Что стоит за переносом штаба «Аль-Каиды» из Пакистана в Сирию?

Опубликовано: 25.05.2016

Не так давно издание The New York Times со ссылкой на американские и европейские спецслужбы сообщило, что руководство «Аль-Каиды» приняло решение переместиться из Пакистана на сирийскую территорию. Такое заявление со стороны главы экстремистов аз-Завахири прозвучало на фоне переговоров США и России о будущем Сирии. По всей видимости, враги этих самых переговоров готовы пойти на многое, чтобы сорвать хоть какой-либо положительный результат.

7

Для тех, кто разбирается во «внутренней кухне» современной геополитики, призыв к активности со стороны неуловимой «Аль-Каиды» означает, что начался очередной этап борьбы мировых кланов и связанных с ними спецслужб различных стран. В этой борьбе, безусловно, замешаны и Израиль, и ряд арабских государств – главные недовольные внешней политикой нынешнего американского президента Б. Обамы.

***

Почти параллельно с заявлением «Аль-Каиды» появилась информация и о создании в Сирии т.н. «Северной Армии» под патронажем Турции и США. В состав «армии севера» должны войти такие крупные группы как: «Ахрар аш-Шам», «Бригады Шама», «Армия Шама», «Повстанцы Шама», «Бригады Нурудина аз-Занки» и другие. Естественно, что главной целью нового военного формирования была названа «борьба с ДАИШ», хотя здесь, конечно, поневоле возникают ассоциации с предыдущими подобными формированиями, созданными ранее для участия в сирийском конфликте.

Создание «Северной Армии» сопровождалось интересными фактами. Так, к примеру, известно о состоявшейся встрече офицеров разведки США, Турции, Катара и Саудовской Аравии, где обсуждалось создание единого командования для оппозиционеров. При этом было объявлено, что, в случае отказа некоторых группировок присоединиться к новому военному альянсу, их немедленно занесут в террористический список.

Также на совещании обсуждались и другие интересные вопросы, в частности, борьба с «Джабхат ан-Нусрой» в Идлибе, стычки с которой в этом крупном северном городе не являются секретом и часто выкладываются в YouTube. «Умеренные повстанцы» уже давно выражают недовольство поведением членов «Ан-Нусры», и дело не только в богословском споре, разделе трофеев или территорий. Одна из главных причин конфликта – контроль над контрабандными маршрутами, за счет которых, собственно, и держится вся структура оппозиционеров, ведь, очевидно, что без подпитки извне оппозиционные отряды едва ли смогли бы продержаться так долго.

***

Что касается «Ан-Нусры», то после нескольких попыток отделить эту группировку от «Аль-Каиды», определенные силы пришли к выводу, что это не так-то и просто осуществить. В итоге, представители парламента США составили доклад, где утверждается, что «Джабхат ан-Нусра» представляет угрозу даже больше, чем ИГИЛ.

Суть сложившейся ситуации, вероятно, заключается в том, что часть американской элиты, сосредоточенной в Белом доме, решилась на постепенное удаление «такфиристов»-радикалов из сирийского конфликта. По всей видимости, на это согласны и ключевые стороны, поддерживающие оппозиционеров, прежде всего, Турция.

Анкара, в случае ликвидации явных экстремистов, получит свои бонусы. Первое – это то, что на Р. Эрдогана чуть ли не ежедневно сыплются обвинения относительно сотрудничества с террористами. В случае их ликвидации с турецким участием эти обвинения уйдут в небытие. Второе – с исчезновением «Ан-Нусры» увеличится вероятность спада напряженности внутри оппозиционеров, которые постоянно устраивают между собой кровавые перестрелки. В результате, появятся предпосылки к созданию общей коалиции оппозиционных групп, либо вообще объединенной одним центром партии. Естественно, что «такфиристы» в такую систему по понятным причинам не вписываются. (Кстати, вполне возможно, что если все эти планы осуществятся, то некоторые из группировок, даже вошедшие в «армию севера», впоследствии будут по очереди заноситься в террористический список и по одной уничтожаться).

Еще одной выгодой для турецких властей в создании «Северной Армии» является безопасность своих границ от активности ДАИШ. В последнее время «игиловцы» предпринимают все более наглые выпады против Анкары (обстрелы приграничных районов Турции, теракты, пропагандистская активность), что даже приводит к ограниченным военным операциям против боевиков. Более того, не секрет, что агентура ИГ расползается по всей Турции и, соответственно, ждет своего часа Х. В этой связи, барьер из нового вооруженного формирования становится одним из факторов сдерживания ИГИЛ.

***

Как уже отмечалось, «армия севера» создается под патронажем США и Турции. Однако, несмотря на договоренности с Анкарой, Вашингтон загонять себя в зависимость от своего временного союзника вовсе не собирается. На этом фоне показателен приезд главы Центрального командования вооруженных сил США по Ближнему Востоку, генерала Дж. Вотела в сирийский Курдистан. Генерал посетил представителей курдского ополчения и отряды ССА, причем темой обсуждения стало наступление на Ракку (неофициальную столицу ИГИЛ).

В виду конфликта между Анкарой и курдами, приезд генерала в Рожаву вызвало у его турецких партнеров явное раздражение. Но для прагматичных американцев куда важнее сохранить баланс во взаимоотношениях с разными сторонами, нежели загонять себя в рамки одностороннего партнерства, пусть даже с членом НАТО.

К тому же, как известно, Пентагон вполне может себе позволить не слышать позицию даже своего президента. И информация о переброске боевиков «Аль-Каиды» в Сирию с целью основать там свой новый штаб как раз вписывается в этот региональный пазл: призыв главы экстремистов аз-Завахири к переезду вполне можно рассматривать в качестве ответа со стороны других, работающих именно с «Аль-Каидой» сил.

Если это так, то конфликт между двумя сторонами неизбежен. При этом за «Северной Армией» будут стоять американские «голуби», Турция, Катар и Саудовская Аравия. За «Аль-Каидой» же – «ястребы» из США, Израиля и некоторых арабских государств. Причем это будет уже не просто «Ан-Нусра»: в регион начнут стекаться «аль-каидовцы» со всего Большого Ближнего Востока (из Пакистана, Афганистана, Йемена, Магриба и других мест). И вот здесь очень важно, какую позицию займет ось Дамаск-Москва-Тегеран: нейтральную, или же поддержит первую сторону, чтобы покончить с сирийской «Аль-Каидой»…

Тимур Фатехов, эксперт

Muslim Politic

Tags: 

Comments are closed.