Сирийская вооруженная оппозиция с точки зрения геополитики. Часть II

Опубликовано: 24.10.2016

Продолжение геополитического исследования сирийской оппозиции, которое было начато с разбора политических движений, а затем продолжено основными вооруженными коалициями и альянсами

11

4) Еще одной серьезной силой в Сирии является группировка:

«Джабхат ан-нусра» (ныне: «Джабхат фатх аш-шам»). Эта боевая группа появилась в январе 2012 г. как филиал «Аль-Каиды». Расположение штаба менялось уже несколько раз, последним местом базирования была провинция Идлиб. Лидер – А. аль-Джулани.

«Ан-Нусра» представляет собой классический пример современных «неохариджитских» группировок «такфиристского» направления. Появившись как отделение «Аль-Каиды», но разойдясь затем с другим филиалом, из которого выросла ИГИЛ, «Ан-Нусра» стала столь грозной силой, что некоторые эксперты называют ее даже «большей угрозой, чем ИГИЛ».

Не в последнюю очередь, это связано с тем, что эту группировку активно использовали многие внешние игроки, пытавшиеся с ее помощью добиться своих целей. К примеру, точно известно, что при захвате провинции Идлиб отрядами ССА «Нусра» принимала в штурме городов самое непосредственное участие (это были вынуждены признать и сами лидеры ССА). А в южных сирийских провинциях боевики «Нусры» неофициально поддерживаются Тель-Авивом (об этом еще в 2014 г. говорили сотрудники ООН, а летом 2015 г. израильские друзы даже устроили линчевание прибывших на лечение в Израиль «нусровцев»).

Интересно, что поведение руководства «Нусры» на юге Сирии отличается от действий на севере. В частности, это выражается в том, что на севере «нусровцы» практически всегда воюют с «игиловцами», тогда как на юге, напротив, нередко вступают с ними в союзы. И это дает основание экспертам сделать вывод о том, что у группировки, возможно, два разных командования.

«Ан-Нусра» считается террористической группировкой как в ООН и США, так и в Турции, Саудовской Аравии и в ОАЭ. Несмотря на это, отношение к ней, как уже упоминалось, далеко не такое однозначное.

В июле 2016 г. боевики (явно по чьему-то умному совету) решили осуществить этакий ребрендинг, заявив о выходе из «Аль-Каиды» и поменяв название на «Джабхат фатх аш-шам». Однако, как известно, от перемены мест слагаемых, сумма не меняется, и этот ловкий ход не прошел. В итоге, американцы были вынуждены внести и это название в террористический список, после чего боевики решили отомстить, слив западным СМИ весьма интересную информацию.

Новая политика Белого дома по отношению к «Нусре», по всей вероятности, была связана с российско-американским соглашением по Сирии, одним из пунктов которого является «размежевание радикальной части оппозиции от умеренной». Не случайно практически сразу после этого в террористический список попала еще одна группировка – «Джунд аль-акса» (ее боевики, в свою очередь, поняв, что им светит, решили присоединиться к «Ан-Нусре»). Вполне возможно, что вскоре тем же путем последуют и некоторые другие боевые отряды.

Из наиболее значимых бригад, входящих в состав «Нусры», помимо «Джунд аль-акса», можно выделить такие группировки как: «Джейш аль-мухаджирин валь-ансар» (где ведущую роль играют выходцы с Кавказа) и «Группу “Хорасан”» (состоящую, в основном, из пакистанских и афганских ветеранов «Аль-Каиды»).

Следует отметить, что «Ан-Нусра» входит в коалицию «Джейш аль-фатх», которая была образована в марте 2015 г. Название этой коалиции похоже на название альянса «Джейш аль-ислам», который поддерживается Саудовской Аравией, и о котором уже говорилось ранее. По этой причине, порой, возникает путаница, но разница между этими формированиями достаточно сильная. Если «Джейш аль-ислам», по сути, является локальной группой и практически полностью завязана на Эр-Рияд, то «Джейш аль-фатх» – это коалиция (скорее всего, временная) нескольких крупных группировок. Помимо «Нусры» туда входят: «Ахрар аш-шам», «Аджнад аш-шам», «Харакят Нураддин аз-Занки», «Файлак аш-шам» («Легион Шама») и др.

