Бесконечный тупик йеменского конфликта

Опубликовано: 20.03.2017

20 марта 2017 года исполнилось два года со времени начала военной операции «Буря решимости», которую проводит в Йемене Саудовская Аравия со своими союзниками по «аравийской коалиции».

Более чем очевидно, что за время этой военной кампании не была достигнута практически ни одна ее цель. Альянс «хуситов» и бывшего президента А. Салеха по-прежнему занимает столицу страны Сану, а правительство президента А. Хади не контролирует в полной мере даже южную часть страны. При этом Йемен превратился в плацдарм для террористических группировок, что ведет к вовлечению в конфликт новых государств и лишь продлевает кровопролитие.

29

В последние месяцы конфликт приобретает нарастающую динамику. Страна расколота надвое, в ней действуют две правительственные структуры. В противовес правительству президента Хади, которое предпочитает управлять Южным Йеменом из Эр-Рияда, 29 ноября 2016 года в Сане было создано правительство той части страны (Северного Йемена), которую контролирует альянс «хуситов» и Салеха. Главой правительства северян стал бывший губернатор Адена А. Хабтур.

Обострились противоречия и между участниками «аравийской коалиции» – Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами, выдвинувшими различные проекты дальнейшего политического устройства Южного Йемена. В конце февраля между правительством Хади и КСА, с одной стороны, и ОАЭ – с другой, разгорелся жесткий конфликт. «Яблоком раздора» стал контроль над аэропортом Адена. Вооруженные формирования, верные Хади и находящиеся под командованием его сына, попытались захватить этот важный объект. Однако охрана аэропорта, состоявшая из подконтрольных ОАЭ сил «харакат», оказала им вооруженное сопротивление. Позже к боям присоединились военные вертолеты и самолеты ВВС ОАЭ и воюющие в стране наемники ЧВК “Blackwater” (ныне известные под наименованием “Xe”), ответственные за военные преступления в Ираке.

В конце февраля Хади совершил визит в Абу-Даби, привезя с собой согласованный с Эр-Риядом план, предусматривающий совместную охрану инфраструктуры аэропорта силами «законного правительства» и проэмиратовской милиции. Посредниками в переговорах выступили американские дипломаты, курировавшие также встречу Хади с наследным принцем Объединенных Арабских Эмиратов Бин Заедом. Встреча, однако, завершилась ничем.

Причиной этого является тот факт, что КСА и ОАЭ придерживаются разных подходов к внутрийеменскому урегулированию. Абу Даби ставит цель укрепления союза южнойеменских племен (точнее, племенной группы «бакиль») и государственного обособления Южного Йемена под своей эгидой. И ставленник Саудовской Аравии, Хади, рассматривается в ОАЭ как «барьер» к достижению этой цели.

***

Тем временем, зона военного конфликта расширяется все больше. Боевые действия все чаще переносятся на территорию КСА и других сопредельных государств. Так, в начале февраля ракета средней дальности, запущенная повстанцами из Йемена, поразила саудовскую военную базу аж около Эр-Рияда. А в конце февраля ракеты ударили по военным целям в районе Джидды и Таифа.

Примечательно, что ранее (осенью прошлого года) силы «хуситов» атаковали военные цели в районе эритрейского города Асэбе. Затем последовал еще один удар по лагерю йеменских военных, которых саудиты готовили на территории Эритреи. Таким образом, боевые действия в Йемене уже создают угрозу стабильности всему району Красного моря.

Между тем, ожидается, что «аравийская коалиция» может начать штурм Ходейды – важного портового города. «Хуситы» и их союзники сделают в таком случае все возможное, чтобы этого не допустить: через Ходейду проходит две трети закупок продовольствия и коммерческого импорта в Йемене. Удержать этот порт для них даже важнее, чем удержать столицу страны Сану (штурм которой также вскоре может начаться).

Эскалации напряженности в Йемене способствует и увеличение американской военной активности в регионе: Вашингтон под предлогом борьбы с терроризмом силами спецназа ведет на йеменской территории свою войну. В свое время Б. Обама дал указание вывести американских военных из Йемена, но администрация Д. Трампа, кажется, решила пересмотреть это решение. С конца января беспилотники США нанесли ряд ударов по тренировочным лагерям «Аль-Каиды» в провинциях Шабва, аль-Байда и Абъян. Кроме того, был проведен и сухопутный рейд, наделавший столько шума, что Хади даже запретил проведение американских наземных операций в Йемене. К тому же, в результате бомбардировок погибли мирные жители, в том числе восьмилетняя дочь бывшего лидера АКАП А. Авлаки, Нура. Такие авиаудары являются подарком «Аль-Каиде», так как озлобляют местное население и увеличивают приток боевиков в ее ряды.

***

Однако наиболее страшным результатом йеменской войны является развернувшаяся в этой беднейшей арабской стране гуманитарная катастрофа. Об этом пишут немного, но ситуация стала уже абсолютно нетерпимой. Согласно докладам ООН, 10 миллионов 300 тысяч йеменцев, т.е. почти 40% населения страны, находятся на грани голода и нуждаются в срочной гуманитарной помощи (по последним данным, цифры еще более катастрофические). Среди голодающих – 2 миллиона 100 тысяч детей. Из-за нехватки медикаментов и разрушения больниц в стране обострились эпидемические заболевания, около 4 тысяч человек умерли от холеры.

Несмотря на это, йеменский конфликт продолжает пребывать в тени сирийского. Усилия спецпосланника ООН по йеменскому кризису пока ничего не дали, примирить заинтересованные стороны (Саудовскую Аравию, Иран, США, ОАЭ) ему не удается. Между тем без согласованных действий международных участников конфликта выйти из йеменского тупика едва ли получится. По мнению ряда экспертов, оптимальным решением было бы создание федерации, в которой северный и южный Йемен имели бы значительную степень самостоятельности, оставаясь в едином государстве. Но нужно ли это зачинщикам конфликта?

По материалам «Фонда стратегической культуры»

Tags: 

Comments are closed.