В середине февраля 2017 года столица Саудовской Аравии, город Эр-Рияд, стал местом проведения концерта местной певицы Ваад. Данный концерт был организован как сугубо женское мероприятие, посвященное покойному ныне певцу Тареку Абдельхакиму, умершему в 2012 году. Среди приглашенных на концерт было и несколько саудовских принцесс.
Концерт Ваад был организован вслед за кампанией, запущенной в начале февраля в «Твиттере» с арабским хештегом, который можно перевести как #Мохаммед_Абдо_Нужен_Эр-Рияду. Речь шла о саудовском певце Абдо, выступившем 30 января в Джидде в присутствии шеститысячной мужской аудитории. Посещение данного концерта женщинами было запрещено решением «Общественного управления по вопросам развлечений», имеющего отношение к высшему саудовскому духовенству, которое выступает против смешения полов.
После этого директор Rotana Group, организовавшей данное мероприятие, в интервью «Аль-Арабии» объявил, что компания (владельцем которой является саудовский принц Аль-Валид бин Таляль) подготовит концерты, доступные для посещения женщинами, но при условии, что власти КСА дадут на это свое согласие.
***
Ну а что же Эр-Рияд? Там пока еще прислушиваются к мнению своих ведущих богословов, которые выступают против тех изменений, что происходят в королевстве в последнее время. Так, 13 января верховный муфтий Саудовской Аравии в интервью телеканалу «Аль-Маджид» заявил, что концерты и кинотеатры приносят лишь вред и приводят к безнравственности и распущенности. Однако уже через два дня глава «Управления по вопросам развлечений» посетил муфтия, чтобы убедить его в том, что разделение женщин и мужчин на концертах соблюдается.
В конце февраля в той же Джидде прошел первый в истории саудовского королевства фестиваль поп-культуры. За три дня его посетили около 20.000 жителей страны. При этом часть богословов назвала данное мероприятие «культом сатаны».
Здесь следует отметить, что представители таких структур как «Совет высших ученых» и «Совет по поощрению добродетели и предотвращению пороков» по большей части придерживаются строгого консервативного подхода, запрещающего пение едва ли не в целом. А уж тем более, когда песни сопровождаются музыкой, а музыкальные мероприятия подразумевают смешение полов.
Но в последнее время большинство богословов, назначенных Королевским судом, воздерживаются от выражения своей реальной точки зрения, видимо, чтобы избежать недовольства со стороны вышестоящей инстанции. Это связано с тем, что такого рода строгие, бескомпромиссные взгляды рассматриваются как противоречащие новой позиции Королевского суда. Ведь она является частью плана «Стратегия 2030», спонсируемого вице-кронпринцем Мохаммедом бин Салманом. Следуя этой позиции, «Управление по вопросам развлечений» даже представило «календарь развлечений» на 2017 год, полный концертов и кинопоказов.
Те, кто осмеливаются публично выступать против подобных мероприятий, как, к примеру, член Совета Абдалла аль-Мутлак, делают это крайне осторожно, пытаясь скрыть свои взгляды за туманными и общими фразами. Когда в середине января во время интервью саудовскому радио «Нида аль-Ислам» Мутлака спросили о концертах, он выразил свое неприятие, но сделал это непрямо и довольно вежливо. При этом он попросил обратить внимание на слова муфтия Саудовской Аравии, выступающего против такого рода мероприятий. Кроме того, он призвал провести референдум с целью узнать мнение народа, поскольку, по его словам, люди не хотят, чтобы им «навязывались эти концерты».
Примечательно, что Мутлак не упомянул Королевский суд, который в мае 2016 года и распорядился создать «Общественное управление по вопросам развлечений», назначив его председателя и наделив его полномочиями организовывать концерты. Хотя известно, что саудовские нормы запрещают данные мероприятия, вне зависимости от того, соблюдается на них разделение полов или нет.
