Спасет ли дипломатия Северную Африку от набирающего силу тандема ИГИЛ и АКИМ?

Опубликовано: 07.06.2016

В последнее время все чаще стали появляться сообщения об усилении влияния ДАИШ (ИГИЛ) на территории Северной Африки. При этом есть мнение, что группировка постепенно заручается поддержкой другой крупной экстремистской организации в регионе в лице «Аль-Каиды в Магрибе» (АКИМ).

Данные сведения говорят о том, что у Алжира, Марокко и других стран региона прямо под боком постепенно появляется новый очаг напряженности и одними, пусть даже и широкомасштабными военными операциями тут явно не обойтись. Пример соседнего Туниса наглядно это демонстрирует.

28

В связи с обострением мирового кризиса и ухудшением взаимоотношений в мировой системе, появление новых очагов региональных войн более чем реально. Тем более в силу усиливающейся борьбы за ресурсы и региональное доминирование. Поэтому временно потухшие «горячие точки» вполне могут начать оживать, в том числе и по таким причинам как:

1) Внешнее провоцирование конфликтов заинтересованными силами для достижения собственных целей;

2) Внутренние амбиции местных «князьков»;

3) Недальновидность элит и отсутствие стратегического видения ситуации;

4) Неприятие дипломатических и политических методов решения конфликтов.

***

Так что же североафриканский регион? В недалеком прошлом, как многие помнят, здесь то разгорался, то медленно тлел конфликт между Марокко и Мавританией, с одной стороны, и Западной Сахарой, поддерживаемой Алжиром, с другой стороны. Если Мавритания достаточно быстро вышла из войны (тут не обошлось без хитрости французов), то попытки марокканцев взять под контроль «кусок пустыни» продолжались вплоть до 1991 года, после чего под эгидой ООН были подписаны договора о прекращении боевых действий.

На данный момент конфликт практически не дает о себе знать, но надолго ли это? По мере усиления разного рода негосударственных объединений (будь-то радикалы, контрабандисты, племенные союзы или зарубежные спецслужбы) возникает чувство тревоги относительно спокойного будущего данного региона. Особенно на фоне происходящего ослабления режимов по всему Большому Ближнему Востоку.

Неспособность властных структур к стратегическим изменениям, неприятие экономических реформ и отсутствие объединяющей идеологии – все это наводит на мысль о возможном скором переформатировании ряда арабских государств. Примеры Ливии, Ирака, Сирии и Йемена лишь подтверждают данную мысль. И если вынести за скобки действительно ведущуюся работу ряда спецслужб, то проблема неспособности местных элит видеть и оценивать реальную обстановку все равно остается. По сути, внешним силам часто не нужно даже зажигать спичку, достаточно лишь один раз подуть, и костры региональных конфликтов разжигаются едва ли не сами собой.

***

И вот тут, учитывая тактику ИГИЛ (а именно появление в местах конфликтов и политических тупиков), стоит ожидать, что влияние ДАИШ от границы Алжира и Ливии вполне может устремиться в сторону Западной Сахары. Ведь создание оплота в данной зоне позволит держать на прицеле и Марокко, и Мавританию, и даже Алжир с возможностью выхода и на т.н. «Черную Африку».

Но озадачивает даже не само стремление ИГИЛ закрепиться в данном регионе, сколько возможность появления у группировки новых союзников. Ибо в случае заключения союза с местной ячейкой «Аль-Каиды» сила экстремистов увеличится в разы. Кстати, уже прошла информация о том, что ДАИШ оплатила ряд операций против алжирской армии, и, возможно, это лишь «цветочки», тем более, что не меньше хлопот боевики АКИМ доставляют и для Марокко. А их филиал в лице группировки «Аль-Мурабитун» постепенно закрепляется в Мали, Кот-д’Ивуаре и Буркина-Фасо. Кроме того, не следует забывать и о базирующейся в Нигерии «Боко харам», члены которой действуют еще в трех западноафриканских государствах (Чаде, Нигере и Камеруне), и которые уже присягнули «игиловцам».

Другие потенциальные союзники радикалов являются не менее опасными – влияние контрабандистов в Африке равняется возможностям некоторых политиков. Учитывая же умение ИГИЛ вести переговоры и заключать союзы с самыми различными силами, взаимодействие между экстремистами и вооруженными авантюристами более чем реально.

