тоже являлись частью хариджитского течения, однако, несмотря на это, Рустамиды не стали для них самыми ближайшими союзниками. Хотя поначалу между правящими семьями даже был заключен династический брак. Но уже первый потомок от этого брака, которому была передана власть, оказался свергнут собственным братом. И это лишний раз свидетельствует о том, что когда речь заходит о деньгах и власти, красивые лозунги о «братстве и равенстве» быстро забываются.
Мидрариды тоже были поглощены Фатимидами, однако история их взаимоотношений весьма интересна. Так, к примеру, основатель фатимидской династии Убайдулла, прибывший в Сиджильмасу, поначалу вообще сумел стать приближенным правителя. Затем, правда, узнав всю подноготную Убайдуллы, его поместили в тюрьму, что послужило причиной нападения фатимидского войска: Мидрариды потерпели крупное поражение, и в Сильджимасу был посажен новый наместник. Однако затем хариджиты подняли восстание и вновь взяли власть в свои руки, после чего почти 10 лет они с Фатимидами… жили мирно и дружно. А один из последующих правителей этой династии и вовсе стал фатимидским наместником.
***
В чем же здесь загвоздка? Дело в том, что династия Фатимидов принадлежала к «исмаилизму», течению, отделившемуся от шиитов. Для хариджитов они даже хуже, чем сами шииты. Тем не менее, как видно из истории, при наличии реальных жизненных проблем любые идеологические установки у членов хариджитских сект могут видоизменяться до неузнаваемости.
Кстати, их современные наследники в лице «такфиристов» мало в чем отличаются от своих идейных предшественников. Они также могут обвинять всех несогласных в самых страшных грехах, но стоит им, что называется, прочувствовать ситуацию, как их недавние лозунги моментально задвигаются на самые задние полки, словно их до этого вовсе и не было. И лидеры ИГИЛ как раз наглядное тому подтверждение – к примеру, заявляя о «защите чистоты ислама», члены группировки, ничуть не гнушаясь, действуют в союзе с членами «баасистского» движения, идеологической платформой которого является, как известно, далеко не религия. Конечно, объясняется все это «хитрым тактическим ходом», но тогда к чему все эти красивые лозунги?!
***
История государств Рустамидов и Мидраридов, с одной стороны, свидетельствует о том, что, приходя к власти, многие движения и течения, в том числе, и хариджитские, как правило, меняют свои изначальные установки и лозунги, какими бы привлекательными они ни были.
С другой стороны, история этих хариджитских государств показывает, что современные «неохариджиты» далеко не уникальны в своем роде и вовсе не являются феноменом. (Отличие лишь в том, что мир стал глобальным, открытым, в добавление к чему появились новые современные технологии, которые расширяют и убыстряют наши возможности).
Действительность же такова, что, на самом деле, уже начиная с VIII века, идейные предшественники «игиловецв» и подобного рода групп пытались создавать свои собственные государства. Иногда это получалось, но в большинстве случаев такие попытки были обречены на провал. Когда же им все-таки это удавалось, то вскоре они начинали сталкиваться с повседневными реалиями жизни. И тогда, всего через несколько поколений, большинство подданных таких хариджитских государств начинали отказываться от многих своих прежних убеждений.
Именно так, кстати, произошло с оманскими «ибадитами» (одним из хариджитских течений). И на сегодняшний день жителей Омана едва ли можно считать продолжателями идей хариджитов – их идеология уже совсем не та, что была у их предшественников.
***
Настоящими же наследниками этой, самой опасной и вредоносной (по словам мусульманских ученых) секты, в современную эпоху, безусловно, являются те группы и движения, которые исповедуют радикальный «такфиризм», которые не приемлют инакомыслие и совершают террористические нападения и атаки на всех подряд, в том числе, с участием смертников.
При этом, нельзя не заметить, что под маской «борьбы за правое дело» чаще всего скрывается неприятие власти над собой, то есть, по сути, банальный анархизм. А это означает, что и «хариджиты», и их идейные последователи «такфиристы», и вообще радикалы, в целом, не являются «изобретением» ислама. Такой слой людей имеется во всех религиях и учениях, ведь причинами появления анархистов являются такие черты характера как упрямство, нетерпимость, нежелание никому подчиняться и непомерная гордыня. И если ко всему этому добавить буквализм и отсутствие нормального образования, то получится крайне взрывоопасная смесь. А подобного рода людей, как известно, можно встретить в любом народе и в любой религии.
Руслан Раминов, специально для портала
Muslim Politic