Последние три бригады, несмотря на свое участие в коалиции, все же считаются как бы сами по себе, в том смысле, что они пока не входят ни в состав «Нусры», ни в состав «Ахрар», ни в состав ССА. Подобные отряды в Сирии еще встречаются, в частности, таковыми являются: «Ансар аш-шам», «Бригады аль-фуркан», «Джабхат ансар аль-ислам», «Джабхат ансар ад-дин» (включая «Харакят фаджр аш-шам») и др.

Эти и схожие с ними вооруженные формирования, как правило, являются близкими к экстремистам, что хорошо заметно на примере группировки «Харакят Нураддин аз-Занки», боевики которой казнили палестинского мальчика, сняв свою неимоверную жестокость на видео и выложив в Интернет. Вполне вероятно, что через какое-то время эти бригады вольются в состав либо «Нусры», либо ИГИЛ. (Примечательно, что перечисленные формирования нередко используются ССА в ее боевых операциях и получают военную помощь от США, что официально признается Пентагоном).

***

5) Наконец, последней крупной группой, противостоящей как Дамаску, так и всем остальным, является ИГИЛ.

Считать оппозиционной ее, конечно, особо не приходится, поскольку официально она противостоит практически всем силам, действующим в Сирии. Однако нельзя не отметить, что подчас те же «нусровцы» действуют совместно с «игиловцами», как, например, это было в палестинском лагере Ярмук.

Кроме того, вызывает массу вопросов та «случайная» поддержка этой группировки, которая временами случается со стороны США и их союзников. Дело в том, что когда речь идет об одном-двух инцидентах, это можно назвать случайностью, но когда такие «ошибки» становятся едва ли не постоянными, то вполне резонно говорить уже о тенденции.

Инциденты «случайной» поддержки членов ИГИЛ со стороны США, в основном, происходят по двум направлениям:

— «ошибочные» удары по противникам боевиков, как это было недавно под Дейр аз-Зором, и как это часто происходит в Ираке;

—  «случайные» сбросы оружия прямо на позиции «игиловцев».

Особенно умиляют оправдания американцев, как это было, к примеру, во время сражения за Кобани, когда, по словам представителей Пентагона, виновником «ошибки» был назван «сильный ветер» – это при современных-то технических средствах.

Таким образом, хотя официально ИГИЛ считается врагом для всего мира, на неофициальном уровне эта группировка явно поддерживается определенными силами, которые, по аналогии с «Нусрой», пытаются использовать ее в собственных интересах.

При этом не следует забывать, что практически к каждому крупному полевому командиру «игиловцев», в т.ч. и в Сирии, приставлен специальный военный советник из числа такой структуры как «Хизбия» – бывших иракских спецслужб времен Саддама. (В Ливии эта система устроена схожим образом, только вместо саддамовских специалистов, там это место занимают бывшие ливийские военные времен Каддафи).

Из числа аффилированных с ИГИЛ в Сирии групп (т.е. давших присягу аль-Багдади) можно отметить: «Джейш Халид бин аль-Валид» (действующую на юге Сирии) и “Dokumacilar”, в пер. на русский – «Ткачи» (турецкий отряд, ответственный за теракты в Диярбакыре, Суруче и Анкаре).

***

6) Отдельно хотелось бы указать некоторые страны, которые, согласно исследованиям западных специалистов, спонсируют определенные группы, пытаясь таким образом не оказаться в стороне от сирийского конфликта:

Катар – часть боевых групп ССА, в частности, «Джейш аль-муджахидин», «Лива фурсан аль-хакк», а также «Легион Шама» (по крайне мере, на раннем этапе);

Кувейт – некоторые отряды ССА; «Ахрар аш-шам»; отдельные операции «Ан-Нусры» (о чем открыто заявили члены этой террористической организации);

Иордания – часть группировок, поддерживаемых «Южным военным оперативным центром» (данная структура описывается в след. пункте);

Израиль – как уже упоминалось, пытается использовать в своих интересах «Ан-Нусру» и другие группировки (по словам известного сирийского оппозиционера К. аль-Лабвани, в районе Голанских высот есть около 14 бригад из числа ССА, «Нусры» и ИГИЛ, и ни одна из этих групп не имеет проблем с Израилем, и он не имеет проблем с ними); кроме того, со стороны израильских военных несколько раз звучали заявления о том, что война в Сирии идет на пользу Тель-Авиву, и что при выборе между Дамаском и ИГИЛ, там выбрали бы последних;

Франция – оказывает поддержку некоторым отрядам ССА; пытается закрепиться в курдских районах (одно время даже шли разговоры о строительстве Парижем военной базы);

Великобритания – поддерживает часть групп ССА; в основном, действует совместно с Вашингтоном.