Вывод из всего сказанного напрашивается очевидный: методика боевиков ДАИШ появляться в местах, где есть серьезные экономические проблемы, и где существуют предпосылки к социальному бунту, достаточно легко может найти положительный отклик у части населения Западной Сахары. Тем более, что 31 мая ушел из жизни лидер «Фронта ПОЛИСАРИО» – организации, которая, в свое время, активно поддерживалась местным населением.

***

Так как же не дать разгореться новому пожару войны на североафриканских территориях?

Один из возможных путей решения проблемы заключается в том обстоятельстве, что, несмотря на существующие разногласия между двумя крупнейшими государствами региона, у них имеется общая внутриполитическая черта. Дело в том, что, как Алжир, так и Марокко имеют умеренные происламские партии, фракции и объединения. В Алжире они представлены коалицией «Исламский Фронт». В Марокко это «Партия справедливости и развития» (местное отделение «Братьев-мусульман»).

Правда, справедливости ради следует признать, что взаимоотношения «Исламского Фронта» с властями довольно сложные. Еще не забыты последствия страшной гражданской войны 90-х годов, начавшейся после того, как ИФ, победивший на демократических выборах, фактически, был свергнут. И все же при президенте А. Бутефлике ситуация несколько изменилась, и правительство активизировало диалог с умеренными силами; произошла и амнистия заключенных.

В Марокко в этом отношении ситуация совершенно иная. Король Мохаммед VI на фоне начавшейся «арабской весны» сделал очень хитрый, но достаточно мудрый шаг. Он просто допустил партию «ихванов» в правительство и предоставил им площадку для деятельности на внутренней арене. При этом внешние полномочия по руководству страны остались за королем и его окружением. (В этом свете, интересным выглядит тот факт, что советником монарха во внешней политике является марокканский еврей, что рассматривается в качестве своеобразной демонстрации западному миру толерантности властей).

***

Итак, какие же шаги можно было бы предпринять руководителям североафриканских государств, дабы не допустить распространения влияния и слияния ИГИЛ и АКИМ? Прежде всего, они должны понять, что любые шаги, которые будут загонять умеренные силы в угол, неминуемо приведет к:

а) радикализации членов этих сил; и б) оттоку их последователей в сторону экстремистских групп.

А вот диалог с умеренными движениями мог бы предотвратить озвученный сценарий. Более того, диалог между здравыми силами можно было бы инициировать и на межгосударственном, межрегиональном уровнях, тем более, что политические элиты Алжира и Марокко с трудом находят язык друг с другом. Тогда как алжирский ИФ и марокканская ПСР могли бы дополнять друг друга практически во всех сферах.

Так, к примеру, «ихваны» традиционно сильны в области социальной сферы, обеспечения нужд населения и, в целом, плотной работой, как с городскими, так и сельскими жителями. В свою очередь, «Исламский Фронт» имеет опыт диалога с представителями зарубежных происламских групп. Например, в разгар гражданской войны 90-х годов в Алжире присутствовали даже такие движения, с которыми у ИФ имелись сильные разногласия. (Поддерживались связи и на уровне отдельных государств: известно, что с первых дней победы ИФ, немалую помощь алжирской исламской партии выделял Тегеран).

***

В итоге, при грамотном подходе мог бы сложиться, своего рода, симбиоз властных структур и умеренной исламской коалиции, которая, вероятно, сумела бы противостоять мощному тандему «такфиристов». И чем быстрее началась бы работа в этом направлении, тем больше жертв можно было бы избежать в будущем. Очевидно, что ждать усиления экстремистов на границе и просто мешать их попыткам просочиться в свои страны – это путь в никуда. Уже упоминавшийся соседний Тунис является наглядным тому подтверждением. И это при том, что слияния «такфиристов» пока еще не произошло. Что же начнется в этих странах, если данный сценарий действительно воплотится в жизнь?

Важно понять, что готовиться нужно, в первую очередь, к войне информационной, идеологической. И в этой области помочь выстоять и победить может лишь религиозный, исламский фактор. Ведь не секрет, что идеология «панарабизма», как, впрочем, и «либерализма», по сути, приказали долго жить. Да и смогли бы они противостоять новому масштабному пробуждению «хариджитского такфиризма»?

Есть большая вероятность, что народы Марокко, Алжира и других сопредельных государств пока еще с большим желанием присоединились бы к инициативе строительства социального благоустройства, идущего от происламских движений. А на случай вооруженной борьбы с радикалами мужская часть населения с большой долей энтузиазма встала бы на защиту своих обществ. Да, такой сценарий стал бы сюрпризом для экстремистов, и не только для них. Только почему-то в него не особенно верится…

Тимур Фатехов, эксперт

Muslim Politic

Comments are closed.