И это не случайно. Несмотря на то, что все культурные мероприятия и концерты, проводимые в КСА, должны быть одобрены главой провинции или его представителем, сторонники консервативного подхода обычно избегают публичной критики в адрес королевской семьи. Они предпочитают направлять свою агрессию и критику на «Управление по вопросам развлечений» и артистов, принимающих участие в концертах.
Прежде это нередко приводило к победе консерваторов. Так, в 2009 году принц Фейсал бин Халид, эмир провинции Асир на юге Саудовской Аравии, заявил о полной отмене всех концертов, которые были запланированы во время ежегодных туристических фестивалей, проводящихся в городе Абха с 1998 года. Принц отметил, что из-за растущего давления консерваторов «отныне будут проводиться только культурные и народные мероприятия». Он объяснил свое решение тем, что «не придает концертам важное значение и имеет по поводу них сомнения». Сторонники консервативной позиции тепло приняли это решение.
***
Однако в последнее время ситуация явно стала меняться: саудовское правительство приняло несколько решений, нацеленных на ослабление влияния сторонников строгой линии в религиозных институтах. К примеру, в апреле 2016 года Кабинет министров принял закон о лишении «Совета по поощрению добродетели и предотвращению пороков» права арестовывать и допрашивать людей.
Среди других примеров – выпущенный в декабре 2016-го королевский указ о преобразовании «Совета высших ученых» и увеличении числа его председателей с 19 до 21. При этом членов Совета, являющихся сторонниками консерваторов, постепенно заменяют людьми, поддерживающими новую политику Королевского суда, ориентированную, по мнению ее разработчиков, «на развитие более прогрессивного саудовского общества, особенно в отношении женщин и искусства».
Таким образом, «Совет высших ученых» становится все более гибким, и, вероятно, что вскоре он примкнет к новой политике королевства. Даже несмотря на присутствие там таких консерваторов как Салих аль-Люхайдан, Салих аль-Фаузан и верховный муфтий, которые, кстати сказать, далеко не всегда говорят о других важных проблемах своей страны – в частности, о процветающей коррупции и все увеличивающейся безработице. К примеру, они совсем не возражали против роста цен на бензин и электричество или против решения правительства прекратить ежегодные надбавки и премии для саудовских работников.
Но едва ли их это спасет, ведь позиция властей уже явно обозначилась: 5 января в интервью журналу Foreign Affairs сын короля Салмана не стал скрывать своих переживаний относительно присутствия в стране «экстремистских духовных лиц, которые могут подорвать процесс реформ», сославшись на неодобрение консерваторами концертов и экранных постановок.
***
Итак, власти КСА встали перед серьезной дилеммой: с одной стороны, они хотят отойти от строгих консервативных устоев, укоренившихся в обществе едва ли не с самого основания королевства, но с другой стороны, они нуждаются в содействии религиозных лидеров, поддерживающих политическую легитимность саудовской монархии.
Чтобы осуществить свои замыслы, Эр-Рияд действует, в основном, двумя методами – либо банально покупает, либо просто вытесняет консерваторов, заменяя их более удобными лицами. Саудовское общество явным образом разделяется: одна его часть стоит на старых и уже во многом не работающих позициях; тогда как другая требует перемен, иногда действительно необходимых, но подчас весьма сомнительных. И если на стороне первых стоит религиозная элита, то среди вторых – сотни тысяч выпускников западных вузов. И неизвестно, где те границы, перед которыми последние будут готовы остановиться? И не приведет ли их стремление к переменам вообще к разрушению всех границ и моральных устоев, если они помчатся на всех парах и без каких-либо тормозов? Законы жизнеустройства еще никто не отменял – чем сильнее сжимать пружину, тем сильнее она будет разжиматься.
К тому же, тут возникает и другая проблема – происходящие сейчас в Саудовской Аравии изменения приводят к утрате контроля над тысячами религиозно мотивированных молодых людей, которые постепенно теряют доверие к близким к государству богословам. Куда они в итоге пойдут? Ответ на этот вопрос более чем очевиден…
Muslim Politic по материалам западных СМИ