***

7) Что касается США, то в разное время они пытались делать ставку на разные группы. В то же время, к концу 2013 г. были созданы и специальные военные оперативные центры (MOС):

— Северный, Northern “Military Operation Center” (базируется в Турции);

— и Южный, Southern “Military Operation Center” (расположен в Иордании).

Данные центры пытаются управлять разными оппозиционными группами посредством:

— финансирования (причем, как правило, просто перенаправляя денежные потоки из аравийских монархий);

— вооружения (в частности, поставляя такие ракетные комплексы как TOW);

— тренировок (что осуществляется либо в специальных лагерях вне Сирии, либо при помощи военных советников, действующих непосредственно внутри сирийской территории);

— логистики (т.е. предоставлением разведданных);

— военной поддержки (в основном, речь идет об авиаударах, хотя иногда могут быть задействованы и отряды спецназа).

В числе тех оппозиционных групп, которые получают помощь «Северного оперативного центра», можно отметить следующие формирования:

«1-ая сухопутная дивизия», «1-ый полк», «2-ая пехотная дивизия», «16-ая пехотная дивизия», «Бригада “Северный гром”», «Дивизия 13», «Дивизия 99», «Дивизия им. султана Мурада», «Джейш аль-изза», «Джейш аль-муджахидин», «Джейш ан-наср», «Катаиб сувар аш-шам», «Легион шама», «Лива аль-адият», «Лива ансар ас-сунна», «Лива фурсан аль-хакк», «Северная дивизия», «Харакят Нураддин аз-Занки» и т.д.

(Интересно, что американская помощь, порой, идет от разных структур: к примеру, если «Дивизия аль-Хамза» и «Лива аль-му’тасим» получают поддержку от Пентагона, то «Катаиб ас-сафва» и «Ад-джабхат аш-шамия» – от ЦРУ).

«Южный оперативный центр» оказывает помощь таким вооруженным формированиям как:

«1-ый артиллерийский полк», «1-ый корпус», «11-ая дивизия специальных сил», «24-ая пехотная дивизия», «Бригады сейф аш-шам», «Бригады аль-фуркан», «Бригады аш-шабаб ас-сунна», «Джабхат ансар аль-ислам», «Джейш аль-абабиль», «Джейш ярмук», «Дивизия им. А. Хорана», «Дивизия усуд ас-сунна», «Дивизия фаджр аль-ислам», «Силы им. А. Абдо», «Файлак ар-Рахман» и др.

Понимая, что многие из этих отрядов все же контролируются не в полной мере, Вашингтон осуществлял попытки создания и «проамериканских» подразделений. Среди таковых можно выделить такое боевое подразделение как:

«Новая сирийская армия», “New Syrian Army” (NSA).

Однако, несмотря на огромные средства, вложенные США в подготовку своих «хороших парней», большинство созданных групп, так или иначе, либо были разгромлены в боях, либо просто-напросто перебежали на сторону ИГИЛ, «Нусры» и других группировок. Возможно, что эти провалы были вызваны тем, что сами Соединенные Штаты не представляют собой единого игрока. «Неоконсерваторы», «умеренные республиканцы»; «демократы», среди которых тоже ведется борьба между «кланом Клинтонов» и «командой Обамы» – все они, порой, пытаются добиваться собственных целей, то вступая в союз, то борясь друг с другом. И те срывы соглашений по Сирии, которые можно было наблюдать в последнее время, по всей видимости, являются отражением этой внутренней межклановой борьбы…

Агентство геополитических исследований «Манара»

Muslim Politic

Tags: 

Comments are closed.